Top.Mail.Ru
Истории

Зачем пластические хирурги советуются с ИИ перед операциями

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Вероника Елкина

В 2017 году, после написания нескольких статей о пластических операциях, журналистка Зара Стоун задумалась, не отправиться ли к хирургу и ей самой. Однако у Стоун возникли трудности с выбором конкретной процедуры, и она решила обратиться за советом к уже не существующему стартапу Analyze My Face.

Зачем пластические хирурги советуются с ИИ перед операциями

Компания попросила сделать фотографии лица в высоком разрешении, чтобы проконсультироваться с пластическими хирургами и создать макет улучшенной версии лица. Стоун посоветовали изменить форму подбородка и заполнить впадины под глазами. Тогда ее это впечатлило, но два года — большой срок для технологической индустрии, и сегодня такие рекомендации дают не люди, а алгоритмы.

Многие пластические хирурги отдают фотографии клиентов на обработку ИИ, создающему трехмерное изображение лица с учетом мимики. Далее алгоритм сообщает, какие операции стоит сделать человеку и на сколько процентов они увеличат его привлекательность.

Пластическая хирургия — большой бизнес как в США, так и ​​во всем мире. В прошлом году в США провели около 17,7 млн таких операций. По оценкам Американского общества пластических хирургов, клиенты потратили на них около $16,5 млрд (без учета процедур по реконструкции). Многие хирурги заинтересованы в получении любых инструментов, способных повысить прибыль их и без того успешного бизнеса, и все чаще эти инструменты так или иначе включают в себя искусственный интеллект.

Стоун изучила программы около 20 конференций по пластической хирургии, которые проходили в этом году, и обнаружила, что большинство из них включало в себя обсуждение программ на основе ИИ, которые делают все: от измерения привлекательности лица до выдачи рекомендаций по работе с определенным клиентом.

Однако некоторые эксперты говорят, что передача оценки красоты алгоритму может быть не очень хорошей идеей. «Использование ИИ в эстетических оценках способно разрушить культурное разнообразие красоты», — писал пластический хирург Юнген Коимидзу в журнале The Plastic and Reconstructive Surgery Journal за март 2019 года.

Многие компании используют ИИ для анализа и прогнозирования поведения клиентов, и пластическая хирургия не осталась в стороне от этой тенденции. В частности, Хизер Левитс, пластический хирург из Медицинской школы Университета Дьюка, применяет инструмент для анализа настроения от стартапа Cognovi Labs. С его помощью она изучает сообщения в соцсетях, в которых упоминаются пластические операции.

Например, программа ищет твиты с такими словами и словосочетаниями, как липосакция и увеличение груди, анализирует их и определяет, что интересует пользователей и к чему они испытывают смешанные чувства. Классификация проводится с помощью распознавания шести эмоций: удивления, гнева, радости, отвращения, страха и грусти. Затем алгоритм сортирует данные по трем параметрам: осведомленность, вовлеченность и мотивация. Чем выше мотивация автора твита, тем вероятнее, что он решится на процедуру.

Результаты удивили Левитс. В соцсетях часто обсуждают операции по изменению формы носа, но инструмент Cognovi Labs обнаружил сильную негативную реакцию на эту процедуру. «Во время ее проведения мы должны ломать кости носа, и это вызывает гнев и разочарование», — объясняет Левитс. Люди оказались менее знакомы с липосакцией, но эта операция заняла первое место по эмоциональному отклику. Анализ помог Левитс понять, как пациенты относятся к различным процедурам, и теперь она уточняет параметры для другого исследования. В итоге она надеется разработать инструмент для хирургов в разных регионах, который позволит им адаптироваться к желаниям пациентов.

Еще одним популярным применением ИИ среди пластических хирургов являются такие сервисы, как BioMedX и Crisalix, которые показывают пациентам трехмерные модели их тел после операции. Но такие программы используют 3D-сканирование и плохо учитывают изменения освещения, возраста или оттенка кожи.

Разработчик из Цюриха Эндри Дибра, специализирующийся на создании реалистичных 3D-изображений, говорит, что его программа на основе ИИ для моделирования внешнего вида груди после операции не подходит афроамериканцам. Дело в том, что технология основана на данных, предоставленных хирургами из Швейцарии, где живет всего 0,6% людей с темным цветом кожи.

Предвзятость ИИ — хорошо задокументированная проблема. В частности, было обнаружено, что такие компании, как Amazon и IBM, включают в свои алгоритмы гендерные и расовые предрассудки. Приложение по подбору персонала Amazon предвзято относилось к женщинам-кандидатам, а генератор портретов IBM и MIT изменял цвет кожи азиатов и афроамериканцев на белый. Эти виды предубеждений могут быть особенно вредными при оценке красоты.

Некоторые хирурги используют ИИ-инструменты, которые определяют степень красоты пациента перед операцией (часто они основываются на принципах золотого сечения). А повторное сканирование лица после процедуры может дать количественные данные о том, насколько человек стал привлекательнее. Потенциально это способно защитить хирургов от судебных исков со стороны пациентов, оставшихся недовольными операцией.

В исследовании 2014 года отмечалось, что этот же инструмент позволит прогнозировать, как будет выглядеть человек после операции и на сколько процентов он станет красивее. «Количественное измерение эстетических улучшений поможет не только установить ожидания, но и отговорить пациентов от процедур, которые дадут лишь незначительный результат», — отмечает хирург Джонатан Каневский. Если человек станет только на 2% красивее, он сможет еще раз подумать, стоит ли операция времени и сил. Словом, у этих программ множество вариантов применения, но кто будет решать, что такое красота?

Коимидзу, который написал статью с опасениями по поводу оценки красоты ИИ, обеспокоен тем, что хирурги могут заняться подгонкой лиц под западный идеал. Результат? «Маргинализация ценности красоты в других культурах», — предупредил он.

Привлекательность — не единственный измеряемый ИИ параметр, который вызывает вопросы. В одном из исследований, опубликованных в журнале The Plastic and Reconstructive Surgery Journal за октябрь 2019 года, оценивалось, могут ли алгоритмы определить успешность операции по феминизации лица. Используя четыре общедоступные нейросети, врачи проверили, как ИИ типизирует транс-женщин. До операции он допускал ошибки в 47% случаев, но после операции давал правильный ответ в 98% случаев. Транс-людям объективная идентификация их пола поможет чувствовать себя увереннее, но определение того, что такое «женщина» или «мужчина», может быть так же чревато последствиями, как и определение степени красоты.

Есть и однозначно положительные примеры применения ИИ в пластической хирургии. Например, хирурги из Гарвардской медицинской школы, Массачусетского глазного и ушного центра, Королевского австралийского колледжа хирургов и других научно-исследовательских учреждений поручили ИИ оценить результаты операций на черепе у пациентов с лицевым параличом. В частности, они хотели знать, передают ли послеоперационные улыбки искренние эмоции. Это полезная оценка. В Италии хирурги используют ИИ для лечения ран. Их алгоритм обнаруживает поврежденную кожу с точностью в 94%, что позволяет разрабатывать более эффективную программу лечения. 

Некоторые виды применения ИИ в пластической хирургии очевидно полезны. Но внимать его оценкам красоты и рекомендациям по изменению внешности — жутко. Хорошо, что сейчас хирурги используют ИИ как ориентир, а не как руководство к действию. Пока это так, все в порядке.

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бионические протезы: кто создаёт киборгов в России?
  2. 2 Как Google захватывает MedTech-рынок
  3. 3 Печать органов: как продвинулись технологии 3D-биопринтинга и что мешает их развитию
  4. 4 10 российских стартапов, которые помогут следить за здоровьем
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта