Top.Mail.Ru
Колонки

Под закон Яровой подпадают все облачные сервисы и интернет-магазины

Колонки
Андрей Кузьмин
Андрей Кузьмин

Адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»

Андрей Кузьмин

Андрей Кузьмин – адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» – кратко рассказывает о том, что «антитеррористический пакет Яровой» значит для бизнеса и для отдельных людей. Прочитайте, если не было времени разобраться в изменениях, которые уже утвердили на высшем уровне.

Большинство поправок вступает в силу 20 июля – чуть больше, чем через неделю.

Под закон Яровой подпадают все облачные сервисы и интернет-магазины
Читайте по теме: Почта России оценила свои расходы из-за «пакета Яровой» в полтриллиона рублей

В статье речь пойдет о так называемом «антитеррористическом пакете Яровой». Он уже подписан Президентом и вышел в свет как Федеральный закон от 06.07.2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Хотелось бы описать не только влияние резонансного закона на бизнес и технологии, но также и затронуть его общие последствия. Ведь бизнес – это самая активная часть общества, и тут важно не закрывать глаза на вопросы ограничения гражданских прав.


Общая характеристика

В достаточно краткой пояснительной записке к антитеррористическому законопроекту говорится, что изменения позволят обеспечить дополнительные меры по защите человека и общества от терроризма. Я считаю, что тут была использована тактика манипуляции – приковать внимание общества к одним поправкам, чтобы другие остались без обсуждения. Конечно, изменения, которые касаются сроков хранения информации операторами связи – самые резонансные, но не единственные.

Условно можно разделить все поправки на несколько блоков:

  • расширение полномочий правоохранительных органов;
  • новые требования к операторам связи и некоторым интернет-проектам;
  • новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Начнем с самых нашумевших изменений.


1. Изменения в закон «О связи» 

Читайте по теме:Мегафон и МТС предложили новый налог для соблюдения «закона Яровой»В течение трех лет будет храниться информация о фактах передачи голосовой информации, текстовых сообщений, звуков, видео и иных сообщений, а сами сообщения будут храниться в течение только шести месяцев.

Вырастут ли тарифы на сотовую связь?

Возможно, но у государства есть множество инструментов для ограничения этого роста. Прежде всего, в рамках полномочий Федеральной антимонопольной службы. Возможно, будет принято решение на госуровне о том, чтобы оставить тарифы на прежнем уровне.

Главное последствие изменений в законе заключается в том, что теперь запись всех телефонных переговоров происходит автоматически. Ранее разговоры могли записываться только после специального постановления правоохранительных органов.

Кстати, законодатель попытался разрешить проблему оформления SIM-карт на подставных лиц. Теперь оператор связи обязан будет приостановить обслуживание абонента, если выяснится, что данные о нем в договоре не совпадают с реальными. А если выяснится, что операторы связи не выполнили обязанность по идентификации абонентов, то они будут привлечены к административной ответственности.


2. Изменения в закон об информации

Так называемые организаторы распространения информации в интернете обязаны в течение одного года хранить данные о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях. Содержание сообщений должно храниться в течение шести месяцев.

Также в соответствующие органы власти должны передаваться сведения, необходимые для декодирования этих данных. 

На кого распространяются эти поправки?

Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации – это лицо, которое обеспечивает функционирование программ, предназначенных для операций с электронными сообщениями пользователей. Электронное сообщение – это любая информация, переданная или полученная пользователем. По сути, сюда можно отнести всех интернет-провайдеров, но не только.

На наш взгляд, этот закон распространяется на все ИТ-проекты, которые отвечают следующим критериям:

  1. Они осуществляют идентификацию пользователей (регистрация, вход через социальные сети и другие способы). Хотя, грубо говоря, любой пользователь может быть идентифицирован, например, по IP-адресу.
  2. Их пользователи совершают какие-либо действия по передаче сведений или данных. Любое действие пользователя, например, просто поиск и просмотр какого-либо товара в интернет-магазине, является передачей информации. То есть любые интернет проекты-должны будут хранить сведения обо всех действиях своих пользователях на сайте.

Таким образом, под закон подпадают многие сервисы для бизнеса, все облачные сервисы, интернет-магазины и прочие проекты.

Конечно, для каждого проекта пределы хранения нужно будет обсуждать индивидуально. В том числе – необходимо будет запрашивать у государственных органов официальную позицию по тому или иному проекту.

 Что касается мессенджеров, социальных сетей, форумов, то здесь понятно: вся информация должна храниться на территории РФ в течение 1 года.


3. Усилены требования к перевозчикам и операторам почтовой связи

Теперь каждое лицо, которое оказывает экспедиторские услуги, должно будет контролировать содержимое посылок, а также достоверность сведений о своем клиенте. То есть это требование фактически распространяется на любого перевозчика, в том числе на курьерские компании – такие как DHL, и на частных предпринимателей, у которых есть в собственности грузовой автомобиль.

Перевозчик при заключении договора должен осуществить два действия:

  1. Проверить документы отправителя и убедиться в соответствии их действительности (учредительные документы для юридического лица и паспорт для физического лица);
  2. Убедиться в содержимом отправления и отсутствии там каких-либо запрещенных предметов.

Исполнение этих требований обеспечено новой статьей Кодекса об административных правонарушениях 11.14.3. Штраф для юридических лиц до 100 тысяч рублей.

Если говорить о бизнесе, то это прежде всего отразится на интернет-магазинах. Они должны будут раскрывать содержимое посылок и, возможно, это организационно усложнит процедуру отправки. Теперь перевозчик должен будет не просто довериться документам, но и убедиться в соответствии содержимого посылки документам. Также не исключено, что теперь перевозчики будут обязаны идентифицировать и грузополучателей.

Дополнительные требования предъявлены к организациям почтовой связи. В том числе – к тем, которые работают по лицензии. Теперь они должны проверять содержимое каждой посылки. Для этого будет использоваться специальная аппаратура.


4. Расширены полномочия правоохранительных органов

Как вы уже, наверное, догадались – всю эту сохраненную информацию смогут истребовать правоохранительные органы в рамках рассмотрения сообщений о преступлениях.

Главная хитрость заключается в том, что все эти действия могут совершаться правоохранителями не только в рамках расследования преступлений, связанных с терроризмом, но также и для абсолютно всех преступлений. А запрашивать соответствующую информацию смогут не только органы ФСБ, но также и полиция, и Следственный комитет – в расследовании любых преступлений, в том числе и налоговых.

Проще говоря, теперь будут записываться абсолютно все телефонные разговоры и переписка, и правоохранительные органы смогут получить к ним доступ в любой момент.

Фото на обложке: Pixabay

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что сказал Михаил Слободин на встрече со студентами Иннополиса
  2. 2 Можно ли изменить «пакет Яровой», чтобы все было не так печально?
  3. 3 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  4. 4 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech
  5. 5 Предварительное обследование: выводы из рейтинга MedTech