Алексей Зеньков

$1 млрд, вложенный Apple в Didi — это инвестиции в ее собственное будущее

Apple инвестировала $1 млрд в Didi Chuxing — пекинскую компанию по заказу автомобилей с водителем, соперничающую в Китае с Uber.

Эти инвестиции обеспечат престиж Didi в Поднебесной: она стала одной из немногих компаний, получившей финансирование от Apple. Но больше всего выиграет от этой сделки именно Apple.


Didi не нужна помощь Apple


В Китае Didi уже опережает Uber. После слияния в прошлом году компания получила $4 млрд в ходе финансирования и оценивается в $15 млрд. Между тем, Uber China оценивается примерно в $8 млрд за счет $1,2 млрд инвестиций в январе. До сих пор очень мало надежных данных о популярности услуг этих компаний. Но цифры в целом позволяют предположить, что Didi занимает 90% рынка услуг по заказу такси в Китае.

Didi приблизительно в 10 раз популярнее Uber в Китае

Кроме того, Didi и так получает финансирование из надежных источников.

В августе 2015 года появились новости о том, что китайский государственный фонд благосостояния, China Investment Corporation, принял участие в двухмиллиардном раунде инвестиций в Didi. В Китае государственная поддержка индустрии остается ключевым фактором ее процветания, тем более что бизнес-модель услуг частных перевозок негативно влияет на таксомоторный бизнес (который в Китае часто подчиняется муниципальным органам власти) и создает новые, более сложные трудовые вопросы. Поэтому поддержка фонда благосостояния является показателем негласной поддержки подобных сервисов со стороны государства.

Didi также получает финансирование от Alibaba и Tencent. Являясь крупнейшими интернет-компаниями Китая, они помогли Didi расшириться путем продвижения ее услуг на платформах коммерческих и социальных приложений. Didi также поддержали крупные венчурные фонды Softbank, Tiger Global, Coatue Management и GGV. Их поддержка заложила основу для глобального альянса по противостоянию Uber, включающего в себя Lyft в США, Grab в Юго-Восточной Азии и Ola в Индии.

Оценка компаний, предоставляющих услуги автомобиля с водителем (официальные или приближенные данные). Источник: Quartz

Несмотря на бренд и влиятельность, Apple стоит особняком в этом множестве технологических тяжеловесов — компания по разработке смартфонов в окружении глобальных инвесторов и китайских медиагигантов. Разработки Apple в области картографии и искусственного интеллекта, безусловно, пригодятся Didi в будущем, если зарождающаяся индустрия беспилотных автомобилей преобразует сферу заказа такси. Но на сегодняшний день трудно представить, что Apple может дать Didi что-то, чего не могут дать Alibaba и Tencent.

Что Apple получит от Didi?

Ставка Apple на Didi выглядит так, будто позиции компании на рынке Китая выглядят все более шаткими. А доступ в Китай имеет критическое значение для роста Apple.

Apple пользуется успехом в Поднебесной благодаря популярности iPhone. В настоящее время она получает почти четверть своего дохода от продаж в Китае. Но дни ее славы сочтены.

Рынок смартфонов в Китае стремительно сокращается. В то время как в 2012 году рост составлял 129%, в прошлом году рынок вырос всего на 2%.

Это означает, что основной объем продаж iPhone в Китае будет обеспечен нынешними владельцами смартфонов, которых сложнее переманить, чем людей, совершающих свою первую покупку и не давших клятву верности бренду.

Если iPhone не будет продаваться в Китае с прежним успехом, как Apple сохранит свои продажи? Ответом на этот вопрос как в Китае, так и в других странах, является слово «сервисы» — обширная категория, включающая в себя деньги от медиаконтента (Apple Music, Apple TV), приложений и программ.

Мероприятия по переведению «сервиса» из побочного рода бизнеса в основной остаются в зачаточной стадии. Но перспективы для осуществления этого в Китае уже сейчас выглядят не очень радужными. В апреле компания подтвердила, что закрыла в Китае свои сервисы по продаже фильмов в iTunes и книг в iBooks. По данным New York Times, продолжение работы сервисов стало невозможным из-за давления со стороны правительства (пэйвол).

Проявляются и другие признаки спада в Китае. Один из крупнейших инвесторов Apple Карл Икан подтвердил, что две недели назад продал все свои акции компании из-за опасения возможности сдерживания продаж со стороны правительства. Также китайские государственные СМИ опубликовали отчет о том, что Huawei, китайский производитель телекоммуникационного оборудования и смартфонов, начал выставлять Apple счета на патентные пошлины, связанные с технологиями беспроводного соединения. Хоть и сложно подтвердить, время, в которое произошли эти события, наводит на мысли о том, что правительство решило всерьез бороться с Apple.

Символическое успокоение

Инвестирование в Didi — это один из способов для Apple показать, что ее интересы совпадают с интересами Пекина.

Власти пытаются избавить нацию от иностранных технологий (в качестве срока выполнения амбициозной идеи был выбран 2020 год), а также предоставить отечественным технологическим компаниям возможность заниматься НИОКР.

Китайские власти сообщили, что в этих условиях транспортная отрасль занимает решающее значение. Правительство разработало внутреннюю директиву под названием «Интернет плюс» для привлечения интернет-компаний в отрасли, которые раньше контролировались государством. В этих документах транспорт выделяется как одна из важнейших индустрий, в которые государство надеется вдохнуть новую жизнь за счет китайских онлайн-игроков. Так удачно сложилось, что в этой сфере есть только одна китайская онлайн-компания, и это как раз Didi.

В результате, инвестиции Apple в Didi против Uber являются символическим успокоением. Это ставка на игрока, на стороне которого выступает государство, — в состязании, которое стоит в одном ряду со схваткой Baidu и Google и войной Alibaba против Amazon.

Вряд ли в скором времени стоит ожидать глубокого сотрудничества Didi и Apple. Помимо продвижения на рынке приложений и внедрения Apple Pay (если правительство не решит поступить с этой системой так же, как с iBooks), не так-то много Apple может сделать, чтобы помочь улучшить Didi ее и так доминирующее положение.

Но этот шаг мог бы ознаменовать начало серии инвестиций Apple в китайские технологические компании. Если Apple не может популяризовать Apple TV в Китае в одиночку, то это может сработать с Alibaba и LeEco, двумя китайскими компаниями, стремящимися стать лидерами в сфере онлайн-развлечений. Если компании не удастся продвигать Apple Music в Поднебесной, то, возможно, она сможет найти партнера в Tencent и их сервисе QQ Music.

Когда-то считалось, что Apple сможет остаться одиночкой в Китае, стать иностранной компанией, которая может процветать, не примкнув к местным партнерам. Но так уж сложилась судьба, что у нее не останется другого выбора.

Источник.


Материалы по теме:

Apple вложит $1 млрд в китайский аналог Uber

Основные риски Uber при поиске финансирования

Стартап объединил 200 тысяч таксистов для конкуренции с Uber

Uber запустил райдшеринг в Китае

9 стран, в которых Uber запрещен


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно