Top.Mail.Ru
Истории

Как женщины заняли ведущую роль в венчурном бизнесе Китая

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Крупнейший в мире венчурный фонд, созданный женщиной, находится не в Кремниевой долине и даже не в США, а в Пекине. Его руководительница раньше работала в библиотеке и настолько сильно держится в тени, что даже в родном Китае ее личность остается загадкой. Вплоть до этого лета Чэнь Сяохун не давала никаких публичных интервью. Журналисты Bloomberg пообщались с инвестором и написали историю о женщинах в китайском венчуре. Публикуем перевод этого материала.

Как женщины заняли ведущую роль в венчурном бизнесе Китая

«Мне не нравится быть частью общества, — сказала Чэнь во время четырехчасовой беседы с Bloomberg в главном офисе ее компании. — Я предпочитаю оставаться независимой и самостоятельно принимать решения».

Чэнь 46 лет. Она состоит в необычной группе женщин-инвесторов, которая заняла верхушку венчурного бизнеса в Китае и помогла развитию технологического бума в стране. Эти инвесторы поддержали множество успешных китайских стартапов. Их влияние растет по мере того, как они собирают все большие суммы, нанимают на работу других женщин и взращивают новое поколение технологических компаний.

В Китае 17% инвестиционных партнеров является женщинами и в 80% компаний работает хотя бы одна женщина.И все больше женщин, подобных Чэнь, руководит собственными компаниями. Например, Кэти Су, которая основала шанхайскую компанию Capital Today Group, управляет капиталом в размере $1,2 миллиона и участвовала в раннем инвестировании компании JD.com. Или Анна Фэнь, генеральный директор ZhenFund и один из самых влиятельных бизнес-ангелов в Китае. Или же Руби Лу, которая раньше работала с Чэнь в ее компании H Capital и помогла DCM Ventures открыть бизнес в Китае.

chen

Чэнь Сяохунь (слева) и Руби Лу. Фото: Ши Кви.

Благодаря их успеху в китайской сфере технологий появляется все больше женщин. Согласно оценке правительства Китая, женщины основали 55% всех новых интернет-компаний и они составляют четверть всех предпринимателей. Для сравнения: в США лишь 22% стартапов основано командами, в которых есть одна или несколько женщин. Об этом говорит исследование из книги Вивека Вадхвы и Фарая Чидея «Женщины в инновациях: Меняя лицо технологий».

Но все равно в стране есть дискриминация. Мужчины по-прежнему занимают большинство руководящих должностей в политике и бизнесе, в сфере технологий есть множество случаев вопиющего сексизма. Однако Китай потихоньку становится одной из лучших стран мира для женщин-предпринимателей и венчурных инвесторов. Чэнь удалось создать новый $500-миллионный фонд, который, по словам аналитиков Preqin, является самым крупным из всех когда-либо созданных женщиной. Размер активов под ее управлением вырос до $1 миллиарда. Согласно данным Preqin, крупнейший американский фонд под руководством женщины вполовину меньше.

xu

Кэти Су, основатель и старший партнер Capital Today Group. Фото: Сойме Оллерос/Bloomberg

Едва ли Чэнь было суждено добиться успеха. Она выросла в провинции Хубэй, в городе, знаменитом своими гимнастами. Ее родителями были учительница и бухгалтер без какого-либо большого достатка и политических связей. Тем не менее Чэнь была одаренной ученицей и поступила в лучший университет Китая. Там она получила редкую стипендию на обучение в Америке и шанс на лучшую жизнь.

Но она едва его не упустила. Она была одинока в чужой стране и тосковала по родине. Поэтому она отказалась от престижного гранта и решила поступать к своим китайским друзьям в Ратгерский университет в Нью-Джерси. Единственной специальностью, на которую она могла попасть, было библиотекарское дело.

«В душе я знала, что мне не стать академиком», — сказала Чэнь.

В 1994 году Чэнь закончила обучение и откликнулась на вакансию библиотекаря в нью-йоркском торговом банке Veronis Suhler Stevenson, которую нашла в The New York Times. В то время интернет только развивался, и ей приходилось работать со шкафчиками для бумаг, разбирая корпоративные документы. В итоге ее дотошные отчеты о делах компании привлекли внимание генерального директора Джона Шулера.

«Она как будто открыла новое значение слова «кропотливый», — сказал Шулер. — Чэнь работала лучше любого магистра бизнеса».

china

Деловой центр Пекина. Фото: Bloomberg

Чэнь помогала своим коллегам разобраться с китайскими именами. Со временем Шулер повысил ее и отправил заниматься сделками.

«Стоило ему только прочитать отрывок какого-нибудь документа, как он сразу же обращался ко мне», — сказала Чэнь. Она была единственной женщиной из Китая в компании.

По мере того как Чэнь набиралась опыта, росла и ее уверенность в себе. Она успешно провела 45 сделок по образованию и публикациям и снова получила повышение — на этот раз до управляющего директора.

В 2003, благодаря общим знакомым, она встретилась с основателем Tiger Global Чейзом Коулманом. Он нанял ее для работы в Joyo.com, китайской компании, занимающейся торговлей в интернете, в которую он когда-то инвестировал. Оказалось, что генеральным директором Joyo.com был бывший одноклассник Чэнь Лей Цзюн. Позже этот человек создал корпорацию Xiaomi и стал одним из самых успешных предпринимателей Азии. В феврале 2004 года Чэнь вернулась в Китай, чтобы помочь компании собрать деньги, но после того как совет директоров решил продать фирму Amazon.com, ее планы изменились.

Однако Коулман по-прежнему видел потенциал Чэнь. Он начал обсуждать с ней возможность создания инвестиционного фонда, специализирующегося на обучении. Еще до своего официального устройства в Tiger, Чэнь встретилась с представителями 70 компаний. В октябре 2004 года она приступила к работе.

Это было очень удачное время. Коммунистический Китай избегал капиталистических методов, в плане ведения частного бизнеса и финансового подхода в стиле Уолл-стрит. Но в 1980-х годах китайский политик Дэн Сяопин провел ряд экономических реформ, и после взлета акций интернет-компаний предприниматели и венчурные инвесторы ринулись зарабатывать свои состояния. В Китае мало кто разбирался в финансах, поэтому у Чэнь и ее коллег появилось множество клиентов. «Когда Китай только развивался, в нем еще не было столько людей», — сказал Гари Ришель

Одной из первых компаний, которую финансировала Чэнь, была New Oriental Education & Technology Group, занимавшаяся организацией языковых курсов для фирм, которые собирались запускать свою деятельность в других странах. Профессор английского языка из колледжа, в котором обучалась Чэнь, помог ей основать компанию и открыл ей перспективы частного образования в Китае. «New Oriental обучила практически все мое поколение», — сказала Чэнь. В 2006 году New Oriental стала открытым акционерным обществом, и за год стоимость ее акций выросла в четыре раза. Именно в Tiger Чэнь заработала свое первое состояние.

«Сяохун — невероятный инвестор, — сказал Коулман в одном из своих писем. — У нее есть непревзойденная способность ориентироваться в сфере китайских инвестиций и всех ее нюансах».

Чэнь инвестировала в компанию JD.com, когда та внезапно вышла из тени Alibaba Group. Женщина почувствовала, что если компания достигнет определенных масштабов, то ее прибыль быстро и значительно возрастет. Поэтому она дала такую сумму, которая просто ошеломила компанию.

«Все думали, что это безумие, что ничего не получится, — сказала Чэнь. — Но мы видели только потенциал проекта».

Помимо этого Чэнь удалось вырастить троих детей. На Западе ее поведение на работе сочли бы не только странным, но и неприемлемым: в течение трех лет каждый день она брала с собой в офис своего первенца. Она не нанимала нянек или помощников, и ее сын в буквальном смысле бывал на каждой деловой встрече, где ползал по столам и рисовал на стенах.

По словам Чэнь, то, что она приводила на работу детей, помогло ей сблизиться со множеством предпринимателей, которых она поддерживала. Да, ее сын плакал и мешал встречам, но это ее не останавливало. У нее появился шанс установить более близкие отношения с учредителями.

Чэнь считает, что из-за того, что она женщина, у нее есть кое-какое преимущество: ей проще сказать предпринимателю, что он неправ.

«Я понимаю, что так неправильно говорить, но я сама являюсь женщиной, и поэтому могу сказать, что предприниматели проявляют к женщинам особое уважение. Они отчасти воспринимают тебя как мать, поэтому к ним можно обращаться строже».

feng

Анна Фэнь, партнер и генеральный директор ZhenFund. Фото: Джастин Чин

Чэнь подала пример молодому поколению.

«Когда я завела семью, у меня было много ролевых моделей, на которые я могла ориентироваться. И я беспокоилась, как же я смогу одновременно быть матерью и руководить фондом», — рассказала Анна Фэнь из  ZhenFund.

Глядя на пример Чэнь, она смогла сохранить баланс между суровыми требованиями своей работы и ролью матери.

Эти женщины добиваются успеха в сфере венчурного финансирования и прямых инвестиций и стараются сделать так, чтобы еще больше предпринимательниц могло пойти по их стопам. В инвестиционной команде Фэнь девять человек, причем четверо из них — женщины. Вместе они финансировали более 30 стартапов, в основании которых участвовали женщины. Фэнь состоит в группе WeChat, в которой более 150 молодых предпринимательниц, занимающихся венчурным инвестированием. Кроме того, она единственная женщина в жюри китайского аналога тв-программы Shark Tank под названием «Я — единорог», которая занимается оценкой стартапов.

Салли Шен, бывшая глава отдела банковских инвестиций в азиатско-тихоокеанском регионе компании JPMorgan & Chase, сейчас работает управляющим директором в $37-миллиардной фирме HarbourVest Partners и руководит обучающей программой поддержки женщин-предпринимательниц. Лу познакомилась с Шен, еще когда та занималась банковскими операциями, и поэтому часто выступает в качестве лектора этой программы.

«Мы создаем сообщество, — сказала Лу. — В Китае есть множество способных женщин — среди совладельцев, инвесторов, в семейных инвестиционных фирмах и среди генеральных партнеров».

ma

Руи Ма, партнер акселератора 500 Startups. Фото: Квилаи Шен/Bloomberg

Но сексизм по-прежнему наводняет индустрию. Некоторые китайские технологические компании завели привычку приглашать на корпоративные мероприятия японских порноактрис. А одна местная интернет-компания наняла привлекательных чирлидерш, чтобы те своим видом подбадривали программистов. И несмотря на неплохую статистику по гендерному распределению в целом, крупнейшими венчурными фирмами все равно в основном руководят именно мужчины.

«Нельзя сказать, что в индустрии царит равноправие, потому что это не так. Особенно остро вопрос неравенства полов стоит в сфере технологий, по крайней мере, на уровне руководящих должностей, — считает Руи Ма, партнер акселератора 500 Startups. Очень часто она оказывается единственной женщиной на собраниях представителей индустрии. — Я знаю незамужних женщин, которые начали заниматься инвестициями, но получили отказ из-за своего пола, причем им об этом сказали прямо».

Но Чэнь признает, что ее взгляды на положение женщин серьезно улучшились. Раньше она считала, что женщины не обладают широкими взглядами, которые помогут стать великим предпринимательницами. Теперь ее мнение изменилось.

«Сейчас появляется все больше женщин-предпринимателей, которые меняют мою точку зрения, — сказала она. — У них прекрасное видение бизнеса».


Материалы по теме:

Женщины инвестируют лучше мужчин. Но почти этим не занимаются

5 женщин-лидеров в сфере технологий

Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе

30 женщин, которые перевернули индустрию «мужского» бизнеса

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 6 лекций о лидерстве, которые стоят больше, чем MBA
  2. 2 10 удивительных вещей, которые покупает Китай в этом году
  3. 3 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  4. 4 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  5. 5 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше