Top.Mail.Ru
Колонки

Зачем стартапу наставник

Колонки
Евгений Русинов
Евгений Русинов

Руководитель Национального ресурсного центра наставничества Ментори (проект «Рыбаков Фонда»)

Светлана Зыкова

Невозможно научить летать, как невозможно научить делать бизнес. Но дело в том, что наставничество – не про успешного человека, который сделает все за стартапера, а про мировоззрение и опыт, передающиеся от знающего к начинающему. Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков Фонда») решил перейти к практике: руководитель центра Евгений Русинов объясняет, какую роль на самом деле играют наставники стартапа.

Зачем стартапу наставник

Что такое наставничество?

О наставничестве в последние годы много говорят как об эффективном варианте решения вопросов во многих сферах: от воспитания до образования и предпринимательства. Это инструмент передачи опыта от знающего и умеющего человека к молодому и не имеющему определенных компетенций, а также помощь в постановке личных жизненных и профессиональных целей и совместный поиск способов их достижения.

Обойдется ли стартап без наставника?

Многие молодые предприниматели на своем примере доказали, что нет. Например, герой этого материала Владислав Здоренко – основатель и руководитель технологичного стартапа Animo, на счету которого договор с Китаем, партнерство с Eurasia Development, Hills и Microsoft, пройденная школа Intel Education и перспектива выхода на рынок Соединенных штатов. Как? Не без помощи наставников. Об этом позже. 

Наставник – это эксперт?

Большинство «экспертов» — это почти ругательство, так как они приведут вас совершенно не в то русло. Мы уверены, что вы встречали людей, которые сами ничего не добились, но теперь ходят по встречам, за которые им падают деньги, и учат. Человек, который делать умеет, обычно делает, а не разговаривает

Наставники – это люди дела. Они чаще всего имеют свой собственный бизнес, могут стать не только вашим наставником, но и бизнес-ангелом. Игорь Рыбаков – хороший пример такого наставника: есть бизнес, есть понимание сферы, есть возможность подсказать. Или Оскар Хартманн, который был наставником для создателя CarPrice Эдуарда Гуриновича. 

Второй тип наставников – топ-менеджер в крупной отраслевой фирме типа Google, Microsoft, Intel. Это люди, которые ежедневно находятся «в теме». Таким наставником для Animo стал Алексей Николаев – директор по развитию предпринимательства по России в Intel.

5 качеств хорошего наставника, а не «эксперта»:

  • мудрость;
  • видение трендов. Причем, под трендом можно подать что-то популярное, а я имею в виду те тренды, которые ведут к результату;
  • связи;
  • мировоззрение без конфронтации и противоречий;
  • опыт. И именно опыт в сфере, которой занимаетесь вы сами. Он не обязательно должен быть инженером, но нужно понимать специфику отрасли. 

 

Как найти и привлечь наставника?

  • участвуйте в хакатонах и интенсивах для стартаперов, а не в митапах;
  • показывайте себя хорошо;
  • внимательно слушайте;
  • просите ставить вам KPI и выполняйте его в срок.

Тот же Алексей Николаев появился у Animo после интенсива в ЦМИТ-академии. «Наша команда, на тот момент состоявшая из двух человек, показала себя хорошо, а самому Алексею было комфортно общаться именно со мной, а потому он стал нашим наставником. В течение второго месяца мы поэтапно делали то, что он говорил, не отступая. Час – два – три он объяснял, а потом говорил: идите и делайте, пока не сделаете – не приходите».

Где найти наставника?

Как мы уже писали – на хакатонах или интенсивах, открытых лекциях и семинарах. Следить на ними можно на сайтах, например:

Главное – не стесняться, подходить и знакомиться, а после – соблюдать все правила нетворкинга: перезвонить в течение двух недель, чтобы напомнить о себе и не перевести холодный контакт в раздел «очень холодный, как Белый ходок, контакт».

Второй вариант – центры карьеры многих столичных вузов и сообщества выпускников проактивных университетов. Сейчас многие из них присоединились к программе Национального ресурсного центра наставничества «Ментори». Особо рекомендуем Фонд «Рекурсия» для студентов МГУ, Центр карьеры РЭУ им. Плеханова и аналогичные подразделениея МИСиС (они, кстати, очень часто проводят хакатоны) и ВШЭ.

Третий вариант — не для стеснительных. Вы просто заходите на личную страничку человека, чей опыт вдохновляет вас, и спрашиваете у него совета. Но тут обычно встречаются трудности, так что лучше предварительно указывать место возможной предыдущей встречи. «Я слышал ваше выступление на конференции по образованию в марте 2017 года, и хотел бы…».

Кстати, вот несколько осенних конференций, которые я могу порекомендовать — они помогут вам завести хорошие знакомства:

  • http://2017.edcrunch.ru/ — сфера образования и технологий.
  • GlobalMentori – международная конференция по наставничеству, сайта у них еще нет, но следить за новостями можно на сайте https://rybakovfond.ru/.
  • https://atlanty.ru/ (сразу предупреждаю, что дорого) – все, что надо знать о предпринимательстве и бизнесе.

Как часто встречаться?

По мнению экспертов из наставнических организаций МГУ или команд стартаперов из МГТУ им. Баумана – чем чаще, тем лучше. Это редкая возможность общаться часто, но если вы не получите теплый контакт (а это 2 раза в неделю минимум), о вас забудут.

Каждый раз наставник будет давать задание: на два дня, на неделю, ваша задача – выполнять и приходить с обратной связью. Получится книга «Бизнес с нуля», но только без книги, а сразу на практике.

Какие плюсы сотрудничества с наставником. Реальный кейс

1. Команда

Она не приходит с наставником, просто вместе с ним растет уровень проекта, который приводит к заинтересованности со стороны. Изначально у Здоренко были он сам, электронщик и программист. Потом добавились конструктор, маркетолог, менеджер по продукту, промышленный дизайнер. В течение первого года наставник же давал команде все большее количество указаний, видя ее развитие.

2. Связи

Ваш наставник должен быть «в тусовке». Николаев знакомил молодых и амбициозных с экспертами и с регионами. 

Лайфхак от стартапа

Иногда есть резон на ранних этапах закрепиться за каким-нибудь регионом, где не хватает технологических проектов. Во-первых, проще получить грант (московские команды итак очень много их получают, уже есть квота на количество), во-вторых, можно договориться с местной администрацией на поддержку.

3. Окно в Европу. Или в Азию

 Если у вашего наставника есть связи, то, скорее всего, есть и выход на международную арену. Андрей Прохорович стал еще одним наставником Animo. Большую часть времени он живет в Китае. И он не просто наставник-ментор, а входит в фирму, получив долю. Как у физического лица у него доля в российской фирме, как у СЕО Eurasia Development – доля юридического лица в дочерней фирме в Китае.

Лайфхак от стартапа

Венчурные инвестиции – это будущее бизнеса. Если человек готов помочь вам не только деньгами, но временем и опытом – значит, он верит в ваш проект, вкладывая не только в продукт, но в идею.

4. Без усложнений

Вы знаете, сколько стоят российско-китайский переводчик или консультант? Как сложно подать документы? Тысяча юаней (9 тысяч рублей) — благодаря наставнику — против тысячи долларов. С поддержкой можно выйти на китайский рынок, стать резидентами в технопарке и получить грант на 3 года бесплатного офиса (ведь вы в курсе, что именно на это в полном объеме тратятся стартапы?). 

Если у вас есть наставник, становится проще зайти в новые организации, и это нормально – знакомство через третьих лиц. Потенциальные инвесторы проекта также знакомы с командой через наставника.

5. Предостережение

Есть люди, у которых много денег, но полностью отсутствует понимание специфики рынка. Они не смогут тебе посоветовать – они не наставники. «Наставник не делает все за вас, если у него есть время заниматься такой ерундой – значит, у него нет времени работать. Личный успех – главный признак хорошего наставника», — считает Влад Здоренко.

 

Материалы по теме:

«Треть времени вы должны тратить на тех, кто вас превзошел. Забудьте про удобных друзей»

Как понять, кто твой клиент и чего он хочет

Ментор: брать или не брать

Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лучше 25-го кадра: как незаметная реклама может быть эффективной
  2. 2 Активы с отложенным ростом: как инвестировать в будущее
  3. 3 Как составить требования к функционалу продукта с помощью инструмента User Story Map
  4. 4 SEO для локального бизнеса: как выйти на первые позиции в поиске по регионам
  5. 5 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков