Анна Дегтерева

Как мы за три недели открыли акселератор в Казахстане

Директор бизнес-инкубатора Happy Farm Анна Дегтерева рассказала, как в Казахстане за три недели удалось найти частных инвесторов, пригласить в страну стартапы из-за рубежа и познакомить их с тремя десятками иностранных менторов.


Недавно бизнес-инкубатор Happy Farm приехал в Казахстан, чтобы организовывать акселерационные программы и конференции в сотрудничестве с местным Министерством по инвестициям и развитию. С июня в Астане стартовала программа Technation для стартап-команд из стран СНГ, Европы и Азии. По условиям заказчика, мы должны были собрать несколько сотен аппликационных заявок от команд, готовых участвовать в программе. Срок на это был  – три недели, в то время как мы находились в незнакомой стране и практически никого не знали тут. Задача не из легких, но мы решили принять этот вызов… и не пожалели.

Концепция нашей акселерационной программы следующая. Два месяца команды живут вместе  на кампусе, проходят обучение у международных менторов, работают над бизнес-моделями. После этого мы их везем на две недели в Кремниевую долину, где они получают консультации от венчурных инвесторов и экспертов в области технологий и инноваций. Такой формат акселерационных программ для Казахстана был новым, но его одобрило местное правительство и министр по инвестициям и развитию лично. К слову, министр Асет Исекешев – яркий пример нового поколения казахстанских чиновников, продвинутых, молодых, с западным образованием, которые быстро принимают решения, разбираются в технологиях и их внедряют.



По теме: 5 фондов Казахстана, где можно получить финансирование



Конечно, кто-то сомневался, что мы найдем достаточное количество проектов в столь короткие сроки. Но для нас это стало делом чести. Мы знали, что у местной молодежи есть идеи, талант и отличное западное образование – в стране проживает одиннадцать тысяч выпускников программы «Болашак», государственной стипендии, финансирующей казахстанцам образование в лучших мировых вузах. Значит, и стартапы должны быть качественными, главное – достучаться до их фаундеров.

За три недели подготовки мы подняли на уши абсолютно всех. У нас много друзей и партнеров, которые помогли привлечь хорошие команды из-за рубежа. Но с локальным рынком нужно было выстраивать стратегию работы иначе. Мы поехали в регионы, встречались с лидерами местных IT-коммьюнити, двигались от презентации к презентации, от контакта к контакту. Информацией о программе мы заполонили местные группы в социальных сетях, сайты, рассылки. Я действительно благодарна всем, кто оперативно включился, сплотился и помог сделать этот проект.

Особенностью стало то, что программа была реализована не только за государственные деньги, но и при поддержке частных инвесторов: Кайрата Мажибаева, Кенеса Ракишева, Вячеслава Кима, Биржана Кажигалиева.

Их мы тоже привлекли за те самые три недели, когда осознали, что выделенного бюджета недостаточно для качественной реализации всех идей. Такой тандем государства и частного бизнеса я считаю очень правильным.

Хоть настроены мы были оптимистично, первые результаты не радовали: сначала мы получали не более одной заявки в день. Однако позже потраченные усилия начали приносить результат. В конце третьей недели в почту сыпалось уже по 45-50 заявок в день, и мы едва успевали их рассматривать. Марафон длиной в три недели закончился с отметкой в 345 заявок, девять из подавшихся команд стали нашими резидентами.

Далее перед нами встала новая задача – привезти в Казахстан иностранных менторов. Нужно было им объяснить, почему они должны лететь в страну, о которой практически ничего не знали. Надо отдать им должное, они действительно фанаты своего дела, несут знания и опыт, невзирая на границы. Многие прилетали смотреть на Казахстан из любопытства, ради нового опыта и знакомства с новыми людьми. Например, Джон Говер из Dialect, прилетев в Казахстан, сказал мне: «Анна, сначала я не понял, где находится Казахстан, решил, что это где-то под Киевом. Но, когда у меня в руках уже был билет, я увидел, что лететь надо 23 часа. И сильно удивился».

К нам приехали Марта Эммерсон из Scaale Group, Марвин Ляо из 500 Startups, Игор Шойфот из ТMT Investments, Джим Смит из Mohr Davidow Ventures, а также Павел Черкашин, ранее работавший в Microsoft.

Был риск, что менторы определят команды как слабые. Многие из них за день просматривают по несколько сотен проектов, и удивить их чем-то сложно. У менторов нет романтизма насчет стартапов, они смотрят на проекты исключительно с точки зрения бизнес-эффективности. Но наши опасения не оправдались, мы получили позитивный фидбэк.

По моим наблюдениям, казахстанские команды по сравнению с российскими – более серьезные и взрослые (средний возраст – 30 лет). Они полностью сфокусированы на работе, у них есть бизнес-опыт и к заданиям они подходят более взвешенно.

Сейчас два месяца обучения в Казахстане уже закончились, фаундеры стартапов пробыли в Кремниевой долине три недели, а теперь, я надеюсь, окрыленные новыми идеями и впечатлениями возвращаются назад.

Сегодня мы работаем над новым грандиозным проектом, международной конференцией TechConnect Astana, организаторами которой является Министерство по инвестициям и развитию Казахстана и Национальное агентство по технологическому развитию. Событие состоится 12 ноября. Нашими гостями будут 1500 человек, 400 из них прилетят из-за границы. Конференция – это один из инструментов реализации стратегии Казахстана. Страна стремится стать технологическим хабом в Центральной Азии, с качественной предпринимательской экосистемой, комфортными условиями для инвесторов и большим количеством технарей-профессионалов. И многое для этого уже сделано и делается – лишним тому подтверждением стало то, что мы все-таки смогли выполнить свою задачу и запустить акселератор за три недели. Не в любой стране это было бы возможно в такие короткие сроки.



По теме: В Астане пройдет конкурс для стартапов с призом в $25 тысяч



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно