Анна Соколова

Могут ли бизнес-блоги сделать из вас предпринимателя?

Как бизнес-блогеры и паблики заражают народ духом предпринимательства


По данным социологов, собственным бизнесом сегодня занимаются 2,8 млн россиян. Для сравнения — в 2013 году свое дело было у 4,3 млн наших граждан. Зато население России стало лучше относиться к предпринимательству: сегодня таковых 49% против 41% двумя годами ранее. Доля россиян с неоднозначным отношением к бизнесу снизилась с 21% до 16%, противников бизнеса — с 7% до 4%.

Популяризацией предпринимательства в нашей стране занимаются институты развития, бизнес-школы, профильные СМИ, инвесторы и сами бизнесмены. Иногда они так увлекаются передачей своего опыта окружающим, что заводят блог.

Rusbase решил выяснить, какую роль бизнес-блоги и тематические паблики играют в формировании предпринимательской культуры.

Часть 1. Что дают бизнес-блогеры?


В деловых СМИ, в том числе и у нас, очень популярен жанр колонки, где практикующие предприниматели и специалисты делятся видением рынка и полезными советами. Но решения об этих публикациях принимает редакция, а личный блог позволяет ни от кого не зависеть и обращаться к аудитории хоть каждый день.

В 2013 году издание Slon советовало начинающим предпринимателям читать:

  • твиттер топ-менеджера WalMart Льва Хасиса (все должности указаны по состоянию на 2013 год, — ред.)
  • твиттер совладельца сети «Магнит» Сергея Галицкого
  • твиттер бизнес-омбудсмена Бориса Титова
  • фейсбук банкира Олега Тинькова
  • блог создателя сети «Додо Пицца» Федора Овчинникова «Сила ума»
  • блог исполнительного директора Aviasales Максима Крайнова
  • блог владельца агрохолдинга Belousov Group Игоря Белоусова «Записки крестьянина»
  • блог анонимного владельца сети магазинов электроники Сергея Викторовича «Блог общего назначения»
  • блог предпринимателя Максима Мостового
  • блог владельца камчатской службы такси «Би-Би» Владимира Торопова
  • блог создателя екатеринбургской сети пироговых «Подсолнухи» Андрея Семенова
  • блог владельца IT-компании «Корада» Алексея Бояршинова
  • блог владельца Центра финансового образования Сергея Спирина «Записки инвестора»
  • блог создателя школы интернет-маркетинга «Нетология» Максима Спиридонова
  • блог владельца компании «ET-Россия» Николая Додонова «О тайм-менеджменте и продажах»

Не все из этих блогов сегодня живы, а кто-то остается в топе до сих пор. Структура бизнес-блогосферы с тех пор немного изменилась — на смену ушедшим пришли другие лидеры мнений. Как показал опрос знакомых предпринимателей, весьма популярные блоги о бизнесе сегодня ведут (помимо героев списка «Слона»):
По теме: Аяз Шабутдинов — успешный предприниматель или очередная «Бизнес-Молодость»?

В России бизнес-блогов на порядки меньше, чем на Западе, потому что в разы меньше самих предпринимателей, говорит сооснователь Sapfir Capital Александр Журба. «Если на Западе блоги о бизнесе ведет примерно тысяча человек, то у нас — всего несколько десятков», — сравнивает он.

В нашей стране бизнес-блоги только начинают набирать обороты, согласен основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. Отсутствие конкуренции на этом поприще дает предпринимателю уникальный шанс стать известным экспертом в своей отрасли, указывает он.

Собеседники Rusbase сходятся на том, что феномен бизнес-блогосферы — в сугубо прикладном характере контента. Кроме того, блогеры пиарят предпринимательство перед массовой аудиторией и обеспечивают некую философско-воодушевляющую составляющую, размышляет сооснователь Sapfir Capital Александр Журба.
image description
Николай Мрочковский,
бизнес-консультант, автор деловых бестселлеров

Блоги дают возможность увидеть часть повседневной работы предпринимателя. Не готовый результат, по которому сложно проследить путь по шагам, и не отшлифованный книжный вариант, а именно реальную повседневность — как человек шаг за шагом движется к успеху.

Это дает три важных ресурса: мотивацию, успешные кейсы, которые можно применить к своему бизнесу, и конкретный инструментарий, который нередко можно почерпнуть из заметок пишущего бизнесмена (например, какой CRM системой он пользуется, формы отчетов, ключевые KPI и т.д.).

image description
Розалия Каневская,
основатель издания о PR Mediabitch.ru

Спрос на бизнес-информацию и мануалы для решения конкретных задач есть. Бизнес-блогеры и колумнисты вскрыли потребность в прикладной информации, которой на российском рынке очень мало. Теоретических выкладок об успешном бизнесе в книжках более чем достаточно, а вот примеров расчетов, таблиц для решения бизнес-задач и ведения учета, графиков, кейсов — днём с огнём не сыщешь.

Недавно мы опубликовали колонку о том, как предпринимателю посчитать эффективность пиарщика. Автор проиллюстрировал ее примером таблицы для ведения учета. Несколько читателей потом написали мне с просьбой скинуть эту таблицу в Excel — настолько она полезной им показалась. Российские бизнесмены пока неохотно делятся практической информацией — боятся то ли сглазить, то ли пасть жертвами конкурентной разведки.

Думаю, по-настоящему процветать будут те бизнесы, которые построили вокруг себя «менторский ореол» — группу поклонников их стиля ведения бизнеса. В конце концов, content is a king. Мне иногда кажется, что я даже пасту Splat покупаю только из-за писем гендиректора внутри коробки. Что уж говорить о бизнесах, которые строят франчайзинговые сети — типа Coffee Like. Аяз же настоящая ролевая модель современного стартапера. И блог только укрепляет этот нимб у него на голове.

image description
Андрей Пометун,
директор пермской компании Task & Solution Marketing

Бизнес-литература рассматривает теорию и немного ссылается на реальность бизнеса. Блог отражает личный опыт автора, так сказать, «с колёс». Кроме того, никакая книга или бизнес-курс не позволит начать диалог. В блоге ты можешь задать вопросы автору, чтобы решить, стоит ли применять этот опыт на себе.

По сути, блог — это виртуальная консультация с теми, кто достиг успеха. Такой доступ к авторитетам помогает начинающим бизнесменам проникнуться атмосферой предпринимательства и быстрее понять, «почём фунт лиха».

Блоги или книги?



Сами блогеры четко отделяют себя от бизнес-литературы, хотя книги довольно часто рождаются из блогов. Например, глава компании CallbackHunter Руслан Татунашвили свою книгу уже написал и активно продвигает ее среди своих подписчиков.

По его мнению, книги и блоги не взаимозаменяемы и полезны по-разному — хотя видеоблог куда доходчивее. «Это те же слова из книги, но от реального человека, не редактора, не корректора или еще кого-то, — поясняет предприниматель. — Книга воспринимается гораздо лучше после того, как уже налажен визуальный контакт, когда появилось доверие. Мы выпустили книгу, когда доверие уже было сформировано. И вот сейчас ее нет пока нигде, но спрос уже высок».

Бизнес-блоги рассказывают о том, что происходит здесь и сейчас, а не истории, покрывшиеся пылью, добавляет основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов.

Тем, кто не любит читать, блоги дают полезные выжимки из бизнес-книг и советы, которые тут же можно использовать на практике, подчеркивает блогер Никита Куракин.

«Некоторые впадают в крайность: читают только блоги и совсем забывают про книги, — отмечает основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. — И это неправильно. Книга — мощнейший инструмент для самообразования, блог — отличный источник вдохновения и практических советов. Одно другого не заменяет».

«Блоги показывают реальные примеры: ошибки и проблемы, пути решения, — согласна руководитель фотошколы Like Галия Бердникова. — Мы просто показываем свой lifestyle, способы принятия решений, и радуемся, если это кому-то в жизни помогает. Главное, чтобы читатель не перенимал картину мира блогера на 100%, не забывал оставаться собой, принимать свои собственные решения, совершать свои собственные ошибки».

Блог как пинок



В отзывах читатели блогов рассказывают о полученной мотивации, а сами лидеры мнений — о том, сколько людей бросили работу под впечатлением от их текстов.

image description
Юрий Белонощенко,
владелец сети центров раннего развития «Бэби-клуб»

Я регулярно читаю Фёдора Овчинникова. У него франчайзинговая сеть пиццерий, а у меня франчайзинговая сеть детских развивающих центров. Фёдор очень открыто пишет о том, что делает, и какие-то идеи я с удовольствием внедряю у себя. Технологии построения бизнеса по франшизе похожи, и мне интересен его предпринимательский опыт.

image description
Кирилл Бигай,
соучредитель и управляющий партнер Preply

Не могу сказать, чтобы я черпал в бизнес-блогах полезную информацию технического толка. Но тексты блогеров вдохновляют на развитие проекта в непростых условиях — конкуренции, нехватки денег и т.д. У нас любят истории о том, как увлеченные предприниматели строят бизнес не благодаря, а вопреки.

Мне запомнилась статья Аяза Шабутдинова на Slon.ru, в которой он рассказал про становление Like Hostel в Калининграде, и настоятельно приглашал посетить западный форпост России. На тот момент выручка Preply как раз была сопоставима с выручкой хостела начинающего предпринимателя Артема, который уже через несколько месяцев собирался открывать еще один, при том что Шабутдинов агитировал открывать по франшизе кофейню Coffee Like. Заметка называлась «Через тернии к звездам».

Мы тогда только начали закрепляться на рынках России, Украины, Белоруссии и Казахстана, но я понял, что дальше Preply будет двигаться в сопредельную с Калининградской областью Польшу. Безусловно, для этой экспансии было множество объективных предпосылок, но на интуитивном уровне идея родилась в том числе под влиянием поста о том предпринимателе.


«Точно не знаю, но явно больше одного человека бросили работу под влиянием моих текстов», — ответил Rusbase основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов.

«Мы получаем много обратной связи от подписчиков, — делится основатель CallbackHunter Руслан Татунашвили. — Точную цифру не скажу, но в личных сообщениях «ВКонтакте» море сообщений со словами благодарности. Ради этого все и затевалось».

«Люди периодически пишут о том, на что сподвигли их мои тексты, — говорит сооснователь Sapfir Capital Александр Журба. — Кто-то франшизу купил (помню, что пара человек купили франшизу «Додо Пиццы» и «Сабвея»), кто-то просто начал более активно шевелиться. У всех свой бизнес и свои проблемы, но эффект точно есть. За все время написали человек 50».

«Каждый день читатели задают мне вопросы об открытии бизнеса в той или иной нише, — рассказывает бизнес-блогер Никита Куракин. — Я знаю, что многие открыли разные бизнесы от вязания до спортивных школ».

Основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов называет конкретных людей: например, Анастасия и Фёдор Кузнецовы из Тольятти за год открыли 5 кофеен Coffee Like, а Эля Михалёва из Уфы за полгода запустила 6 конструкторских площадок для детей KidCity в Казани, Самаре, Уфе и Москве.

Бизнес-блог как бизнес

image description
Руслан Татунашвили,
основатель CallbackHunter

Это один из самых главных способов привлечения трафика. Очень много клиентов пришло именно с канала на YouTube. И не только клиентов, но и партнеров и даже друзей. Для нас это маркетинговая статья, которая работает в плюс. К тому же нам просто нравится этим заниматься, а это важнее всего.

image description
Николай Белоусов,
основатель интернет-магазина Madrobots

Блог помогает открывать двери и находить новых партнеров.

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Преимущества блога — пиар-активность: не нужно людям рассказывать, чем я занимаюсь, не нужно лишний раз напоминать о себе. Люди часто пишут в личку, так что через блог мне идет определенный поток контактов.

image description
Никита Куракин,
бизнес-блогер

Среди читателей моего блога я нахожу бизнес-партнеров, сотрудников и инвесторов в мои проекты. Но блог создан не столько для моего бизнеса, сколько для меня самого — так я много даю другим и чувствую себя отлично.

image description
Аяз Шабутдинов,
основатель холдинга Like

Блоги — это новая сфера влияния и отличное средство коммуникации с потребителем. Сейчас у читателей больше доверия к блогам, чем ко многим традиционным СМИ. «Его ведет такой же человек, как я», — эта мысль вызывает симпатию к блогеру. Цифровые технологии устанавливают связи между людьми, а при эффективном управлении они становятся мощным бизнес-инструментом.

Блог «Цель: 1 миллиард рублей за год» — одна из основных составляющих моего бизнеса. Название Like выбрали мои читатели, они же участвовали в выборе логотипов. У нас получился бизнес, сделанный во «ВКонтакте». Да и что скрывать, большая часть наших франчайзи — люди, вдохновившиеся блогом. Блог дает конкурентное преимущество, и компаниям стоит уже сейчас начать изучать это оружие — уверен, большинству предпринимателей будет необходимо его использовать.

Кому стоит вести блог?

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Писать, наверное, стоит всем. Помимо быстрого поиска партнеров и решения бизнесовых задач, ведение блога помогает структурировать мысли, вести самоанализ. И надо понимать, что желаемые результаты блог принесет только через 3-5 лет.

image description
Никита Куракин,
бизнес-блогер

Ниша пабликов о бизнесе разрастается. Создавать свой имеет смысл, если вы хотите донести до людей уникальную идею, а не просто что-то продать. В первую очередь, бизнес-блогер сам должен быть бизнесменом. Давать грамотные советы людям по поводу бизнеса может только тот, кто сам прошел все ошибки и трудности предпринимателя.

Часть 2. Мечтать и лайкать: о чем грезят подписчики бизнес-пабликов «ВКонтакте»



В «Одноклассниках» тематика бизнеса практически не представлена, в Facebook и на YouTube люди идут за лидерами мнений, а вот «ВКонтакте» сложилась своя атмосфера. Здесь общественный интерес к предпринимательству выражен в формате сообществ.

Поиск «ВКонтакте» по словам «бизнес» и «стартапы» выдает сотни тематических пабликов и блогов. Доля деловых СМИ в этом массиве невелика. В этой нише господствуют так называемые бизнес-цитатники и околобизнесовые сообщества. Их совокупная аудитория исчисляется миллионами человек. Чего же ищет эта толпа?

image description
Федор Скуратов,
специалист по коммьюнити-менеджменту

Аудитория бизнес-пабликов в массе своей — те, кто хочет заработать много денег, расплатиться с кредитами и жить не хуже тех, кого показывают по телевизору. Желание похвальное, но, как правило, ничем не подкрепленное. Роль мотивации переоценена — за плечами у такой аудитории чаще всего нет ни навыков, ни уникальных знаний, ни компетенций для того, чтобы создать что-то прорывное, а просто аккуратно делать свою работу мало кто умеет (и это относится в принципе ко всем, включая нас с вами).


Паблики вовсю призывают работать на себя, обещают раскрыть волшебные формулы и бизнес-секреты, которые сами по себе гарантируют успех.


Идеи для бизнеса раздаются в более чем 60 пабликах:



Rusbase обратился за комментариями к 40 администраторам околобизнесовых сообществ. Отозвались из них 4, но об успехах подписчиков в бизнесе не смог рассказать никто.


Соперниками бизнес-консультантов, профильных СМИ и книг о бизнесе опрошенные нами создатели пабликов себя не считают. Они ссылаются на фрагментарный характер публикуемого ими контента.


С темой женского предпринимательства в пабликах все немного печально:



UPD: Руководитель фотошколы Like и кафе «Свитер» (Казань) Галия Бердникова не согласна, что тема женского бизнеса в блогосфере представлена слабо:

image description
Галия Бердникова,
бизнес-блогер

Да, женских пабликов о бизнесе не так много. Девушки вообще стесняются быть открытыми, боятся критики. Для ведения такого блога стоит запастись стальными нервами и уметь спокойно относиться к критике, а это получается не у всех.

Продвигать нужно не женское предпринимательство как таковое. Скорее, необходимо помогать девушкам избавляться от своих страхов и сомнений, связанных со стереотипом о женщинах-домохозяйках. Они могут использовать свои гендерные особенности для грамотного построения команды, управления персоналом, в переговорах. Необязательно равняться на мужчин, надо вырабатывать собственный стиль лидерства.


Большинство администраторов сидит под фейковыми аккаунтами, чтобы избежать ответственности за ворованный контент. Обычно они берут его из релевантных онлайн-изданий, блогов или конкурирующих пабликов:

Трюизмы нарасхват


На популизм и эмоции довольно быстро собирается внушительная аудитория. И чем ее больше, тем легче монетизировать.

Бизнес-тематика по праву считается самой хлебной нишей для создания пабликов. Биржа рекламы в соцсетях Sociate агрегирует предложения 1034 сообществ «ВКонтакте» про бизнес. Цена размещения рекламного поста варьируется от 3 рублей в сообществах с 1-8 тыс. подписчиков до 3-4 тысяч рублей в сообществах с численностью более миллиона подписчиков. При прямом обращении к админу паблика эти цены, как правило, снижаются.

Ключевые рекламодатели пабликов — продавцы франшиз и компании, оказывающие услуги начинающим бизнесменам.


В среднем в день паблики размещают по 3 рекламных поста. Чем больше подписчиков, тем больше предложений от рекламодателей. По некоторым оценкам, бизнес-паблики с более 100 тысячами подписчиков зарабатывают от 100 тысяч рублей в месяц.

«На рекламе можно зарабатывать от 10 до 100 тысяч в месяц, больше зарабатывают единицы, — рассказывает специалист по коммьюнити-менеджменту Федор Скуратов. — В любом случае, в раскрутку надо вкладываться. Привлечение стоит столько, за сколько его может сделать таргетолог или владелец. 30-50 рублей за подписчика — норма, но кто-то может дешевле».

«В принципе, время создавать паблики для заработка уже ушло», — признает представитель администрации паблика «Бизнес Портал №1» (1,1 млн подписчиков).

Кстати, недавно соцсеть «ВКонтакте» дала пабликам возможность зарабатывать еще и на видео пользователей.

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Это скорее про развлечение, чем про бизнес, ведь в основном это цитаты и мотиваторы. По большей части это самообман, но это все же лучше, чем ничего. Люди хоть как-то начинают перенимать предпринимательскую философию, и какой-то совсем маленький процент начинает что-то делать.

image description
Руслан Татунашвили,
основатель CallbackHunter

Не думаю, что бизнес-паблики «ВКонтакте» могут вдохновить открыть свое дело. Вообще очень сложно повлиять на людей, это большой труд. Даже очные тренинги с живыми людьми далеко не каждого заставят оторвать свою пятую точку от кресла. К сожалению, совсем немного людей бегут воплощать в жизнь знания, которые получили. Мы хотим, чтобы таких людей было больше, чтобы они все проснулись и поняли, чего хотят от этой жизни.



А что думаете о нашей бизнес-блогосфере вы? Включайтесь в дискуссию :)


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно