Мария Илюшина

Первым делом самолеты — можно ли в России летать на аэромобилях?


Революция в автомобильном мире уже на пороге — в 2017 году в продажу поступит первая летающая машина, вместе с ней обещают выпустить ховербайк, Google и Tesla делают беспилотные машины (вдруг они тоже скоро взлетят). Rusbase решил заглянуть в будущее и представить, что мы все обзавелись такими вот чудо-автомобилями. Где их можно будет использовать и как вообще частные пилоты летают над Россией:

До 1 ноября 2010 года воздушное пространство России было закрытым. То есть, чтобы просто оторваться от земли на своем самолете, нужно было идти в центр полетов, предоставлять план полета, где его рассматривали и выносили решение — разрешить или запретить. 

После 1 ноября 2010 года в силу вступили новые правила — уведомительный характер полетов вместо разрешительного. То есть за час до вылета нужно уведомить диспетчеров о своем полете через интернет или телефон. 

Однако это не значит, что летать можно везде, всегда и как угодно. Воздушное пространство России разбито на несколько зон — А, С и G. 

Зона А — это верхнее воздушное пространство (выше 8100 м), где разрешены полеты только по Правилам полетов по приборам, за судном следит диспетчер, воздушные суда эшелонируются. 

Зона С  — нижнее воздушное пространство, разрешаются полеты по Правилам визуальных полетов и Правилам полетов по приборам. Нужно диспетчерское разрешение, а на высоте ниже 3050 м действует ограничение по скорости (не более 450 км/ч). 

Зона G — новая зона, созданная в ходе принятия новых правил. В ней разрешаются полеты, выполняемые по Правилам полетов по приборам и Правилам визуальных полетов. Суда не эшелонируются, диспетчерское обеспечение производится по запросу. Разрешение на полет не требуется, есть ограничение по скорости (также не более 450 км/ч). Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4,5 тысячи метров в районах Восточной Сибири.

Правила полётов по приборам, ППП (Instrument flight rules, IFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих выполнение полетов в условиях, при которых местонахождение, пространственное положение и параметры полета воздушного судна определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов.

Правила визуальных полётов, ПВП (Visual flight rules, VFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих ориентирование экипажа и выдерживание безопасных интервалов путем визуального наблюдения за линией естественного горизонта, ориентирами на местности и другими воздушными судами.

Для защиты важных гособъектов устанавливаются запретные зоны, где летать нельзя. Также в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с повышенной задымленностью выделяются опасные зоны. Есть еще зоны ограничения полетов — там есть ограничения по времени или по условиям их выполнения.

Куда писать

Уведомления о полетах можно оставить в Системе представления планов полетов Минтранспорта РФ — здесь.

Москва

Внутри МКАД над Москвой летать запрещено — на карте она предстает большим красным пятном. Собственно, Москва представляет собой стратегически важный пункт, поэтому кому попало над Кремлем летать нельзя. Так что на Aeromobil избежать московских пробок не получится. Однако пока нельзя сказать, будет ли квалифицироваться как воздушное судно ховербайк от Aerofex — он взлетает вверх всего лишь на 3,7 м.

Санкт-Петербург

В Петербуге похожая ситуация — зоны ограничения над городом установлены по границам Кольцевой автодороги (КАД) и строящегося Западного скоростного диаметра (ЗСД). Исключения — Курортный (где проходит Левашовский аэроузел) и Петродворцовый районы (зона аэропорта Пулково). Все полеты регулируются диспетчерской службой Пулково по эшелонам.

Зона запрета полетов на Петербургом с новыми правилами сменилась на зону ограничения. Она увеличивает площадь полета по координатам, но снижает по высоте. Для всех полетов действует ограничение по скорости на высотах ниже 3000 м — не более 450 км/ч.

Линией выделена зона ограничения полетов, красным — запретная зона

Екатеринбург

А вот над Екатеринбургом летать можно. Запрашивать разрешение на полет частникам нужно лишь в радиусе 50 километров от аэропорта «Кольцово». Об этом после принятия новых правил Росавиации для частников говорил начальник зонального центра «Аэронавигации Урала» Сергей Левченко, предупреждая:

Если же человек считает, что ему контроль не нужен, он может план не давать, взлететь, связь с органами УВД не держать. Но если что-то произойдет, мы его искать не будем.

При желании, летчик может связаться с центром полетов или попросить помощи у диспетчеров в случае экстренной ситуации.

Другие интересующие вас города и возможность полетов над ними можно посмотреть на волшебной карте.

Перспективы

Но мечты мечтами, а стоит такой транспорт немало — Aeromobil позиционирует первую модель в качестве товара для элитного класса. Также немало стоит и обучение. О том, есть ли у такого способа перемещения шанс развиться в России рассказал CEO 4talk и пилот Сергей Кравцов:

Сергей Кравцов

CEO 4talk

В авиации главное не только наличие свободного воздушного пространства, где можно совершать перемещение на высоте 300 или 500 метров над землей, но и, конечно, подготовка непосредственно летного состава — людей, которые будут управлять летательными аппаратами и аэромобилями в том числе. 

Обратимся к достаточно простым и логичным вещам. Любые полеты начинаются не с приобретения летающего средства, а с того, сможет ли обладатель этого средства вообще с ним справиться в воздухе, позволит ли его здоровье управлять аппаратом и готов ли он тратить значительное количество времени на обучение.

В развитии этого вида транспорта в России все упирается не в территории, над которыми надо летать, а в подготовку непосредственно к полетам — специализированные школы и наличие у населения средств на их оплату. 

Сегодня средняя цена обучения в России на пилота-любителя составляет порядка 30 тысяч долларов, в Европе — от 8 тысяч евро. Также необходимо пройти медицинское обследование и проверить свои знания по летной подготовке. Одним словом, все эти машины — не более чем красивые и понтовые игрушки, а в реальной жизни это машины-убийцы.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно