Top.Mail.Ru
Истории

Три вещи, которые нужно обсудить с партнером перед открытием бизнеса

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Джо Гарднер, сооснователь и CEO компании VentureDevs, рассказал о неудачном опыте выбора бизнес-партнера и дал несколько советов о том, какие вещи следует обговаривать с будущим сооснователем.

Три вещи, которые нужно обсудить с партнером перед открытием бизнеса

Один из моих первых сооснователей — назовем его Джон — с первого взгляда показался мне идеальным партнером для бизнеса.

У нас был SaaS-стартап, нацеленный на модельный бизнес, а у Джона когда-то было свое модельное агентство. У него был доступ к нашему целевому рынку, он хорошо разбирался в технических трудностях своей сферы и обладал нужными связями в индустрии. Но самым важным в то время для меня было то, что Джон был очень воодушевлен и хотел разработать отличный продукт, который принесет пользу многим людям. Так что когда он предложил мне стать партнерами, решение было очевидным.

Мы решили, что Джон будет заниматься продажами, а я отвечать за операции и финансы (техническая часть лежала на плечах нашего третьего партнера Войтека). Какое-то время такой порядок дел работал. Но позже мы с Войтеком начали понимать, что Джон не дает того, что обещал.

В итоге нам пришлось расстаться. И из-за того, что у нас не было никаких письменных договоренностей, весь процесс был, мягко говоря, запутанным и неприятным. К делу пришлось подключить адвокатов, а мы лишь впустую потратили свои нервы и силы.

Тогда мне было 26 и я был очень доверчивым. Думаю, этот опыт дал мне ценные уроки, которые помогли мне в дальнейшей карьере. Например, я узнал, что прежде чем открывать совместный бизнес нужно обговорить и задокументировать три важные вещи. Возможно, вам будет неловко их обсуждать, однако они помогут вам понять, стоит ли пользоваться представившейся возможностью.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Фото: Unsplash

Ожидания

Первое, что вам с партнером нужно обговорить это кто за что будет отвечать, как вы будете отчитываться о своем прогрессе и что будет, если кто-то из вас не сможет выполнить запланированное.

Важность определения всех этих моментов можно понять на примере «стартапа в комнате студенческого общежития». Представьте: трое молодых людей сидят в одной комнате. Вместе они придумывают амбициозную идею и решают, что в итоге каждый их них получит по трети компании. Но затем кто-то из этих студентов теряет интерес к делу или перестает вносить свой вклад — в итоге его обязанности ложатся на плечи другого товарища. И это создает проблемы.

Реальность такова, что сама идея, на которой основывается ваша компания, довольно дешева. Гораздо важнее упорство и трудолюбие, необходимые для воплощения этой идеи в нечто реальное и масштабируемое.

План наделения правами

Он нужен каждому стартапу и наделение прав в нем должно зависеть от продуктивности.

Как я уже говорил, все партнеры должны понимать свои роли и обязанности. Но если каждому партнеру дать часть компании до того, как он ее заслужил, возникнут проблемы.

Если выдавать опционы постепенно — в частности после выполнения определенных обязательств — то вы только сильнее мотивируете партнеров. Кроме того, это защитить все участвующие стороны от захвата посторонним человеком, которому подарили долю в компании. А еще если вы захотите заняться привлечением инвестиций, такая информация потребуется инвесторам.

Фото: Unsplash

Компенсация

Аналогичным образом вам следует обсудить размер денежной компенсации для каждого партнера.

Это обязательно нужно сделать на ранних этапах, поскольку компенсация должна учитывать множество деталей. Например, если один из ваших сооснователей отвечает за продажи, будет ли он брать комиссию? Какими будут ваши зарплаты, когда ваша компания еще не будет приносить какой-либо прибыли? Согласны ли вы все получать меньше на ранних этапах ради своей компании?

Ответ на последний вопрос может сказать о ваших партнерах многое. Если ваш сооснователь требует себе высокую зарплату еще когда стартап находится на стадии «идеи», думаю, стоит задуматься, нужно ли вам работать с таким человеком.

Разберитесь друг в друге

Я считаю, что самое важное это хорошо понять своего потенциального партнера, с которым вы, возможно, будете тесно работать следующие 5-10 лет. Это одно из самых важных личных решений, которые вы примете в своей жизни.

Чтобы понять друг друга недостаточно просто посидеть за чашкой кофе. Вам нужно видеться в разных ситуациях, желательно за пределами деловых встреч (помните: вам надо узнать человека, а не бизнес-маску, которую он носит). Вы должны познакомиться с его друзьями и семьей. Оцените его способность к эмпатии и логике, определите личные приоритеты и мотиваторы. Вам надо понять, как думает, чувствует и ведет себя ваш потенциальный партнер.

Я бы даже сказал, что это самый важный шаг. Все эти трудные для разговора темы помогут вам ясно увидеть, с кем вы собираетесь работать — как это человек ведет переговоры, выражает свое мнение, что ценит и, самое главное, будете ли вы рады решать вместе с ним проблемы в следующие десять лет.

Не торопитесь

Ни в коем случае не спешите. Я больше никогда не тороплюсь, потому что знаю, как изматывают последствия неправильного выбора партнера.

В конце концов, для вас важно узнать, как можно больше о человеке, с которым вы собираетесь работать. А на это нужно время.

Источник.


Материалы по теме:

Как найти идеального партнера для открытия бизнеса

Как найти общий язык с партнерами по проекту: восемь правил

Как найти партнера для бизнеса и не пожалеть об этом

Как подарок может похоронить ваше партнерство

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выбрать код ОКВЭД для бизнеса в 2024
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  4. 4 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  5. 5 Как добросовестным поставщикам выявлять сговоры в электронных торгах и противостоять им
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти