Top.Mail.Ru
Истории

9 стадий жизни технологической компании

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

За все время своего существования технологические компании и их цифровые продукты переживают несколько фаз, считает предприниматель и бывший сотрудник Google и Yahoo Навинит Наир. Если вы будете знать, какие трудности могут возникнуть на каждой стадии, то вам будет легче с ними разобраться.

9 стадий жизни технологической компании

Психолог Эрик Эриксон выделял восемь стадий жизни человека — удивительно, но такие же стадии проходят и технологические компании. Давайте же разберем их подробнее.

picИзображение: Medium

Доверие и недоверие

Согласно Эриксону, первая стадия жизни человека длится с рождения и примерно до 18 месяцев. На этой стадии младенцы учатся доверять окружающим, а именно тем, кто удовлетворяет их базовые потребности. Они должны чувствовать, что о них заботятся и все их желания исполняются.

Ранний этап существования стартапа напоминает эту фазу развития. На нем компании требуется забота. Она должна найти хороший инкубатор.

pic

Если взять в качестве примера историю Google, то эта фаза приходится на то время, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин еще учились в Стэнфорде. Тогда их проект BackRub превратился в реальный продукт. Но этого бы не произошло, если бы профессор Терри Виноград не сказал Пейджу и Брину продолжать заниматься проектом.

На ранних этапах компании или продукту необходимо найти ментора или спонсора, который будет в них верить. В редких случаях самостоятельная работа над проектом, конечно, может обернуться успехом, но вам все равно нужно будет найти тех, кто будет искренне в вас верить.

Самостоятельность и нерешительность

На этой стадии детей учат заботиться о себе самостоятельно на базовом уровне — например, переодеваться и кушать. Если ребенок не научится удовлетворять эти базовые потребности и за него это будут делать родители, ему будет стыдно, когда он увидит, как другие дети справляются с такими задачами самостоятельно (например, сами кушают).

Многие современные стартапы спотыкаются на этом шаге. Они не могут стать самостоятельными, потому что привыкли к неорганическому росту. Им кажется, что они растут и у них возникает ложное чувство независимости. Но любая встряска на рынке или в экономике, приведет их к провалу. Вспомните Juicero и Quixey — это отличные примеры того, как компании не смогли поддержать себя, несмотря на активное финансирование.

pic

Основатели Google работали скромно и начинали в гараже. Однако Пейдж и Брин по-прежнему ходили в Стэнфорд и занимались своим образованием. Крейг Сильверстейн и преподаватели помогли им нанять первых сотрудников. Создатели Google знали, что разрабатывают отличный продукт, но, к счастью, у них не было много инвестиций. Да, им удалось привлечь $25 миллионов до выхода на IPO, но они получали прибыль уже после завершения раундов инвестиций. За два года компания вышла на полную автономность.

Предприимчивость и чувство вины

Когда дети растут, они любят изучать разные вещи и делать все самостоятельно. По словам Эриксона, на этом этапе они познают новые концепции, о которых им сообщают в школе, и пытаются применить полученные знания на деле. Дети знают, что могут сами справиться с этими задачами и когда им это не удается и приходится обращаться за помощью, они испытывают нечто вроде чувства вины.

Google прекрасно показала себя на этом этапе. Компания по-прежнему вела дела очень экономно, но не скупилась на наем лучших сотрудников. Основатели Google понимали, что они не программисты и им были необходимы ценные специалисты. Когда компания приобрела Applied Semantics и в Google появился сервис AdSense, она перешла на стадию взросления. Покупка конкурирующей технологии показала, что компания не боится обратиться за помощью для дальнейшего роста. Ее поступок был актом выражения уверенности в себе.

Умелость и неполноценность

На этой стадии развития дети начинают больше конкурировать друг с другом. Они хотят делать то же, что и свои одногодки. Они стараются изо всех сил и вырабатывают уверенность в себе. Но если им что-то не удается, они чувствуют себя несовершенными по сравнению с ровесниками.

Google осмотрелась по сторонам и увидела, что делают другие. Она поняла, что может делать то же самое, если не лучше. В это время компания выпустила несколько новых продуктов — от Карт до Календаря. Я начал работать в Google ближе к концу этой фазы. Я работал над Google Finance и видел, что несмотря на наличие превосходных продуктов, мы все же уступали Yahoo. Начались ненужные для этой фазы сравнения. Тогда нам нужно было понять, на какой стадии мы находимся, и что до взросления осталось совсем ничего.

pic

Любопытно, что Google вышла на IPO как раз на этой фазе своего существования. IPO не показывает, что компания повзрослела, это всего лишь реакция на условия рынка. Выход на IPO чем-то напоминает вступление в права наследования. Для него не нужно находиться в каком-то идеальном возрасте, надо просто иметь рядом хороших людей, которые могут это устроить. К счастью, Google, в отличие от некоторых других компаний, обладала прекрасным общественным статусом.

Идентификация личности и путаница ролей

Это очень важная стадия развития подростков. На ней они познают себя и свою личность. Иногда во время перехода из детства к взрослой жизни они испытывают кризис самоопределения.

В Google эта фаза началась, когда компания перестала выглядеть в глазах окружающих молодым стартапом и ее начали воспринимать, как следующего «Большого Брата». Девиз «не будьте плохими» казался напоминанием о наивном периоде юности. Однако Google старалась его придерживаться.

Близость и одиночество

Подростки острее всего переживают близость и изоляцию, потому что в это время они взаимодействуют со множеством людей. Не каждому человеку удается найти того, с кем он сможет разделить всю свою жизнь. Некоторые иногда остаются одинокими до самой смерти.

pic

На этом этапе Google поняла, что несмотря на успехи в области поиска, у нее плохо идут дела в мобильной отрасли. В то время она, скажем, «сходила на несколько неудачных свиданий». Проблема решилась, когда компания наконец приобрела Android. Я считаю, что благодаря этой сделке Google стала тем, кем сейчас является. До Android (и в какой-то мере YouTube) Google не знала правил социальной игры.

Общечеловечность и самопоглощенность

В возрасте 40-50 лет люди обычно ищут смысл своей работы. На этом этапе жизни им кажется, что они обязаны внести какой-то ценный вклад в развитие общества и оставить после себя нечто важное. В противном случае они чувствуют себя бесполезным членом общества.

Мне кажется, Google всегда опережала всех по общечеловечности. Компания провела множество полезных программ и разработала MapReduce и BigTable, которые лежат в основе современных облачных платформ.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Цельность и безнадежность

Люди в возрасте от 60 лет и старше обычно являются пенсионерами. Им важно знать, что до этого они сделали нечто важное. Глядя на прожитую жизнь, они хотят чувствовать удовлетворение и понимать, что прожили ее на полную. В противном случае они испытают отчаяние.

Не думаю, что Google переживала эту фазу. Мне кажется, она ее проскочила и двинулась дальше, на новый этап, которого нет у Эриксона.

Перерождение

Абрахам Маслоу называл эту стадию трансценденцией — и ее достигают лишь немногие люди и компании. Думаю, Google это удалось. Компания переродилась в Alphabet.

Источник.


Материалы по теме:

5 ментальных ловушек, в которые попадаются все стартаперы

Что на самом деле убивает большинство стартапов

Как выжить стартапу в конкуренции с гигантами индустрии

10 вещей о стартапах, которые я не знал, пока не открыл свое дело

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Google не будет заявлять права на контент, сгенерированный сервисами на основе ИИ
  2. 2 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  3. 3 Тренды геосервисов 2024: «умная» навигация, ИИ-симуляция маршрута и «соцсети» на картах
  4. 4 Search Generative Experience: новая эра поиска Google. Как компаниям подготовиться к нововведениям?
  5. 5 Нейросети в помощь грибникам
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее