Артем Франич

Совет директоров — основа для роста компании

Размышляя над созданием компаний, люди чаще всего думают о высокоэффективных командах руководителей или жёстких гендиректорах, кирпичик за кирпичиком собирающих бизнес воедино. Однако когда происходит катастрофа, случается скандал или возникают организационные проблемы, первым на огневом рубеже оказывается совет директоров. Нет ничего важнее для предпринимателя в мире венчурного капитала, чем создание сильного правления.


Входящие в него руководители или те, кто стремится в него попасть, могут не только получить важный опыт, но и сделать свой собственный вклад в развитие более успешных компаний. Советы директоров важны ещё и потому, что хорошо структурированное сильное руководство формирует основу для создания разнонаправленного, устойчивого и масштабируемого бизнеса, способного оказать влияние на развитие мира.

Партнер компании Kleiner Perkins Caufield & Byers Жюльет де Бобиньи поговорила со своим партнером Джоном Доерром, директором по производству компании Stripe Клэр Хьюз-Джонсон и председателем совета директоров Twitter Омидом Кордестани о важности сильного правления. Вот основные мысли из этой беседы:

Учредителям компании стоит сделать создание совета директоров своим приоритетом

Предпринимателям, может быть, предпочтительней сосредотачиваться на выпуске продукта, найме людей или улаживании конфликтов. Мало кто думает сначала о создании совета правления. Вместе с тем, они выигрывают, если могут положиться на команду опытных советников, операторов и инвесторов, способных задавать сложные вопросы и бросать вызов генеральному директору и команде менеджеров.

Джон Доерр сказал, что ценность хорошего члена правления — в умении задавать правильные вопросы. Те вопросы, что прошли мимо внимания генерального директора или менеджеров. Также совет правления помогает «заглядывать за угол» в поисках новых веток бизнеса и формирует систему поддержки для усиления голоса лидера. Успешные предприниматели делают создание совета правления столь же приоритетным делом, что и найм на работу менеджеров высшего звена. 

Медленно и верно создавайте структуру правления

Создание правления требует планирования и обдумывания всех возможных потребностей компании. Состав правления должен отражать саму компанию, ведь у каждого генерального директора – свои потребности. Руководителю нужно задуматься о том, сколько членов правления нужно бизнесу, когда начать поиск кандидатов и в какие группы их объединить, чтобы они работали на максимуме своих возможностей. Это сложно сделать так же быстро, как найти финансирование или разобраться с другими приоритетами.

К примеру, для учредителей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина было важно, чтобы в совет входили интеллектуалы. Им нужно было, чтобы совет давал идеи и вставал в оппозицию к существующим. Так что, кроме самих основателей, Омида Кордестани и инвесторов Джона Доерра и Майкла Моритца, в состав правления вошли академики.

Примерно год понадобился руководству Google, чтобы нанять президента Стэнфорда Джона Хеннесси. Со временем совет был пополнен операторами, вроде бывшего гендиректора Genentech Арта Левинсона.

Дайте правлению работу

Компании с венчурным капиталом начинают обычно с маленького совета директоров, состоящего из учредителей и главного инвестора. С ростом компании растёт и правление. Эти люди должны приходить на встречи подготовленными, внимательными, готовыми к дискуссии. Они должны вскрывать возникающие проблемы компании до того, как они станут проблемами.

Читайте по теме: Лучшие бизнес-советы от Джеффа Безоса


Учредитель Amazon Джефф Безос с самого начала задал тон всей компании выбором членов правления. Перед каждым заседанием он позволял директорам собираться вместе и пускал по кругу лист бумаги, на котором каждый писал что-то важное для него и одновременно для общего дела. Также он требовал, чтобы до начала заседания все ознакомились с определенными материалами.

Из-за того, что со временем правления становятся более консервативными, совет Amazon каждый год стал готовить отчет об организации, ослабленной институциональным «нет». Это означает «больше анализировать и меньше рисковать». Этот процесс стал важной частью заседаний правления Amazon, напоминающей всем, что нужно найти способ сказать «да» и рискнуть.

Работать для преодоления слабостей

Правлению нужно искать способы совершенствовать бизнес. Клэр Хьюз-Джонсон рассказала, как она присоединилась к совету директоров компании Hallmark в качестве единственного технического директора. Через некоторое время после её присоединения совет директоров смог воспользоваться её опытом, проведя полное инспектирование информационных технологий в принадлежащих компании зданиях. Для организации возрастом более 100 лет непривычно предусмотрительно нанять такого человека, как Клэр, и так использовать её уникальный опыт.

Современные правления пытаются включить больше перспектив, опыта и навыков для отражения аудитории, продвижения разнообразия в компании и увеличения общей производительности бизнеса.



Об авторе: Жюльет де Бобиньи — старший партнер в Kleiner Perkins Caufield & Byers. Специализируется на поиске талантов для крупнейших компаний в Кремниевой долине. За свою карьеру помогла построить высокопроизводительные управленческие команды в Google, Amazon, Shazam.

Материалы по теме:

Кто есть кто: Дмитрий Гришин

13 качеств грамотного стартап-лидера

«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»

5 стратегий управления компанией в стадии активного роста

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно