Vector.Education

Инвесторы рассказали о самых нелепых приложениях, которые довелось увидеть

Очередной Tinder для собак, фитнес-трекер для домашних рыбок или агрегатор ресторанов в городе с населением 500 человек? Активное развитие и рост популярности мобильного интернета заставляет многих начинающих предпринимателей думать, что любое приложение может стать популярным и приносить хороший доход.

Из-за такой логики появляются совершенно нелепые идеи, которые никогда не станут востребованными.

Недавно онлайн-школа городских предпринимателей Vector запустила курс «Как создать мобильное приложение». Чтобы глубже разобраться в теме, о самых нелепых идеях мобильных приложений и перспективах рынка представители школы поговорили с венчурными инвесторами и экспертами.


Павел Черкашин,управляющий партнер GVA Vestor.In
Павел Черкашин,управляющий партнер GVA Vestor.In

Наверное, самая странная и поэтому запоминающаяся идея – персональный Иисус. Мобильное приложение, которое выполняет функцию духовника.

Я считаю, что мобильные приложения становятся утилитарным инструментом, теряют актуальность как отдельное бизнес-направление. Сейчас на пике мобилизация всего, что можно мобилизовать. И все, что существует в виде веба, рано или поздно будет существовать как мобильное приложение. Скорее всего, будут централизованные приложения – как мессенджеры, через которые можно будет решать тысячу разных задач. То есть мобильные приложения сами по себе становятся платформой, позволяющей подключить много функций.

Это отличается от того, как рынок выглядел еще 5 лет назад.

Игорь Рябенький, управляющий директор AltaIR Capital
Игорь Рябенький, управляющий директор AltaIR Capital

Из странных приложений мне вспоминается одно – скорее, оно даже печальное… Основатель посвятил его своей жене после того, как у нее обнаружили четвертую степень рака. В приложении пользователь может дать свои посмертные распоряжения: например, отправлять поздравительные открытки друзьям несколько лет после смерти, передать письмо детям в каком-то определенном году – все то, что уже не будет шанса сделать самостоятельно.

О рынке мобайла

Весь рынок идет в сторону мобайла, все платформы идут в сторону конвергенции – и скоро не будет разделения на мобильный или не-мобильный контент. Есть страны или целые слои населения, которые не знают десктопного потребления контента, потому что у них никогда не было компьютера или проводного интернета.

Цифры поражают: в некоторых странах 40-50-70 процентов контента потребляется только на мобильных экранах. Уже сегодня есть тяжелое видео и игровой контент, которым люди пользуются только на мобильных телефонах. 

Становится все меньше приложений, которые тяготеют к десктопу: офисные, дизайнерские приложения тоже перекочёвывают в сторону мобильных. Этот спрос поддерживает и появление на рынке планшетов крупных размеров.

Артем Инютин, сооснователь и директор по инвестициям ТМТ Investments
Артем Инютин, сооснователь и директор по инвестициям ТМТ Investments

Если говорить о странных приложениях, то тут вопрос даже не столько в дурацких и странных идеях, а в том, что очень часто основатели плохо продумывают идею и бизнес-план проекта. Вторая проблема – в том, что предлагаются бесконечные вариации одного и того же. Оригинальные и одновременно полезные идеи не так уж часто встречаются.

В целом я считаю, что у мобайла огромные перспективы. Год назад время пользования интернета на мобайле сравнялось со временем, проведенным на десктопе.

Дальше – больше. Огромное количество полезных облачных приложений для мобильного появилось за последние 5 лет. Я сам иногда себя ловлю на мысли: «Зачем мне идти к ноутбуку, когда я могу открыть сейчас почту на телефоне?». Тем более что качество того же LTE сейчас не сильно уступает качеству домашнего или офисного интернета. Так что даже стриминг видео вполне нормально идет на телефоне.

Аудитория мобайла и время использования мобильного интернета будут только расти. Но монетизация идет с большой задержкой относительно роста аудитории. Ситуация напоминает бурный рост интернета в конце 90-х, тогда рекламные бюджеты шли в интернет очень медленно. Так и сейчас в мобайле, несмотря на ежегодное удвоение-утроение рекламных бюджетов. 

Что касается использования мобайла для бизнеса, то можно заметить: как только компания делает более-менее вменяемый сайт, она сразу же берется за создание мобильного приложения. Иногда бизнес строится вообще только на мобайле.

Мобильная аудитория будет расти во всём мире очень быстро, так как в беднейших странах жители, не имеющие компьютеров, могут позволить купить себе мобильник – и он для таких слоев населения заменяет собой и компьютер, и телевизор, и игровую приставку.

Алексей Тукнов, директор по инвестициям Maxfield Capital
Алексей Тукнов, директор по инвестициям Maxfield Capital

Два года подряд Maxfield Capital становится самым активным венчурным фондом в России, поэтому странных проектов, в том числе мобильных, которые приходят в «холодную» (на корпоративную почту) достаточно.

Я бы выделил не странные, а необычные. Интересные мобильные сервисы, которые отличаются от типичного «Uber для …». Например, приложение для бригадиров нефтяных скважин – управление сотрудниками на буровой. Еще из необычного могу отметить мобильное приложение для пасечников. Все эти сервисы позволяли вести точный учет данных. 

О рынке мобайла

В 2016 году mobile first утвердился во многих сегментах как доминирующий подход, тренд с чат-ботами несколько меняет это направление при разработке, но незначительно. Однако, как и раньше, инвестиционная привлекательность мобильного проекта определяется наличием traction уже в первой версии приложения.

Андрей Гершфельд, партнер Flint Capital
Андрей Гершфельд, партнер Flint Capital

Тот, кто говорит, что мобайл – это будущее, ошибается. Мобайл – это настоящее. Игнорируя мобильные технологии, любой бизнес сейчас быстро окажется «на обочине» рынка. Мобильные телефоны есть у огромного числа людей на земле, персональные компьютеры куда меньше доступны. В некоторых странах технологический прогресс перескочил сразу на смартфоны, миновав PC. Можно выделить несколько ключевых трендов в мобильных технологиях.

  • Always on – постоянное подключение к интернету. Высокое качество сетей 4го поколения и скорости, при которых решаются любые задачи пользователей. Развитие мобильных сетей будет идти за счет увеличения покрытия неохваченных территорий и качества сигнала в перенасыщенных устройствами районах. 
  • Бизнес-модели Mobile first для потребительских сервисов. Бизнесы, которые запускаются изначально на мобильных устройствах, растут сейчас быстрее и показывают более качественные метрики, чем web first. 
  • Бизнес-модели Instant commerce – они невозможны без мобильных технологий. Трудно представить себе мир без смартфонов и мобильных технологий, в котором появился Uber, YouDo, Instacart, Tinder и прочие бизнесы. 
  • Messangers – новые «браузеры». Появление и повсеместное распространение технологии цифровой передачи сообщений сравнимо с распространением TCP/IP по революционности. Каждый мессенджер аналогичен браузеру, а боты, которых может создавать пользователь или бизнес, равносильны приложению или веб-сайту. Поменяется парадигма поиска, content discovery, customer relations и коммерции. И это все будет полностью в мобайле. 
  • Приоритет безопасности и целостности данных. Потребность в персональной защите, сохранении, восстановлении и управлении данными высока, как никогда, по причине экспоненциального роста объема данных пользователей. Ежесекундно отправляются миллионы сообщений, фотографий, загружаются файлы и стримится видео. 
  • Мобильная реклама. Самый быстрорастущий сегмент рекламного рынка, самый эффективный канал и один из самых дорогих. Технологии для мобильной рекламы и мобильной видео рекламы, а также аналитике в мобильной рекламе на сегодняшний день – крайне перспективные области. 

И так далее... до бесконечности.

Должен сказать, что мы в текущий момент в нашем пайплайне практически не рассматриваем проекты, в которых отсутствует составляющая мобильных технологий.

А насчет странных приложений – я комментировать не готов. Кому-то они странные, кому-то могут показаться и не странными – такие оценки крайне субъективны :)

Дмитрий Желнин, управляющий партнер 65apps
Дмитрий Желнин, управляющий партнер 65apps

Самые странные приложения, которые я видел – это нелегальное казино, web-касса для заказа марихуаны, приложение для хранения своих ценностей в виртуальном сейфе, Shazam для священнослужителей РПЦ. Интересно даже, разрабатывал ли их кто-то потом. 

О рынке мобайла

Кризис мобайлу точно не помеха. Будет себе развиваться дальше. Весь мир столь плотно подсел на иглу социальных сетей, мессенджеров, что теперь это, наверное, самый устойчивый сектор. Даже цена на нефть может упасть, но абсолютно точно не может быть, чтобы миллиарды людей вдруг отказались от возможности выложить фоточку любимого котика.

А если по-взрослому, то перспектива на многие годы – это технологии виртуальной/дополненной реальности. Вы только посмотрите: после появления технологии Oculus и презентации Cardboard все просто помешались на шлемах виртуальной реальности. Samsung, Sony, HTC. Все запускают свои VR-проекты. Пока это только первые робкие шаги, и до «Матрицы» Вачовски еще далеко, но первый шаг сделан. В эту область в ближайшие несколько лет будет направлено колоссальное количество ресурсов. 


 

Материалы по теме:

Как оценить бизнес методом DCF

Яндекс заплатит по 100 тысяч рублей за рекомендации мобильных разработчиков

В мобильных телефонах тоже нужны блокировщики рекламы?

Выбор ниши мобильного приложения. Где есть деньги?

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно