Екатерина Бочкарева

Инвестиционная стратегия Эштона Кутчера

Упоение и точность, с какими он говорит об инвестировании, технологиях и стартапах, раскрывают в нём исключительную личность, наделённую талантом во многих сферах. Изначально — даром актера, а теперь ещё — инвестора и технического энтузиаста.

Эштон Кутчер — один из немногих людей, которые стоят одной ногой в Голливуде, а другой – твёрдо упираются в техномир. За последние пять лет он стал известным бизнес-ангелом и создал свой венчурный фонд совместно с инвестиционным партнёром Гаем Озери, назвав его Sound Ventures (первоначально A-Grade Investments). Он инвестировал в популярные компании вроде Skype (который увеличил свой капитал в три раза после поглощения Microsoft в 2011 году), AirbnbUber, Zenefits и Getaround. И это лишь малая часть огромного списка.

Эштон поговорил с пользователями ProductHunt о своей инвестиционной стратегии, стартапах и будущем техиндустрии.


ash

Источник: Businessinsider.com

Как у инвестора у тебя есть два весомых преимущества — популярность и опыт создания своего бренда. Как ты думаешь, выгоднее внедряться в жизнь стартапа на начальном этапе или позже?

Я считаю, что популярность и создание бренда — лишь малая толика того, что мы делаем. На самом деле, когда я вижу, что компанию интересуют только два этих аспекта, я, как правило, отказываюсь инвестировать в проект. Просто реклама проекта с участием звёзд не сделает ничей продукт лучше. Мы главным образом сосредоточены на том, чтобы помочь компаниям развиваться. Иногда это выливается в формирование бренда и главного месседжа, но чаще всего приходится вникать, откуда брать каналы привлечения пользователей. Я думаю, что популярность пригождается тогда, когда твой голос имеет вес, когда компании играют не по правилам или просто когда нужно получить обратный звонок для решения бизнес-проблемы.

Что бы ты посоветовал и какой мудростью поделился из раннего опыта инвестирования?

Всегда помните о том, что вы не самый умный человек в мире. Затем просите о помощи. Почти во всех сделках я просил основателей объяснять мне концепты их компаний, как школьнику. Такой подход срабатывает по множеству причин:

  1. Вы действительно понимаете, чем занимается компания, как она устроена и почему она работает.
  2. Вы становитесь умнее.
  3. Вы убеждаетесь в том, понимают ли сами основатели суть своего продукта и могут ли его продать другим.

Обращайте внимание на паузы. Что основатель утаивает от вас? Задавайте вопросы.

Второй очень важный момент: я всегда прошу о помощи. Я не помню сделок, в которых не обращался бы к экспертам из той сферы, в которую мы инвестировали. Их я тоже прошу объяснить мне суть бизнеса в суперпростых терминах.

Всегда проводите анализ конкурентной среды. Узнавайте, какие метрики важны и изучайте их. Молитесь, чтобы вам повезло.


По теме: Три совета из речи Бена Горовица


Вы когда-нибудь встречались лично с основателями стартапов до или после инвестирования? Как ещё вы поддерживаете учредителей, не считая финансирования?

Я стараюсь при любой возможности встречаться с основателями до инвестирования. Бывало, что из-за транспортных проблем этого сделать не удавалось. Я считаю, что наша работа заключается не только в том, чтобы разбираться в бизнесе, но и в том, чтобы узнавать людей, что очень важно. Эрик Шмидт однажды сказал мне: «Твоя жизнь — это те, с кем ты идёшь по пути». Я полностью согласен с этим утверждением. Я инвестирую не для того, чтобы заработать побольше денег или «изменить мир»; а потому, что хочу знакомиться и проводить время с яркими, творческими, увлеченными людьми с передовыми взглядами. С теми, кому не наплевать на судьбы других. Зарабатывать деньги и менять мир — слишком утомительно, это требует очень много внимания и сопереживания людям. Кроме того, нужно обладать изобретательным умом и уметь совершать смелые поступки.

Мы помогаем компаниям множеством способов. Маркетинг, выход из пиар-кризиса, продукт, найм персонала, лоббирование, поиск синдикатного инвестора, решение проблем, развитие бизнеса, спонсорство, коучинг, нетворкинг — всё, в чём нуждаются наши основатели. Для них мы готовы стараться и содействовать им во всём.

guy

Гай Озери и Эштон Кутчер. Источник: jewishbusinessnews.com

Как ты думаешь, какие современные технологии повлияют на способы коммуникации и построение отношений в будущем?

Я считаю, что крупные сдвиги в использовании мобильных телефонов обязаны периодам упадка в этой сфере. Большинство передовых изобретений обречены на несовершенство. Однако иногда возникают качественные изменения в инновациях, они и открывают новые возможности. Я считаю, что сегодня у некоторых технологических и телекоммуникационных компаний вроде Jott есть шанс в корне всё изменить. Я также верю в то, что все эти носимые аксессуары находятся в зачаточном состоянии. Крупные изменения коснутся голосовых команд и различных форм простых и беспрепятственных подключений.

Что бы вы посоветовали стартапу, который собирается создать компанию за рамками традиционных техсообществ, при этом выводя ее на новый уровень (то есть увеличивая дополнительные внешние инвестиции, привлекая больше отечественных потребителей и т.д.)?

Я думаю, стоит начать с создания великолепного продукта, который решит актуальную проблему оригинальным способом. Накануне мне довелось пообщаться с представителем компании Companion, расположенной в Мичигане, которая действительно совершила прорыв. Всё дело в том, что основатель создал великолепный продукт, и он работает. Тем временем его бизнес выходит на международный рынок и растёт семимильными шагами.

При хорошем продукте финансирование появляется автоматически, так что за ним не приходится охотиться. Он собрал сногсшибательную команду разработчиков прямо из Мичиганского университета. Сэкономил деньги на конкурентных ресурсах Кремниевой долины — цены на проживание в Мичигане гораздо ниже. Я думаю, что оригинальные идеи могут прийти в голову кому угодно и где угодно, главное — не бояться мечтать по-крупному.


По теме: Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и Airbnb


По каким критериям вы оцениваете качества основателя/-ей? Как лучше всего обращаться к тому или иному инвестору, если ваши личные качества соотносятся друг с другом?

Я ищу основателей с твёрдым характером — людей, которые не сдаются, умеют справляться с любой ситуацией, людей, с которыми мне бы хотелось работать, с теми, кто умеет быть гибким. Я ищу лидеров, общительных людей, тех, кто знает свою компанию от и до.

Я всегда спрашиваю свою команду, «Если в час ночи вам позвонит основатель компании и попросит о чем-нибудь, вы с удовольствием вскачете с постели и возьмёте трубку?». Каждый раз мы подходим к этому вопросу старательно и по-разному, но всегда задаём тонну вопросов (не только по части бизнеса). Мы не просто отдаёмся нашим суждениям; мы стараемся найти людей, которые когда-либо работали или знакомы с основателями, чтобы иметь возможность получить помощь от третьей стороны.

Увлечённые люди с прекрасными идеями всегда найдут путь к инвестору. Ко мне всё время подходят на мероприятиях или даже в лифтах. Мне поступают холодные звонки и электронные письма, я сам или кто-то из моей команды почти всегда отвечаем на них. Я бы посоветовал не наглеть, а быть вежливым, говорить по делу и ждать только однозначного ответа: либо да, либо нет. Если вам ответят «нет», подумайте, почему вам отказали и исправьте свои ошибки, а затем попробуйте обратиться снова. Все, с кем вы когда-либо хотели сотрудничать, — занятые люди.

cutch

Источник: Techcrunch.com

Интересно узнать о вашем резком переходе из Голливуда в Кремниевую долину. Что отличает эти два мира друг от друга больше всего? Что в них общего?

Самое большое отличие в том, что в долине нет людей-посредников. В индустрии кино полно агентов, менеджеров, исполнителей, которые чаще всего оказываются профессиональными посредниками, которые загребают себе определённую часть прибыли.

Не поймите меня неправильно; есть люди, которые отлично справляются со своими обязанностями, творчески подходят к процессу и продуктивно работают. Но мне показалось, что в Кремниевой долине все люди до безобразия честны и открыты. Я думаю, что Кремниевая долина гораздо охотнее идёт на риск и всегда открыта неизвестному. Индустрия кино засорена плагиаторами, студии боятся рисковать и возятся с однотипными продуктами, меняя только костюмы.

Несмотря на то, что оба этих мира креативны и наполнены творческими людьми, я считаю, что творческий процесс Голливуда строится по совершенно иным социальным законам. На пробу проектов здесь даётся от 6 до 18 месяцев, поэтому вы вполне можете подбежать к кому-нибудь и сказать «Эй, давай вместе поработаем над чем-нибудь», а потом претворить эту идею в жизнь. Такие творческие столкновения в Голливуде встречаются сплошь и рядом.

Как вы думаете, звёзды/люди, наделённые властью, несут какую-нибудь ответственность за общество?

Я думаю, что каждый несёт определённую долю ответственности. Я помню, как восемь лет назад смотрел на Боно и думал: «Вот чем я хочу заниматься. Хочу пользоваться своим положением, чтобы по мере своих возможностей влиять на жизнь людей». Мне ещё далеко до его уровня, но он, по крайней мере, остаётся для меня наставником, и у меня уже начинает немного получаться.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно