Наиль Байназаров

В США выделят авиамагистрали для летающих беспилотников

В США планируют выделить воздушные коридоры для беспилотных летательных аппаратов.

Недавно американские компании получили разрешение на использование беспилотников в коммерческих целях. Отрасли нужно государственное регулирование, прорабатывать которое помогает NASA, технологические компании (Amazon, Google) и оператор Verizon. Rusbase публикует подробности предложений от Amazon.

Свои предложения компания представила в рамках конференции по регулированию полетов беспилотных летательных аппаратов, организованной НАСА. Конференция проходила 28-30 июля в городе Сан-Хосе, штат Калифорния.

Сама компания использует дроны для доставки товаров покупателям.


План Amazon подразумевает создание многоуровневой авиамагистрали, в которой все беспилотники, летающие выше 60 метров, будут иметь возможность связываться с другими летательными средствами, а в идеале — обнаруживать и избегать их. Это попытка положить конец тому беспределу в небе, который устраивают владельцы беспилотников последние пять лет, и предложить взамен систему контроля воздушного движения следующего поколения. Для изменений в этой сфере необходимо создать нормативно-правовую базу и установить технические стандарты, которых должны придерживаться производители. Всё это направлено на то, чтобы упорядочить воздушное пространство, ведь скоро тысячи и десятки тысяч беспилотников будут передвигаться над городами, доставляя посылки, определяя качество атмосферы и выдавая талоны на парковку.


По теме: Беспилотники весом менее 30 кг не нужно будет регистрировать


Amazon предлагает (а NASA и Google поддерживают это предложение) выделить два воздушных коридора: ниже 60 метров – для движения на умеренной скорости, между 60 и 120 метрами – для скоростного движения на дальние расстояния. На высоте между 120 и 150 метров должна быть установлена бесполетная зона, и запуск любительских беспилотников на эту высоту будет считаться нарушением правил Управления гражданской авиации США. Однако в Amazon пока не стали поднимать вопрос о том, что делать тем коммерческим операторам, которые запускают свои беспилотники и выше 150 метров.

Коммерческие полеты находятся в ведении Центра управления воздушным движением, и как считают в Amazon, должна быть создана похожая сеть для управления движением беспилотников. Данные о передвижении каждого дрона будут поступать в эту сеть и передаваться всем другим летательным аппаратам. Кроме того, будет создана система коммуникации между беспилотными аппаратами, подобная той, которая сейчас внедряется в автомобильных системах. Доступ к разным уровням воздушного движения будет предоставляться в зависимости от того, насколько хорошо тот или иной беспилотник поддерживает связь с оператором, с командной сетью и с другими беспилотниками.

«Каждый может получить доступ в воздушное пространство, – говорит Гур Кимчи, руководитель программы Amazon Prime Air. – и не имеет значения, это любитель или коммерческая организация. Если есть правильно оборудованный аппарат – можно летать».

Если это радиоуправляемый квадрокоптер без соединения с интернетом, то его полеты должны проходить на высоте ниже 60 метров. Такое правило может не понравиться любителям. Однако на самом деле в эту категорию попадают немногие аппараты, учитывая, что сейчас даже дешевые беспилотники, рассчитанные на массового потребителя, имеют выход в интернет через мобильные приложения. И хотя технология обнаружения препятствия и предотвращения столкновения (SAA — sense and avoid) пока не устанавливается на все потребительские аппараты, ее уже используют в некоторых моделях, таких как Lily, в программном обеспечении от компании Skydio, а также в аппаратах типа Matrice китайского производителя DJI. Если развитие технологий продолжится такими темпами, то через несколько лет система SAA станет обычным делом.


По теме: Первые 500 компаний получили разрешение на использование дронов в США


Однако стартапы, работающие в сфере потребительского беспилотного авиастроения, могут поспорить с некоторыми положениями этого плана.

«Предложение Amazon по созданию коммерческого воздушного коридора для беспилотников – это весьма дальновидный шаг и рассчитан на извлечение коммерческой выгоды, – говорит Антуан Леваль, генеральный директор Squadrone System, компании, производящей аппараты HEXO+. – Быстрый рост популярности дронов означает, что законодательство в этой сфере должно меняться, чтобы приспособиться. Однако правовое регулирование коммерческого использования дронов не должно привести к тому, что беспилотные летательные аппараты станут слишком дорогими и недоступными для большинства рядовых пользователей».

Обычно управление воздушным движением осуществляет человек. Но в пределах определенного участка неба одновременно могут находиться гораздо больше беспилотников, чем больших самолетов. Поэтому Amazon предлагает передать автоматике большую часть функций управления. «Сейчас стандартный самолет может лететь самостоятельно, но один человек всегда контролирует его и может в любой момент взять управление на себя, — говорит Кимчи. – Но в случае с беспилотными летательными аппаратами нельзя к каждому дрону приставить контролера. Нужно больше автоматизации, чем в традиционной схеме управления».

Amazon утверждает, что их беспилотники смогут автоматически корректировать свой курс, если на пути окажется препятствие, а также предупреждать об опасности других. «Я из Сиэттла, а там много чаек. — рассказывает Кимчи. – Разработанный нами дрон может автоматически уходить от столкновения, например, с птицей, и извещать об этом другие аппараты».

Новая система управления воздушным движением сможет также обеспечивать связь между беспилотником и обычными летательными аппаратами. Например, если пожарному вертолету нужно поближе подлететь к месту тушения пожара, он сможет через сеть управления подать беспилотникам сигнал предупреждения. Таким образом, вокруг вертолета создается бесполетная зона, как показано на рисунке.

До сих пор неясно, кто возьмет на себя работу по распределению авиамагистралей. Управление гражданской авиации, по всей видимости, готово отдать инициативу в руки НАСА. В свою очередь НАСА, похоже, больше склонно работать с частным бизнесом. Агентство разрабатывает совместную программу с крупнейшим сотовым оператором США Verizon, при поддержке Google и Amazon. В рамках этой программы башни сотовой связи будут служить узлами системы, обеспечивающей слежение за беспилотниками и обмен информацией с другими летательными аппаратами.

Рано или поздно должны быть приняты четкие правила, а производителям придется внедрять у себя новые стандарты. Кимчи считает, что только так можно создать основу для нормального развития сферы коммерческого и частного использования беспилотников: «Все, кто летает в одном воздушном пространстве, должны говорить на одном языке».

План, предложенный Amazon, предусматривает создание возможностей и для любителей, и для исследователей. Так, будут созданы специальные территории, где не будут действовать ограничения на запуск беспилотников, независимо от типа их оборудования. На этих территориях все желающие смогут безопасно летать без ограничений со стороны командной сети. Напротив, такие пространства будут закрыты для полетов воздушных судов. «В таких зонах люди смогут спокойно упражняться в полетах. – говорит Кимчи. – Конечно, мало кто сможет поднять беспилотник выше 3500 метров, но если кто-то хочет попробовать – то пожалуйста».


По теме: Где в России можно летать на аэромобилях?

За изображение на обложке спасибо сервису Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно