Екатерина Бочкарева

Как самоучка Брайан Чески возглавил Airbnb

В июле этого года в журнале Fortune вышла статья «Образование Брайана Чески» — об исполнительном директоре Airbnb, который научился искусству управления у крупных игроков бизнеса и нашёл свои тактики. Rusbase публикует перевод этого материала.


Брайан Чески с головой погружен в рисование на салфетке. Мы сидим в президентской комнате, в просторной и шикарной штаб-квартире Airbnb в районе SoMa в Сан-Франциско. Остальные конференц-залы в этом историческом здании, куда компания переехала в 2013 году, спроектированы так, что напоминают жильё Airbnb на Фиджи или оперативный пункт из фильма «Доктор Стрейнджлав». Стены сделаны из деревянных панелей, в комнате стоят кожаные кресла, модель корабля покоится на кофейном столике. Выглядит как штаб-квартира какой-нибудь фабрики из 1917 года. Оторвавшись от сосредоточенных зарисовок, Чески передаёт мне салфетку с нарисованным кораблём. Надо сказать, что для выпускника школы дизайна Род-Айленда корабль выглядит примитивно. Однако дело не в качестве рисунка. Я просто спросил Чески о том, как развивался стиль управления компанией. Рисунок же демонстрировал его ответ.

«В этом смысле Airbnb похож на огромный корабль» — говорит он, держа салфетку. — И как CEO я являюсь капитаном корабля. Но на самом деле у меня две должности: во-первых, я должен заботиться обо всём, что ниже ватерлинии; обо всём, что может потянуть корабль на дно». — Он указывает на небрежно нарисованную линию волн, рассекающую корабль надвое, под которой изображены две дырочки с просачивающейся внутрь водой.

Фото: Майкл Льюис, Fortune Magazine.

«Во-вторых, — продолжает он, — я должен быть сосредоточен ещё на двух-трёх сферах, которые мне глубоко интересны. Я сосредотачиваюсь на них не потому, что они ниже ватерлинии, а потому, что я могу принести в них нечто полезное и уникальное. Они по-настоящему меня увлекают. Если в этих сферах дела пойдут в гору, то и компания изменится к лучшему». Он отвечает за три сферы: продукт, бренд и культура. «Эти три вещи хорошо мне знакомы, — говорит он. — Другие области я передоверяю своим лидерам и стараюсь внедряться в них, только если ниже ватерлинии появляются пробоины».


По теме: Инфографика — как появился Airbnb


Столь первоклассный стратегический способ мышления о менеджменте напоминает книги Джима Коллинза и Питера Друкера, но никак не тактику 33-летнего исполнительного директора компании, получившего эту должность впервые. На самом деле за мудрыми мыслями скрывается внешний источник, и довольно непредсказуемый. Чески узнал о теории корабля от Джорджа Тенета, директора ЦРУ в 1997-2004 годах, нынче управляющего директора в инвестиционном банке Allen & Company. Чески познакомили с Тенетом несколько лет назад, а затем попросил назначить с ним встречу.

Может показаться странным, что Чески, исполнительный директор компании, наряду с каршеринговым гигантом Uber, ставшим примером для подражания для так называемой экономики совместного потребления, просит совета у человека, который ушёл из разведки, что привело к вторжению США в Ирак в 2003 году. Но Тенет — лишь один из огромного списка управленцев, к которому Чески обратился со времени основания сайта по аренде жилья. Он учился у таких крупных игроков, как Уоррен Баффет из холдинга Berkshire Hathaway, исполнительного директора Боба Игера из Disney. В длинный список технических экспертов входит Джонни Айв из Apple, директор LinkedIn Джеф Вайнер, Марк Бениоф из Salesforce.com. А также отдельная группа мэтров, у которых он многому научился посмертно: Стив Джобс, Уолт Дисней, Джордж Бернард Шоу, Дуайт Эйзенхауэр. «Как будто бы об этом говорит сам Роберт МакНамара», — говорит Чески, относя комментарий о ядерной войне к противоречивому министру обороны США 1960-х и, объясняя его ненасытное стремление к знаниям управленческого дела. «Для тех, кто на войне или в стартапе, нет никаких готовых решений».


По теме: Чему Uber стоит поучиться у Airbnb


На самом деле за последние семь лет Чески познал весёлые, изнурительные и странные периоды жизни. Появившийся ни с того ни с сего в 2008 году Airbnb, сегодня стал мощной платформой, которой пользуются 40 млн людей. Когда их история только появилась в прессе, компания закрыла $1 млрд в новом раунде финансирования, что давало ей оценку в $24 млрд — цифры, которые превышают даже рыночную стоимость в $21 млрд гигантской сети отелей Marriott, которой принадлежит свыше 4000 гостиниц. Среди так называемых компаний-единорогов, технических стартапов с оценкой свыше $1 млрд, Airbnb опережает только Uber (который, согласно последним данным, закрыл новый раунд инвестиций при оценке $50 млрд) и китайский производитель телефонов Xiaomi ($46 млрд). В этом году Airbnb получил около $900 млн прибыли.

Совсем недавно для того, чтобы начать управлять компанией таких размеров, существовала только одна схема: поднимаешься вверх по карьерной лестнице, демонстрируешь «потенциал лидера», а затем вступаешь в многолетний процесс, сменяя ряд постов до того, как стать СЕО. Нынешний климат техиндустрии перевернул это представление с ног на голову. Молодые люди с одной мощной бизнес-идеей получают должность СЕО по умолчанию, а не в результате долгого обучения, и так случается очень часто. И пока единороги ищут инвесторов, а консультанты предлагают множество мнений и советов, СЕО чаще всего справляются своими силами и ведут себе свой корабль — и, бывает, рисуют его на салфетках.

Чески, который в 2008 знать не знал о бизнес-ангелах и не читал TechCrunch, понимает это лучше других. «Нетипичный случай для таких людей, как я: учиться в художественной школе, затем оказаться безработным, а через пять-шесть лет достичь таких успехов», — говорит он. — К такому жизнь никого не готовит».

Затем он решил заняться управлением, подробно и широко изучая самые лучшие практики. До сих пор подход Чески срабатывает, отчасти благодаря тому, что его характер идеально сочетается с его стремлением к совершенству. История развития Чески как топ-менеджера также раскрывает глаза на новый способ экономики, перевернувшей традиционное понятие о CEO. Его история может предложить новый план развития управления компанией.

Спросите любого, кто знает Чески, и люди будут описывать его следующими словами: сильный, целеустремлённый, очень и очень любознательный. Как только мы сели и начали беседовать о работе над статьёй, ставшей первым доскональным очерком о самом Чески, а не компании, он закидал меня вопросами по поводу интервью. Он не ожидал, что станет объектом внимания для целой истории. Он хотел знать, как будет строиться этот день. Я перечислил с полдюжины исполнительных директоров, у которых уже брал интервью. «Надо же, выглядит как метод оценки персонала 360 градусов», — сказал он. — С единственной разницей в том, что весь мир эту оценку прочтёт». Он не переставал меня допрашивать: «Какие темы поднимете? Или о них позже?».

На сегодняшний день истоки истории Airbnb стали практическим знанием для Кремниевой долины. В октябре 2007 года Чески и Джо Геббиа, два безработных выпускника Школы дизайна Род-Айленда, были на мели и в ступоре смотрели на приближающуюся дату оплаты ренты. Затем им пришла в голову идея вытащить надувные матрасы Геббиа из кладовки и продавать спальное место в их квартире в разгар популярной выставки дизайнеров. Они назвали пристанище Air Bed and Breakfast («Надувная кровать и завтрак»). «Континентальный завтрак» состоял из замороженного печенья Pop-Tarts. В те же выходные у них переночевало три человека. Идея заключалась в том, чтобы привлечь внимание к дизайн-блогам. Несколько месяцев спустя их друг-разработчик Нейтан Блечарзик присоединился к Чески и Геббиа в качестве третьего сооснователя, и в августе 2008 года сайт под названием Airbedandbreakfast.com  увидел свет. Она стал онлайн-платформой для людей, которые сдают в аренду спальное место в своём доме. Чески естественным образом стремился к роли лидера, поскольку Геббиа занимал дизайн, а Блечарзика — технологии.

Чески в центре, Нейтан Блечарзик слева и Джо Геббиа справа в бывшей штаб-квартире компании. Фото: Jake Stangel.

Многие эксперты и светила Кремниевой долины были изначально крайне скептичны по поводу концепта Airbnb. Но идея получила широкое распространение, и следующей весной основателей приняли в престижный стартап инкубатор Y Combinator, который открыл венчурный капиталист Пол Грэм. Затем они сократили название до Airbnb и расширились, предлагая не только место, но и отдельное жильё, включая дома и апартаменты, замки, лодки, домики на деревьях. В ноябре 2010 года трио получило свой первый раунд венчурных инвестиций. Сегодня у Airbnb по грубым подсчётам работает 2000 наёмных рабочих из 21 офиса по всему миру, предлагая свои услуги в 34000 городах.

Спросите Чески, чего он не знал о менеджменте в начале карьеры, и он не сразу вам ответит. «Имеете в виду, что я уже знал?», — говорит он. Но ему ничего не оставалась, как просто погрузиться в управленческие дела; компании некогда было ждать. Чески говорит, что учился двумя способами: 1) методом проб и ошибок (всё равно, что прыгать со скалы и по пути собирать самолёт); 2) учился углубляться в предмет быстро и узконаправленно, применяя способ под названием «докопайся до источника».

Вместо того чтобы сидеть над каждым аспектом отдельной темы, Чески обнаружил, что гораздо эффективнее будет проводить время в поисках одного проверенного источника в этой сфере, а затем сразу обращаться к знающему человеку. «Находя правильный источник, быстрее продвигаешься вперёд», — говорит он. Это подход пригождался ему снова и снова.

Первыми «источниками» Чески и его сооснователей стали их первые финансовые консультанты, технические предприниматели вроде Майкла Сайбла и Грэма из Y Combinator. Чтение также входило в его программу на раннем этапе. Чески использовал в качестве источников биографии таких бизнес-героев, как Стив Джобс или Уолт Дисней. Основным его книжным ресурсом по технике менеджмента оказалась книга Энди Гроува «Высокоэффективный менеджмент». Чтобы узнать основы гостеприимства, он отправился в Cornell Hospitality Quarterly —учебный журнал, издаваемый Корнельской школой при университете по управлению гостиничным бизнесом.

По мере узнавания компании, источники Чески тоже становились известнее. Вскоре последовали встречи с Марком Цукербергом из Facebook, Джефом Безосом из Amazon и Джоном Донахоу из eBay. Он обратился за советом к Бобу Игеру и Марку Бениоффу, чтобы узнать, как они заставляют своих подчинённых делать больше. От Шерил Сандберг из Facebook он узнал дельные советы о том, как масштабировать компанию на международном уровне.

Ключевым аспектом в теории источников Чески является подход, который он назвал «синтезированием дивергентных идей». Он строился на том, что нужно прибегать к самым неожиданным источникам для решения проблемы. Например, для того чтобы узнать о том, как стать элитным рекрутером, Чески может найти спортивного агента, чей бизнес живёт и умирает за счёт привлечения талантов, вместо того, чтобы разговаривать с эйчарами.

С таким подходом Чески обратился к Тенету не за советами по мировой безопасности, а по корпоративной культуре: как создать открытую и прозрачную атмосферу, когда ведёшь засекреченный бизнес? Из их беседы он почерпнул важность идеи «прогулки по парку» и теорию Уолта Диснея о том, что нужно быть публичным менеджером. Тенет ответил Чески, что он бы обедал в кафетерии, каждый раз садясь в разные места. Чески сказал, что Тенет научил его обращать внимание на то, как важно отправлять рукописные письма своим сотрудникам. Бывший глава ЦРУ сказал ему, что самые значимые моменты в его работе происходили тогда, когда он видел, что написанная им открытка для сотрудника много лет назад, до сих пор висит у него над столом. И конечно же, именно он поделился с Чески теорией корабля.

Фото: blog.airbnb.com

Одним из важнейших источников Чески оказалась его встреча с Баффетом. Где-то год назад Чески обратился к нему и спросил, может ли он съездить в Омаху, чтобы вместе пообедать и поговорить о том, как Airbnb может расширить число доступных в городе комнат для аренды во время ежегодной недельной конференции Berkshire. Беседа продлилась четыре с половиной часа. Чески получил для себя важнейший урок: умение держаться подальше от шумихи. «Он буквально в центре Омахи», — говорит Чески. — Тут нигде нет телевизоров. Он проводит всё время за чтением. За день он проводит, пожалуй, всего одну встречу и очень много размышляет». На Чески этот опыт произвёл такое впечатление, что, придя в аэропорт, он сразу же записал отчёт из 3600 слов для своей команды, боясь позабыть детали разговора. Баффет со своей стороны прочувствовал в Чески страстное и искреннее желание развить свою компанию: «Мне кажется, он бы продолжал делать то, что делает сейчас, даже если бы не получал за это ни копейки». Баффет волнуется за Airbnb? «Хотелось бы так думать».

Соединять различные крупицы мудрости по мере их изучения — ключевая часть стиля управления Чески. В этом году он начал Sunday night series, еженедельную рассылку для компании, в которой он суммирует выученные принципы или уроки. Последние три выпуска затрагивали тему обучения.

Чески одержим своими увлечениями с детства. «Он никогда не занимался ничем поверхностно, даже в очень раннем возрасте», — говорит его мама, Деб Чески. Брайан родился и вырос в Нискаюне, штат Нью-Йорк, за пределами Олбани, в семье двух социальных работников. Его сестра Эллисон, на пять лет его младше, сейчас работает модным редактором в Real Simple, который принадлежит партнёрам Fortune, Time Inc. Первым увлечением Чески был хоккей. После того как однажды ему подарили полный хоккейный набор на Рождество, он настоял на том, что будет спать со снаряжением — щитками, коньками, клюшкой и шлемом. Затем его любовь к рисованию и дизайну кроссовок Nike переросла в страсть к искусству. Он мог пропадать в местных музеях часами, рисуя репродукции картин. Его лидерский потенциал проявился в школе дизайна в Род-Айленде, где он был капитаном хоккейной команды. На церемонии вручения дипломов его выбрали выступать с речью. Чески поставил перед собой задачу, изучил все найденные примеры выступлений для церемонии; и чтобы не сильно смущаться, он вышел на сцену накануне вечером и смотрел, как персонал расставляет 6000 стульев один за другим. «Кто ещё на такое способен?» — задаётся вопросом Деб Чески.

После выпуска Геббиа, друг и одноклассник Чески, сказал, что у него есть предчувствие, что они вместе откроют своё дело. «Прежде чем сядешь в самолёт, я должен тебе кое-что сказать», — сказал Геббиа. «Однажды мы откроем свою компанию, и об этом напишут книгу». Сначала Чески переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать промышленным дизайнером, но затем решил присоединиться к Геббии в Сан-Франциско. В итоге у них кончились деньги на аренду, и к ним пришло вдохновение.


По теме: Надувной матрас и завтрак. История Airbnb


Главнейший урок лидерства Чески извлёк тогда, когда компания преодолевала самый крупный свой кризис. Наступил он в июне 2011 года, когда арендуемый в Сан-Франциско дом взломали и разграбили арендаторы. Сначала компания написала скромный ответ пострадавшей от Чески, но хозяйка не признавала в блоге факт того, что компания сделала всё, что было в её силах. В то время как Airbnb залегали на дно, вокруг истории нарастала шумиха.

Внутри компании Airbnb у всех были разные мнения на счёт того, как справиться с проблемой. Одни считали, что если взять на себя всю ответственность, то жалоб появится ещё больше; другие говорили, что истина где-то рядом; но многие придерживались мнения, что компания должна держаться тише воды, ниже травы. Проблема затягивалась неделями. «У меня был тяжёлый период, и я пришёл к тому, что не могу просто взять и перестать беспокоиться из-за определенных вещей, тогда мои приоритеты полностью изменились», — говорит Чески. «В основном я говорил себе, что нужно перестать заботиться о последствиях и подумать о первопричине». Он хотел извиниться, даже если бы это навредило компании.

Чески составил письмо, написанное в резких выражениях, принимая на себя ответственность. «За последние четыре недели мы наломали дров», — написал он. Он не только извинился, но и сказал, что компания предоставит страховку в $50000. «Всё это вопреки советам окружающих», — сказал Чески. — Люди вокруг говорили, что им нужно досконально обсудить проблему, проверить всё от и до, а я сказал "Нет, мы поступим, вот так"». У него была поддержка со стороны крупных источников. Марк Андрессен, основатель венчурной фирмы Andreessen Hororwitz и инвестор Airbnb, добавил ещё один ноль к сумме страховки, которую сначала Чески обозначил в $5000.

Главный урок Чески из этой истории заключался в том, что пора прекращать принимать решения по общему согласию. «Единогласное решение в момент кризиса чаще всего случается на середине пути и нередко становится худшим», — говорит он. «В кризисные моменты приходится брать одно направление: либо вправо, либо влево».


По теме: Как IT-компании боролись за юзера: Twitter, Foursquare, Uber, Airbnb, Yelp


Для его команды это был определяющий момент, чтобы поверить в него как в лидера. «Тогда я увидел, из чего сделан Брайан», — говорит Джо Задех, продакт-менеджер компании. «В тот поворотный момент я на 100% верил в руководство компании и готов был принять любой вызов, который бросил бы нам мир». Несмотря на стремительный рост, Airbnb претерпел множество трудностей. Сервис идет вразрез с местными законами во многих городах, где она осуществляет свою деятельность. В Сан-Франциско, например, до недавнего времени все краткосрочные арендные сделки без разрешения были запрещены. Чаще всего враждебно настроенными оказываются арендодатели, кооперативы и соседи.

Нью-Йорк, принявший в 2010 году законопроект о том, что собственники не могут легально сдавать в аренду жильё менее чем на 30 дней, если они живут не там же, стал настоящим полем боя. Атаки на Airbnb настолько усугубились, что в 2013 году Чески устроил тур, встретился с дюжиной политиков, владельцев отелей, крупными владельцами недвижимости и влиятельными журналистами. После этого разговоры о Нью-Йорке пошли на лад, но город так и не освободился от законных ограничений. Однако появлялись другие рынки: в Сан-Франциско новый законопроект о легализации краткосрочной аренды вступал в силу в феврале. Нэшвилл, Филадельфия и Сан-Хосе заявили о законах, аналогичных Лондону и Франции. «Мне кажется, мы переходим из эры разнообразия в век мейнстрима», — считает Чески.

Компанию Airbnb часто считают соперником крупных гостиничных сетей. Чески опровергает это мнение и настаивает на том, что отели продолжают развиваться наряду с ростом Airbnb. Он говорит, что сейчас у Airbnb «достаточно здоровые взаимоотношения» с такими сетями, как Marriott, Hilton и Starwood. В 2013 году Чески нанял Чипа Конли, основателя сети отелей Joie de Vivre и уважаемую фигуру в этой индустрии, чтобы сосредоточиться на вопросах гостеприимства. Конли говорит, что директора из 4-6 крупных гостиничных сетей приходили в штаб-квартиру Airbnb на день «погружения».

Но чем больше развивается Airbnb, тем больше у него возможностей отнять бизнес у отелей. В прошлом году компания выпустила Instant Book, новую категорию списков, который не требует подтверждения от хозяина и предоставляет возможность моментального резервирования, как в отеле. Сейчас Airbnb делает упор на бизнес-поездки, включая партнёрство с туристической компанией Concur, которая предоставила Airbnb 150 корпоративных заказов. Кажется, эра мейнстрима будет настолько же конкурентноспособной, поскольку один только Airbnb остаётся в прошлом.

На дворе февраль, середина недели, Чески стоит на сцене в Pier 48 в Сан-Франциско. Это One Airbnb, ежегодная встреча всех сотрудников компании, которая длится целую неделю. В зале более 1800 сотрудников слушает приветственную речь топ-менеджера. Он говорит о том, как важно быть «бесбашенным» — и не «редактировать своё воображение», не слушать тех, кто говорит, что что-то невозможно. Вопросы безопасности, юридические проблемы, соперники — ничего из этого не может разрушить компанию Airbnb. «Airbnb может разрушить только», говорит он под сотни аплодисментов «отсутствие безбашенности».

Лучшие CEO черпают вдохновение из внешней жизни. «Если вы перестанете ходить на выставки, концерты, в бары, а будете просто работать, то потеряете связь с работой. Нужно пополнять свой резервуар».

Чески одержим всем, что связано с культурой. В 2012 году он спросил второго своего главного наставника — отвергающего традиции инвестора Питера Тиля — дать самый лучший в жизни совет. Тиль тут же ответил: «Не профукайте культуру». Тиль утверждал, что культура неизбежно испарится, когда компания достигнет определённых масштабов. Поэтому Чески удвоил фокус своего внимания на этом. «Если испортится корпоративная культура, то сломается и механизм создания вашего продукта», написал он короткую заметку в послании к подчиненным. Он приглашает новых сотрудников каждую неделю на часовую сессию Q&A, в которой поощряет их быть бесбашенными и смелыми. Его страсть к продукту иногда зиждется на евангилизме, особенно когда он говорит сотрудникам, что они здесь для того, чтобы «придумать будущее мира, в котором хочется жить».

После нескольких лет самообразования Чески собрал целый корпус философий, мнений, трюизмов, а также здоровую долю жаргонизмов. Чески много говорит о «повышении», «карьерном росте» или заставляет других мыслить шире. Не стоит путать это с «перепрыгиванием должностей» — в процессе общения с людьми на всех уровнях организации компании.

Чески также любить обсуждать «эффективные изменения» и отдельные шаги, которые приводят к прекрасному результату. Но спешит признаться в том, что у него по-прежнему есть слабые места. Он тратит очень много времени на найм управленцев и на то, чтобы понять, когда те или иные тактики не срабатывают. Чески рассказал о том, что когда ему было 6 лет, родители думали, что у него проблемы со слухом. «На самом деле я не умел слушать». Чески работает над этим, однако, говорит, что в нём кипит столько энергии, и он настолько «нацелен на действие», что случается, что он не слушает, когда слушает. Инвестор Грэм говорит, что подход Чески совсем не похож на стратегии Гарвардской бизнес-школы. Тем не менее он эффективен. «Он остаётся лидером, который заставляет людей делать то, во что верит сам».

По мнению Андрессена, самым сложным вызовом для Чески стало само количество информации, которое он переварил для развития такой стремительно растущей организации. «Некоторые люди склонны к этому», — говорит Андрессен. — Брайан это любит. Его отличает от других людей то, что он всегда готов к вызовам». Андрессен считает его «одним из самых лучших СЕО со времен Марка Цукерберга».

Для Чески год был переломным. В апреле он был на Time 100 (приеме в честь ста наиболее влиятельных людей года — прим.ред.), а его появление на ужине в Белом доме (он сидел за столиками Fortune) стало символом увеличения влияния Кремниевой долины в Вашингтоне. В мае президент Обама назначил Чески президентским послом для глобального предпринимательства.


По теме: Основатель Airbnb.com Брайан Чески: "Я меняю жилье раз в пять дней"


Несмотря на рост своего влияния, Чески начал работу над новым проектом: поиском баланса. Он пришёл к тому, что если останется на этой должности в долгосрочной перспективе, то ему стоит развить технику «наполнения резервуара». В его случае источником для этого служит Элисса Патель, его девушка уже на протяжении двух лет (они познакомились в Tinder), которая недавно бросила работу в фотоприложении Frontback, чтобы открыть своё собственное предприятие. Каждый вторник они вместе занимаются йогой. Квартира Чески до сих пор есть в списке бронирования Airbnb. Да-да, вы можете остановиться у самого директора компании — иногда у них бывают гости. Он и Элисса часто устраивают себе «отпуск», бронируя жильё по Airbnb в разных районах города, просто ради нового опыта.

Глядя в будущее, Чески говорит, что ни один из инвесторов Airbnb никогда не принуждали его вывести компанию на биржу. Но он прекрасно осознаёт, что когда-нибудь придётся это сделать. Он даже намекнул, когда. «Если мы решим выйти на IPO, то хотим дать себе два года на подготовку, чтобы проложить себе путь», — объясняет он. «Я всегда думал об этом как о двухлетнем проекте. И пока мы не будем этим заниматься как минимум год, или даже два». Такой срок предоставит ему много времени на подготовку ресурсов.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно