Мария Илюшина

Может ли приложение автоматически списывать деньги с пользователей?


На прошлой неделе гендиректор «Доктор на работе» Станислав Сажин поднял в своем Facebook тему того, может ли приложение списывать деньги с пользователей по автоматической подписке, если они уже не пользуются приложением — на примере приложения для изучения языка easy ten.

Сажин создал сайт, на котором висит следующее сообщение:

При первом запуске приложения пользователь видит предложение — получить бесплатный режим на 7 дней. Если пользователь соглашается, то он получает 7 бесплатных дней, а также автоподписку стоимостью 899 рублей, о которой ничего не говорится на первом окне. Эта информация сообщается уже на другой панели мелким текстом. 


По всей видимости, этот мелкий текст часто ускользает из внимания пользователя, так как отзывы о приложении пестрят негативными комментариями:

В обсуждении этой ситуации на «ЦП» Дмитрий Зарюта оставил следующий комментарий:

Мы используем стандартные инструменты из арсенала подписок, предоставляемых Apple, в соответствии с правилами. Стоит отметить, что в данном исполнении приложение проходило модерацию цензорами Apple уже 8 раз и ни разу не вызывало вопросов по этой части. Пользователи видят предложение “через 7 дней с вас будет автоматически удержано 899 рублей” и подтверждают свое согласие вводом пароля от Apple ID.

Не буду отрицать, что есть проблема с тем, что некоторые нажимают и вводят свои данные вообще ничего не читая, а потом удивляются, что деньги списались.

Rusbase решил узнать у специалистов индустрии, считается ли такой способ монетизации нормальной практикой:

Александр Васильев, AdCamp:

Данная механика действительно позволяет довольно незаметно списывать деньги у пользователей. Безусловно, это ненормально. Но все что не запрещено, как говорится, разрешено, поэтому нельзя говорить о каких-то правонарушениях со стороны разработчика. Вопрос в том, создавалось ли это приложение изначально с такой целью, чтобы вытягивать незаметно для пользователей деньги, если да, значит его создатель поступил некорректно по отношению к своим клиентам.

Егор Карпов, Appintop

Не могу сказать точно является это правовым нарушением или нет. Для подобных сервисов это точно не нормальная тактика, встречается такое очень редко и в долгосрочной перспективе принесет создателю только проблемы. 

По специфике работы часто приходится общаться с разработчиками мобильных приложений, и те, кто ставит для себя главной целью вытащить из пользователей как можно больше денег (причем любыми доступными способами), в 100% случаев проваливаются. Успеха добиваются именно те разработчики, кто ставит во главу угла сам продукт (приложение). 

Конечно подобный easy ten подход обречен на провал. Вопрос только в том, от чего быстрее, от бана магазина приложений или от банальной нерентабельности.

Стоит отметить, что такие ситуации встречаются не только в мобильных приложениях. Например, чтобы отменить электронную подписку на такие издания как The New York Times и Wall Street Journal необходимо лично звонить в офис газеты или Dow Jones соответственно. То есть подписка происходит онлайн, но отписаться онлайн невозможно. Деньги с карты автоматически списываются ежемесячно. На сайте NYT висит слоган «You can cancel anytime», но на практике дозвониться до офиса вовремя бывает затруднительно, особенно тем подписчикам, кто живет за пределами США и в другом часовом поясе.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно