Светлана Зыкова

10 вещей, которые больше всего бесят журналистов в общении со стартапами

Как сделать, чтобы из сотен пресс-релизов и презентаций журналисты обратили внимание именно на ваш продукт? Уж точно не допускать ошибок, о которых рассказал обозреватель The Next Web Мэттью Хьюз (Matthew Hughes).


Каждый день мой почтовый ящик переполняется сообщениями. Я получаю сотни писем от маркетологов и основателей, рассказывающих мне о своих стартапах и продуктах.

Некоторые из этих писем приятно читать. Но, к сожалению, их меньшинство.

Большинство писем не раскрывают сути и не провоцируют на дальнейшее общение. Они вызывают только ворчание и раздражение. Так какие уроки можно почерпнуть из худших писем? Что нужно делать, чтобы не оказаться в черном списке журналистов?

Конечно, у каждого из репортеров этот список может различаться, но вот десять моих главных претензий.

Я вообще не понимаю, о чем письмо

Ваше письмо громогласно заявляет, что ваш клиент – это «будущее MDM». Вам удалось найти «новую синергию в B2B- и B2G-секторах телекоммуникационного рынка». Проблема только в том, что я понятия не имею, что все это значит. И вы, скорее всего, тоже.

Просьба к Google: пожалуйста обновите «Переводчик», чтобы он мог переводить на человеческий язык 90% писем из моей почты.

Приятнее всего читать письма, в которых понять суть продукта или истории можно уже после первого абзаца. Отбросьте жаргон и бахвальство – говорите просто и кратко.

Ваше письмо заставляет глаза кровоточить

Здесь все понятно из названия. Если письмо не адаптируется к экрану моего смартфона, я просто нажму маленькую иконку с мусорной корзиной в приложении Gmail.

То же самое, если текст письма выделен кричащими красным и желтым цветом.

Источник: Giphy

Как я уже сказал в предыдущем пункте, проще – значит лучше. Если ваша история действительно интересна, или продукт хорош, пусть они говорят за себя.

Вы чересчур назойливы

Такое происходит часто. Маркетолог или основатель отправляет письмо, и если я не отвечаю сразу же, отправляет вдогонку еще одно письмо. Потом еще одно. И еще одно.

Однажды мне прислали письмо накануне моего выхода в отпуск. Я вежливо ответил, что продукт показался мне интересным, и я обязательно посмотрю поближе, когда вернусь на работу. Несмотря на это, за время отсутствия я получил еще два письма, и каждое было более гневным, чем предыдущее.

Еще один предприниматель прислал письмо в пятницу, вскоре после окончания рабочего дня, когда я включил свой Xbox и открыл пиво. Естественно, я не вскочил и не бросился читать письмо. Однако в субботу и воскресенье я снова получил письма от этого человека – он хотел убедиться, что я видел его презентацию.

Важно помнить, что любой, с кем вы общаетесь по работе, тоже человек. Этим людям не нравится, когда их заваливают письмами, и у них есть жизнь помимо работы. У большинства журналистов, которых я знаю, есть хобби, партнеры и дети.

Возможно, вы удивитесь, но все это важнее, чем ваши письма.

Вопросы задают, чтобы на них отвечали!

Допустим, вы отправили письмо, которое показалось журналисту интересным, и он вам ответил. Отлично!

Полезный совет: если вас о чем-то спрашивают, отнеситесь к этому с пониманием. Были случаи, когда в ответе на письмо я задавал разные вопросы – о доступности, ценах, финансировании и других вещах – и все только для того, чтобы эти вопросы были оставлены без внимания.

Источник: Giphy

Либо дайте ответ, либо скажите, что в данный момент сделать этого не можете. Оба этих варианта допустимы и вежливы. Делать вид, что никакого вопроса не было – недопустимо и невежливо.

Время – это наше все

Эмбарго – это важная часть современной технологической журналистики. Они позволяют узнать о продукте или компании задолго до того, как эта информация окажется в общем доступе. Но также это означает, что выпускать материал нельзя до того момента, как эмбарго будет снято.

Большинство журналистов (но не все: основатель TechCrunch Майкл Аррингтон известен своей ненавистью к эмбарго) нормально к этому относятся. Эмбарго позволяют получить необходимую информацию, а затем дополнить и расширить материал. Они позволяют заранее получить комментарии экспертов. Они дают возможность глубже задуматься над инфоповодом и его значением в более широком контексте.

Я не знаю, какова идеальная продолжительность эмбарго. Думаю, это зависит от многих факторов.

Однако я точно знаю, каким эмбарго точно не должно быть. Если вы даете журналистам всего 90 минут форы, тогда в эмбарго вообще нет смысла, и можно просто публиковать новость в надежде на то, что она хоть кому-то покажется интересной.

Вы обращаетесь не по адресу

Я пишу о технологиях, стартапах и веб-культуре. Я не пишу об автомобильных деталях, сборниках стихов и растениеводстве. Возможно, это звучит глупо, но обо всем этом мне писали.

Источник: Giphy

Где-то в глубине души я сочувствую компаниям, о которых мне пишут, ведь они очевидно заплатили пиарщикам за то, чтобы о них узнали, но вместо этого их водят за нос.

Однако даже в этом случае я отказываю. Большинство журналистов специализируется на той или иной теме, имеет собственную нишу. Если вы хотите, чтобы презентация принесла результат, обращайтесь к репортерам, которые интересуются тем, что вы делаете.

Нет, я не хочу общаться с гендиректором

Многие пиарщики измеряют качество своей работы в количестве интервью, о которых они смогут договориться для своего клиента. Они стремятся представить генерального директора компании как можно большему количеству журналистов. В результате, они делают все возможное, чтобы заманить репортеров на долгие и нудные интервью.

Не поймите меня неправильно: CEO – отличный источник информации и цитат. Мне нравится общаться с людьми, которые делают потрясающие вещи. Однако в то же время бывает, что это абсолютно ненужная формальность и пустая трата как моего времени, так и времени гендиректора.

Если мне нужно задать несколько вопросов о, скажем, ценообразовании и доступности, мне нет смысла полчаса общаться с топ-менеджером.

Вы не знаете значение слова «эксклюзивный»

«Эксклюзив» означает то, о чем вы рассказываете только мне и больше никому.

Давать кому-то новость на полчаса раньше других не имеет смысла. А если вы расскажете одно и тоже нескольким разным изданиям и назначите им эмбарго, вам останется только молиться, когда они обо всем узнают.

Не хотелось бы мне оказаться на вашем месте.

Ваши губы двигаются – значит, вы лжете

Вы пишете, что мы познакомились на конференции, на которой меня вообще не было. Вы говорите, что читали мои работы и в восторге от них, но не зовете меня по имени, а мой адрес поставлен только в копии. Очевидно, вы лжете.

Источник: Giphy

Пиарщики – по крайней мере, худшие из них – используют подобную тактику, чтобы завоевать расположение человека. Но это не работает. На самом деле, все ровно наоборот. Как я могу рассказывать своим читателям о вашем продукте, если вы успели соврать еще в письме?

Вы меня достаете

Еще один очевидный пункт. Вы отправляете мне запрос на рабочую почту – ту, что предназначена для получения подобных писем.

Я не хочу получать от вас письма на личный адрес. Совершенно точно я не хочу общаться с вами в личных сообщениях твиттера или фейсбука. И упаси вас Бог мне позвонить.

Представляться по почте не сложно

Большинство неудачных презентаций, которые я получаю – и, поверьте мне, я получаю из очень много – являются таковыми из-за лени или неопытности их авторов.

Ленивые презентации чаще всего присылают PR-агентства. Когда они получат свой гонорар – а он может достигать $10 тысяч в месяц – они напишут бездарный, полный ошибок текст и разошлют его на все доступные почтовые адреса. Эти люди – халтурщики, и от их услуг стоит отказываться при первой же возможности.

Есть и другая сторона монеты. Часто стартапы не могут позволить себе услуги PR-фирмы и пытаются справиться своими силами, порой не имея никаких познаний в PR. В итоге получаются скомканные, неброские презентации, но обычно их суть можно углядеть.

По моему мнению, лучшие презентации – те, ответить на которые хочется больше всего – написаны самым человеческим языком.

Представьте, что рассказываете о свое стартапе другу. Презентация должна создавать такое ощущение. Текст письма должен выражать взаимное понимание и уважение между сторонами. Помните, это письмо будет читать такой же человек, как и вы.

Источник


Материалы по теме:

Как найти правильного пиарщика для своего бизнеса. Советы Марии Лапук, экс-главы пресс-службы ФРИИ

Укрощение строптивых: как работать с журналистами

15 непрофессиональных email-привычек, из-за которых вас могут отправить в спам

Вы зря платите своему пиарщику

Фото на обложке: BeeBright/Depositphotos 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно