Данил Гаращенко

Как крупные компании ищут себе сотрудников через вузы

Согласно глобальному исследованию рынка труда The Hays Global Skills Index 2015, навыки работников все меньше соответствуют запросам и потребностям российского бизнеса. Чтобы сократить этот разрыв, компании стараются брать инициативу в свои руки и участвуют в подготовке будущих кадров.

Представители нескольких компаний рассказывают о том, что получают компании от сотрудничества с вузами, какие перспективы, в свою очередь, открываются для студентов и какие форматы взаимодействия с потенциальными кадрами эффективнее всего.  


Павел Захаров, вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ

Направление обучения: IT

Сотрудничество: МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при правительстве ФР, СПГУ, МГУ им. Ломоносова

Пример: курс «Цифровая трансформация бизнеса» совместно с НИУ ВШЭ, длительность – 3 месяца

Высокотехнологические компании начинают растить свои кадры уже со скамьи вуза, инвестируя в различные молодежные обучающие программы, профильные курсы и так далее. Мобильные сервисы, облачные вычисления, интернет вещей меняют каждый аспект взаимодействия с сотрудниками, клиентами и, в целом, – подходы к ведению бизнеса. Новые подходы – новые знания.

Сегодня вузы обладают мощной теоретической базой. Тем не менее для выпускника, который планирует развивать свою карьеру, особенно в ИТ-отрасли, уже курсе на третьем важно задумываться и о практических навыках в своей области.

В Oracle мы видим выход в партнерских программах с учебными заведениями – только так студенты могут получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы. А мы, в свою очередь, знакомимся с перспективными потенциальными сотрудниками.

Те, кто сейчас учится в вузе – это представители «поколения Y», которое воспринимает высокие технологии как естественную часть жизни. Они очень сильно отличаются от своих родителей и уже начинают формировать будущее IT. Поэтому образовательные программы и общение со студентами – это опыт, который взаимно обогащает.

Осенью 2015 года совместно с НИУ ВШЭ мы запустили курс «Цифровая трансформация бизнеса». Свыше 500 студентов из разных вузов прошли онлайн-занятия и мастер-классы: среди них МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Санкт-Петербургский Государственный университет, МГУ им. Ломоносова.

В целом, образовательная инициатива Oracle Academy помогает развивать свои процессы обучения примерно ста вузам в России. За последние пять лет более 100 тысяч студентов из России и стран СНГ приняли участие в олимпиадах Oracle по программированию на Java и SQL. В 2015 году в нескольких учебных заведениях Северной Осетии завершилось обучение группы преподавателей информатики по открытой платформе Alice для школ. Также у нас есть научно-развлекательный проект Oracle Raspberry Pi Weather Station for Schools, который предназначен для школьников – они тоже учатся работать с сетевыми технологиями и базами данных.




Пресс-служба компании «Сбербанк-Технологии»

Направление обучения: IT

Сотрудничество: МФТИ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова, Сколтех, МГТУ им. Баумана

Пример: спецкурсы по Java и QA в НГУ, длительность – 4 месяца

Задача компании «Сбербанк-Технологии» – разработка высококачественного ПО и предоставление услуг по его внедрению для главного заказчика, группы «Сбербанк». Команда «СберТеха» стремительно развивается, количество проектов растет год от года. По мере усложнения задач в области IT, вопрос подготовки кадров становится для нас все актуальнее. Поэтому разработка собственных образовательных программ и взаимодействие с лучшими вузами – стратегическое направлений развития «СберТеха».

В 2014 году мы основали кафедру банковских информационных технологий на базе МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Обучение ведется по направлениям: системы расчета, контроля и управления рисками в банковской сфере, разработка распределенных банковских систем, анализ больших массивов данных (big data). Студенты совмещают работу в СБТ и учебу на кафедре.

Мы стремимся максимально погрузить студентов в специфику работы, частично обучение проходит в офисе «СберТеха», часть курсов читают наши лучшие специалисты. Студенты кафедры получают и теоретический, и практический опыт по самым востребованным IT-направлениям, спрос на которые будет только расти.

image description
Алиса Мельникова,
генеральный директор «Сбербанк-Технологии», заведующий кафедрой банковских информационных технологий

Активное участие в подготовке будущих IT-специалистов – залог успеха современной IT-компании, и здесь большую ставку вы делаем на сотрудничество с ведущими вузами по всей России. Первый набор кафедры БИТ составил 26 выпускников бакалавриата МФТИ, в 2015 году мы увеличили набор.

Мы совершенствуем программу: начали сотрудничество с Иннополисом, их профессор будет читать курс «Тотальная визуализация». Также ввели курс по основам бизнес-коммуникаций, так как наши студенты и будущие сотрудники «СберТеха» должны владеть основами бизнес-этики и навыками эффективной работы в команде. В 2016 году планируем открыть аспирантуру и активно расширять состав преподавателей.

С 2014 года мы работаем с МИФИ – являемся партнером факультета Кибернетики и Безопасности. Стандартная программа факультета дополнена специализированными предметами по современным технологиям разработки прикладного программного обеспечения, которое применяется в «СберТехе». Программа обучения дает возможность получить новые знания, которые выходят за рамки учебных дисциплин МИФИ и, безусловно, пригодятся в будущем трудоустройстве в нашу компанию.

Студенты МИФИ ежегодно проходят практику в «СберТехе». Начинающие программисты получают ценные знания по редким направлениям и специализациям, накапливают практический опыт в масштабных и уникальных проектах под руководством опытных наставников.

С начала 2016 года мы успешно работаем с Новосибирским Государственным Университетом, читаем спец.курсы по Java и QA. Курс длится четыре месяца, по итогу обучения лучшие студенты получают сертификаты и предложение о работе в новосибирском офисе «СберТеха».

С несколькими вузов мы взаимодействуем в рамках договоров на практику: МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, Сколтех и другими.

Помимо этого, мы активно работаем со студентами и молодыми специалистами без привлечения вузов. Например, этим летом запускаем бесплатные мастер-классы по Java в четырех городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск. Преподавать на курсах будут сотрудники «СберТеха», а лучшим студентам мы предложим работу. Что важно – будет двухуровневый отбор в группы (то есть качественный состав студентов), обучение будет максимально прикладным с реальными практическими задачами.




Екатерина Жданова, начальник отдела подбора и развития персонала компании «Связной»

Направления для стажировки: аналитика, финансы, HR, IT, юриспруденция

Сотрудничество: ГУУ, МАИ, МГУ, РЭУ им. Плеханова, МФТИ, МГЭИ

Пример: программа стажировок «Связной. Старт», длительность от 3 до 6 месяцев

Мы уже несколько лет развиваем программу стажировок «Связной.Старт». Старшекурсники ведущих вузов могут поработать в подразделениях центрального московского офиса и после этого устроиться на штатные позиции. Программа позволяет студентам попробовать профессию на практике и понять, в какую сторону они хотят двигаться после окончания учебного заведения. А мы растим для себя кадровый резерв и повышаем узнаваемость «Связного» среди молодежи. 

Для стажировок мы ищем перспективных молодых специалистов в области финансов, IT, аналитики, HR, юриспруденции, закупок. Это взаимно полезно, потому что мы заинтересованы в новых талантливых сотрудниках, а студенты получают нужный для карьеры опыт. В основном мы сотрудничаем с РЭУ им. Плеханова, Финансовым университетом при правительстве РФ, ГУУ, Московским гуманитарно-экономическим институтом по гуманитарным специальностям и МИФИ, МГУ (ВМК), МГТУ Им. Баумана, МФТИ, МАИ по техническим.

Вузы выбираем по рейтингам и по совету коллег из соответствующих подразделений.

Информацию о стажировках «Связной.Старт» можно получить на досках объявлений университетов и на таких мероприятиях, как дни карьеры или ярмарки вакансий.

Еще мы сотрудничаем с Центром занятости молодежи и другими компаниями, которые занимаются трудоустройством студентов. На студенческих мероприятиях мы часто просим выступить перед ребятами наших сотрудников. Они рассказывают об условиях стажировок.

Чтобы устроиться на стажировку в «Связной», нужно:

  • Учиться в вузе на последних курсах;
  • Иметь хорошие оценки (средний балл не менее 4);
  • Пройти тестирование (в зависимости от подразделения);
  • Пройти собеседование с HR и потенциальным руководителем.

Условия стажировки:

  • Наставничество в процессе всей стажировки;
  • Оформление по ТК;
  • Длительность – от 3 до 6 месяцев;
  • Стажировка оплачивается;
  • Гибкий график (занятость в 30 часов в неделю).

Ежегодно НR-менеджеры «Связного» получают на студенческих мероприятиях до 300 анкет,  на собеседование в «Связной» из них мы приглашаем примерно 25% соискателей. После стажировки обычно не меньше 40% студентов переходят на штатные позиции.

На настоящий момент в «Связном» трудится шесть стажеров, мы планируем также привлекать новых студентов.




 

Ирина Лабутина – директор департамента Digital&Media Relations коммуникационного агентства Comunica

Направление обучения: PR

Сотрудничество: МГИМО, АКОС, Wordshop

Пример: курс «PR: осознанные коммуникации» в академии Wordshop, длительность – 2 года 

Медиасфера очень подвижна, и получать в вузах только теоретические знания без практики – путь отстающего. Именно поэтому в ведущих учебных заведениях Москвы лекции также читают приглашенные практикующие специалисты, уже добившиеся успеха и готовые поделиться самыми актуальными кейсами с рынка.  Comunica сотрудничает с совместной магистратурой Университета МГИМО и Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) «Реклама и PR в Интернете и социальных сетях»: ведущие спикеры агентства читают лекции для студентов.

Подобного курса в России еще не было, программа разработана с учетом пожеланий работодателей из агентского и корпоративного бизнеса. Учебный план программы построен по модульному принципу и включает базовые дисциплины, профессиональный блок дисциплин и дисциплины по выбору студентов. Учебная программа составлена при участии ведущих профессионалов рынка (в том числе Михаила Умарова – управляющего партнера Comunica).

Помимо этого, мы сотрудничаем с академией коммуникаций Wordshop (директор образовательных программ агентства Оксана Резник – куратор PR-факультета академии). Сочетание теоретического и релевантного практического получения знаний особенно важно, так как позволяет сегодняшним студентам обучаться не в отрыве от реальности и сокращать период адаптации при приеме на работу.

В нашем агентстве существует программа стажировок для студентов последних курсов, которая рассчитана на 6 месяцев и включает в себя специально разработанный курс обучения, позволяющий за полгода дать кандидату базовые знания и навыки для работы в пиаре и диджитал, а также возможность быть принятым в штат в случае наличия открытых вакансий.

Почему важно работать со студентами? Мы получаем возможность растить специалистов внутри компании до самых высоких позиций, прививая корпоративные ценности и внутренние стандарты качества.


Материалы по теме:

В ИТМО научат, как пиарить науку

Студенты разработали свой вариант дизайна поезда Hyperloop

В Москве пройдет бесплатный курс по экскурсионному предпринимательству

Как студенческий IoT-проект стал частью немецких клиник

6 способов побороть синдром «одинокого предпринимателя»

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно