Анна Соколова

Что нужно знать о каршеринге в России

Куда едет рынок поминутного руля


На днях в Москве запустился очередной каршеринг — сервис краткосрочной аренды авто «Делимобиль». Московская мэрия активно поддержала проект, пообещав каршеринговым машинам льготную парковку в центре и доступ на выделенные полосы для общественного транспорта.

Инвестор «Делимобиля» — итальянская венчурная компания General Invest — вложит в систему 1 млрд рублей. Для эффективной работы столичного каршеринга нужно не менее 10 тысяч таких машин, заявил представитель инвесткомпании Винченцо Трани. По его расчетам, к 2018 году этой услугой воспользуются 650 тысяч москвичей.


Рынок


Сейчас в России работает пять каршеринговых компаний — четыре в Москве и одна в Санкт-Петербурге. Несложные вычисления показывают, что совокупный автопарк российского каршеринга насчитывает 717 машин, 470 из которых можно арендовать в Москве. Для сравнения, в одной Москве только легальный таксопарк составляет 55 тысяч машин.

Кто занимается каршерингом в России?

По данным компаний


Проблемы


Пока рынок каршеринга только формируется, игроки не столько конкурируют между собой, сколько способствуют общей популяризации поминутной аренды. Наиболее серьезным соперником каршеринга эксперты считают такси, которое за последнее время стало существенно дешевле и комфортней прежнего.

Лизинговые и страховые компании не доверяют краткосрочной аренде. По их мнению, коллективное пользование машиной увеличивает риск повреждений.

Сами игроки считают, что каршерингу не хватает инфраструктуры. Комфортное пользование услугой возможно лишь в случае шаговой доступности авто, а их пока слишком мало.

Словом, будущее каршеринга в Москве зависит от того, распробуют ли горожане новую услугу или нет.

По теме: Какое будущее у каршеринга в Москве?

Выгода для пользователей


По сравнению с традиционной арендой машины каршеринг удобней, а по сравнению с личным авто — дешевле. Питерская компания StreetCar подсчитала, что владение новой машиной за 1 млн рублей стоит в среднем 352 тысячи рублей в год (без учета топлива). Сюда входит КАСКО, замена резины, амортизация, транспортный налог, парковка и другие расходы. Пока человек спит и работает, машина простаивает и занимает место (либо платное, либо «чье-то»).

По некоторым данным, обычно каршеринг обходится на 70% дешевле личного авто. Если в год ваш автомобиль проезжает менее 16 тыс. км, выгодней перейти на аренду.

Выгода для города


Урбанисты говорят, что один каршеринговый автомобиль убирает с городских дорог 15 обычных и освобождает 20 парковочных мест. Конечно, столичные чиновники видят в каршеринге новый инструмент разгрузки стоящей в пробках Москвы.

Кроме того, переход от владения к аренде машин сократит выбросы выхлопных газов. Если столичный план по развитию каршеринга станет реальностью, к 2020 году выбросы сократятся на 20%.

Выгода для инвесторов


Чтобы заработать на каршеринге, необязательно запускать собственную компанию (кстати, ниша вполне свободна — до 10 тысяч машин Москве еще далеко). Московская Anytime собирается расширять свой парк с помощью частных инвесторов. Они покупают авто за наличные или в лизинг и предоставляют их в краткосрочную аренду через Anytime, получая 60% выручки или фиксированные ежемесячные выплаты (например, 34,1 тыс. рублей за Hyundai Solaris).

Частное лицо может сдать свое авто в аренду другому частному лицу через социальный каршеринг Darenta. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте, указать марку авто, подтвердить право владения и составить график, когда машина не используется. По словам представителя Darenta, в этом случае неиспользуемое авто может принести своему владельцу более $3 тысяч в год. Разумеется, заработок зависит от марки, возраста и комплектации машины.

По статистике, сегодня россияне ежегодно сдают в аренду более 22 тысяч частных автомобилей. Отталкиваясь от этой цифры, в Darenta оценивают российский рынок peer-to-peer-каршеринга на уровне 3,3 млрд рублей в год.


А вы готовы сесть за поминутный руль?

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно