Анна Соколова

Какое будущее у каршеринга в Москве?

Пересядут ли москвичи за «поминутный руль»?


Каршеринг (от англ. car sharing) — это автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля. Услуга предназначена для коротких поездок по городу. Арендовать автомобиль можно в любом пункте самообслуживания. Если таких пунктов достаточно много, каршеринг становится полноценной альтернативой общественному транспорту и такси, не говоря уже о личном автомобиле — по сравнению с ним расходы на транспорт сокращаются на 70%. По мнению экспертов, если среднегодовой пробег вашего автомобиля не превышает 16 тысяч км, от него выгоднее отказаться в пользу каршеринга.

В отличие от классического проката автомобиля, для пользования системой каршеринга достаточно один раз заключить договор с поставщиком услуги. После этого клиент арендует машину прямо через мобильное приложение. Все машины открываются выданной клиентской картой.

Объемы рынков каршеринга в Европе

Типология

В мире существует три модели каршеринга — в зависимости от того, кто владеет автопарком:

- B2C (business-to-customer) — для сдачи в аренду компания покупает автомобили. По такой модели работают, например, Zipcar, StattAuto и GoGet.

- P2P (peer-to-peer) — компания арендует частные авто у владельцев, решивших подзаработать на неиспользуемой машине, и сдает их своим клиентам. Так работают компании RelayRides, Whipcar, Wheelz и GetAround.

- NFP (non-profit or co-op) — общественная организация сдает свои машины в аренду не ради прибыли, а для продвижения благотворительных программ. Примеры: американские City Car Share, Philly Car Share и I-Go Chicago.

Каршеринг нужно отличать от райдшеринга — когда владелец авто подвозит попутчиков, чтобы разделить с ними расходы на бензин.

Схема каршеринга, при которой клиент должен вернуть арендованную машину на исходную точку, называется round-trip. В мире она считается классической. Менее распространена схема one-way, при которой можно оставить авто в другой точке города.

История

Впервые схема каршеринга была применена швейцарцами в 1948 году и затем распространилась по Европе и Северной Америке. Настоящий импульс рынку каршеринга дала в 2000 году американская Zipcar, которая решила закупить машины для сдачи в аренду. Сейчас это вторая крупнейшая каршеринговая компания в мире - у нее 767 тысяч клиентов и 11 тысяч машин. У лидера Car2Go - 900 тысяч клиентов и 12 тысяч машин. Помимо США, каршеринг развит в Великобритании, во Франции, Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Швейцарии, Канаде, Коста-Рике, Бразилии, Ирландии, Сингапуре, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Перспективы

По данным аналитиков Frost & Sullivan, в 2014 году услугами каршеринга в мире воспользовались 4,9 млн человек, количество вовлеченных в каршеринг машин превысило 90 тысяч. Для сравнения, в 2012 году в этой системе было 2,3 млн пользователей и 55 тысяч машин. Проецируя этот стремительный рост на последующие годы, эксперты прогнозируют, что в 2020 году каршерингом воспользуются 26 млн человек, а автопарк мирового каршеринга будет насчитывать 450 тысяч автомобилей.

Frost & Sullivan подсчитали, что распространение каршеринга и райдшеринга позволит миру экономить $5,6 млрд ежегодно, сократит выброс углекислого газа на 15% и повысит скорость городского движения на 60%.

Динамика развития каршеринга в мире

В России

Первый каршеринговый сервис в России запустила московская компания Anytime (ООО «Ситикар») в апреле 2013 года. Сейчас ее парк насчитывает 100 машин, база зарегистрированных клиентов - 13 тысяч человек. В феврале 2014 года аналогичную услугу начала предоставлять питерская компания StreetCar. Сегодня в ее автопарке 70 машин, которыми успели воспользоваться более 4 тысяч жителей Санкт-Петербурга. В ближайшее время StreetCar намерена завоевать Москву, а пока работает над мобильным приложением (сейчас машины арендуются через call-центр и сайт компании). Для старта на столичном рынке компания готова закупить 30 машин.

В октябре 2014 года в России запустился первый социальный каршеринг Darenta (работает по модели peer-to-peer). В базе компании зарегистрированы автомобили из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Болгарии, Чехии, Черногории, ОАЭ, Таиланда и Доминиканы. В Москве и ближайшем Подмосковье к аренде пока доступно 56 машин. По словам создателей, сейчас база авто активно расширяется и за год может вырасти в десять раз. В сентябре в городе запустится еще один каршеринговый стартап - BelkaCar.

В начале мая московские власти объявили о запуске пилотного проекта по развитию каршеринга в столице. Планируется, что к концу года в системе будет работать до 500 авто. Операторами проекта станут частные компании. Чиновники заинтересованы в снижении количества личных авто на московских дорогах, так что каршеринговые машины смогут парковаться на льготных условиях. Размер преференций пока обсуждается. Кстати, в Швейцарии, Италии и Франции каршеринговые компании не платят за парковку, а иногда их машинам даже разрешают ездить по полосам общественного транспорта.

Источник, близкий к Дептрансу Москвы, рассказал Rusbase, что мобильное приложение по каршерингу для москвичей запустит не сам департамент, а новый игрок, который выйдет на рынок в конце лета. Предполагается, что услуги новой каршеринговой компании охватят сначала центр Москвы. Когда необходимая инфраструктура для развития каршеринга в столице будет выстроена, к ней подключат остальных игроков. Скорее всего, на Едином транспортном портале Москвы появится новый раздел, посвященный каршерингу. Он позволит москвичам пользоваться каршерингом как единой службой, то есть видеть общую карту стоянок каршеринговых машин. Сейчас такая возможность реализована для такси - в соответствующем разделе сайта представлена городская карта стоянок таксистов.

По статистике, один каршеринговый автомобиль «убирает» с городских дорог 15 обычных. «Именно поэтому каршеринг обычно находит активную поддержку у руководства городов, - говорит сооснователь стартапа BelkaCar Екатерина Макарова. - За последние 2 года московские власти приложили немало усилий для снижения загруженности дорог: с момента ввода платной парковки в центре загрузка дорог снизилась на 25%, а средняя скорость движения возросла на 9 км/час». Развитие каршеринга в Москве сможет улучшить эти результаты.

Уже работающие каршеринговые компании ждут, когда Дептранс Москвы объявит условия сотрудничества. Льготная парковка для каршеринга вызовет недовольство городских служб такси, опасается исполнительный директор StreetCar Филипп Дитрих. Питерская компания готова работать в Москве без преференций, сообщил он.

Потенциал рынка

Москве с ее населением свыше 12 млн человек нужно минимум 2 тысячи каршеринговых машин, считает Филипп Дитрих. «Москва — единственный крупный европейский город, где каршеринг находится в зачаточном состоянии», - говорит Екатерина Макарова. Потребность столицы в каршеринговом транспорте она оценивает минимум в 3 тысячи автомобилей. В Милане с населением 2 миллиона человек, рассуждает Макарова, в каршеринге уже задействовано более 2,2 тысячи автомобилей, и парк продолжает расти.

image description
Екатерина Макарова
Сооснователь BelkaCar

Кризис — лучшее время для развития каршеринга. Одно из первых, на чем начинают экономить люди – это автомобиль. В Европе годовая экономия при использовании каршеринга составляет в среднем 1,3 тысячи евро. Самый бурный рост на родине каршеринга, в Северной Америке, пришелся на глобальный кризис 2009 года. А нынешний российский кризис сопровождается значительным повышением цен на автомобили, из-за чего автомобильный рынок в начале года просел на 40%.

Выгода для пользователей

Каршеринг — оптимальное решение для людей, которые экономят свое время и деньги, убежден Филипп Дитрих. В компании подсчитали, что содержание нового автомобиля стоимостью 1 млн рублей обходится владельцу в 352 тысячи рублей в год или 29 тысяч рублей в месяц (без учета затрат на бензин). В эту сумму входят страховка КАСКО, замена резины, амортизация, транспортный налог, парковка и т.д. При этом машина простаивает, пока человек спит и работает. А при каршеринге клиент оплачивает только время пользования машиной.

image description
Филипп Дитрих
Исполнительный директор StreetCar

Каршеринг — это не просто аренда, а клуб для совместного использования автомобилей. Например, в Америке очень круто быть членом клуба Zipcar. У них работает система поддержки лояльности, когда компания договаривается с другими сервисами о скидках своим клиентам. Это следующая ступень развития каршеринга, и мы тоже планируем это делать.

Социальный каршеринг Darenta предлагает выгоду не только арендаторам, но и арендодателям. Этот сервис представляет собой онлайн-прокат, в котором частное лицо может сдать свой личный автомобиль в аренду другому частному лицу. Владельцу машины нужно зарегистрироваться на сайте, указать марку авто, подтвердить право владения и составить график, когда машина не используется. Обязательным условием является наличие безлимитных страховок ОСАГО и КАСКО (с правом коммерческого использования). Сервис сам находит клиентов, а владелец принимает или отклоняет их заявки. По словам исполнительного директора Darenta Олега Грибанова, таким образом на сдаче неиспользуемой машины возможно заработать более $3 тысяч в год. Естественно, сумма зависит марки и возраста машины, а также различных опций (детское кресло, возможность курения в салоне, доставка в аэропорт и т.д.). По данным Грибанова, сегодня более 10 тысяч российских автовладельцев уже сдают свои машины на свадьбы, свидания и корпоративы.

Олег Грибанов
Олег Грибанов
Исполнительный директор Darenta

В кризис появилось больше желающих заработать на своем имуществе - люди стали сдавать свои машины в аренду. Если раньше многие могли себе позволить простой второго и третьего семейного автомобиля на парковке, то сейчас многие решились сдавать машины. В Москве много приезжих, которые не могут или не хотят покупать автомобиль навсегда. Им достаточно арендованной машины.

Сейчас компания работает над англоязычной версией сайта, чтобы привлечь к каршерингу приезжающих в Россию туристов. В перспективе Darenta планирует охватить иностранных автовладельцев, чтобы россияне могли снимать каршеринговые машины на отдыхе. Вообще модели peer-to-peer свойственна легкая масштабируемость - в маленьких курортных городках (например, в Крыму) вообще может не быть никаких других прокатов машин, зато редко используемые частные авто есть практически везде.

Что касается городской среды, вовлечение в аренду частных авто дополнительно разгрузит московские дворы (освобождая проезд скорой, пожарным, а также газоны).

Как развивать?

Качество российского каршеринга пока отстает от западных аналогов, признают участники рынка. Причина - недостаток инфраструктуры.

image description
Екатерина Макарова
Сооснователь BelkaCar

В каршеринге качество – это доступность автомобиля в 5-10 минутах ходьбы от пользователя, плоская система оплаты по системе «все включено» (pay-as-you-go model) и удобное приложение для бронирования. В Москве пока не решены первые два вопроса. Сервис практически не представлен в зоне платной парковки и не все расходы включены в стоимость аренды.

Олег Грибанов
Олег Грибанов
Исполнительный директор Darenta

У калифорнийского каршеринга, который работает по нашей модели, есть типовая услуга - интеграция устройства для открывания авто и запуска без ключа. То есть арендатор может оплатить услугу через сайт или приложение, а потом этим приложением открыть авто и запустить двигатель. В России у нас есть партнеры, которые делают то же самое с автомобилями KIA и Nissan, если арендодатель созрел для интеграции такого устройства. Стоит такая интеграция 20 тысяч рублей. Если постоянно сдавать машину в аренду, то деньги отобьются очень быстро. Это сильно повышает качество услуги, ведь так намного удобней и арендаторам, и арендодателю.

Недоверие страховщиков

Страховые и лизинговые компании пока настороженно относятся к каршерингу. Коллективное пользование машиной многократно увеличивает риск повреждений машины, опасаются они. При этом представители StreetCar утверждают, что сама процедура приемки и сдачи автомобиля в начале и в конце аренды дисциплинирует клиентов: они пользуются им аккуратно, как своим. Если клиент по своей вине попадает в ДТП, он несет убыток в пределах франшизы. Если он пьян, то франшиза не действует и он несет полную ответственность - как и при пользовании личным авто.

image description
Андрей Храмов
Директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр»

Все возможные риски и последующие трудности берет на себя компания, занимающаяся каршерингом. Я сомневаюсь в рентабельности этого бизнеса – не уверен, что клиенты будут бережно относиться к автомобилям и соответствующей инфраструктуре. Будут проблемы с заправкой или устранением неисправностей машины в процессе эксплуатации, участятся попытки мошенничества. При сравнении каршеринга с такси возникает вопрос ответственности при ДТП, ведь если в договоре каршеринга с клиентом будет указана материальная ответственность за порчу авто, потребители не захотят брать машину на таких условиях. Впрочем, можно оформлять дополнительную страховку между компанией и клиентом.

image description
Олег Грибанов
Исполнительный директор Darenta

На Западе страховые компании понимают, что каршеринг - отличная возможность заработать деньги, ведь каждому авто нужны страховки. Но в России мы не смогли договориться ни с одним страховщиком, чтобы они продавали краткосрочные безлимитные страховки автовладельцам или туристам-арендаторам. Верю, что в будущем, при достижении определенных KPI найдутся партнеры по страхованию. Но сейчас качество российского каршеринга ниже западного именно из-за таких аспектов. Приходится работать только с теми, кто уже купил за свой счет все необходимые страховки.

Конкуренция с такси

По сравнению с такси каршеринг всегда выигрывает в цене. Но есть мнение, что россияне слишком привыкли к преимуществам такси, чтобы от них отказываться.

image description
Андрей Барсуков
заместитель гендиректора «Русского АвтоМотоКлуба» (РАМК)

Если сравнивать стоимость поездки по Москве на такси с водителем и на автомобиле по системе каршеринга, например на 20-30 км в дневное рабочее время, то суммы получаются примерно одинаковые. Хотя по второму варианту может быть дешевле на 50-150 рублей в зависимости от маршрута и пробок. Преимущества перемещения на такси очевидны: клиент получает подачу автомобиля в нужное время и к нужному месту, не надо самому вести машину и искать место для парковки по окончании поездки (особенно в зоне платного паркинга). В каршеринге все это ложится на плечи клиента, как и материальная ответственность за принятие и сдачу автомобиля. Речь идет о наружных повреждениях, о которых предыдущий арендатор мог умолчать или попросту не заметить, а также о техническом состоянии и полной комплектации (могут найтись желающие что-то позаимствовать из авто). Сейчас на каршеринг неблагоприятно влияют два альтернативных рынка – такси и суточный прокат автомобилей. В них высокая конкуренция, которая уже привела к демпингу тарифов и улучшению качества обслуживания. Для развития каршеринга в Москве необходимо не только изменение действующей тарифной политики, а именно замены поминутной аренды на покилометровую, но дополнительная организация фиксированных мест бесплатной стоянки/парковки таких автомобилей (непосредственно возле станций метро, вокзалов, аэропортов, а также в центральной части города). Сегодня такой бизнес может выжить, только создавая максимум комфорта для своих клиентов.

С такси конкурирует только каршеринг, работающий по схеме one-way, парирует Филипп Дитрих. В США по этой модели работает Car2Go, в России - Anytime. Непосредственно с личным транспортом конкурирует каршеринг модели round-trip, по которой работают, например, американская Zipcar и питерская StreetCar. По словам Дитриха, именно их схема позволяет клиенту строить четкие планы.

Преимущества каршеринга

  • Круглосуточно и без выходных

  • Допуск к вождению оформляется один раз

  • Не доверяешь свою жизнь постороннему человеку

  • Страховка и бензин входят в стоимость

  • Минимальный срок аренды — в минутах

  • Разгружает дороги и дворы

Недостатки каршеринга

  • Нужны права

  • Нужно быть трезвым

  • Не поспишь, как в такси

  • Нужно найти машину, а потом место для парковки

  • Материальная ответственность за состояние машины

  • Мало каршеринговых авто по сравнению с западными странами

Что дальше?

Как представители Дептранса Москвы, так и сами каршеринговые компании позитивно относятся к развитию конкуренции на столичном рынке.

image description
Филипп Дитрих
исполнительный директор StreetCar

Чем больше будет таких сервисов, тем больше будет каршеринговых машин. Это хорошо для города, это развитие российского каршеринга как такового. Участники наших групп в соцсетях часто просят нас открыть филиалы в своих городах. Кстати, в мире каршеринговые компании сейчас кооперируются, чтобы их клиентам было удобней пользоваться каршерингом в других странах.

­­ Фото предоставлено сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно