Алексей Зеньков

Как издателям электронных книг оставаться на плаву?

Электронные книги – это не просто цифровые копии бумажных книг, и издателям нужно сейчас же это понять, чтобы не терять клиентов.


Amazon Kindle и его менее популярные собратья отлично подходят для художественной литературы, но попытки читать то, что необязательно нужно осилить от корки до корки, оборачиваются лишь мучениями, разочарованием и горем. И это печально, ведь все могло бы получиться совершенно иначе.

Возьмем для примера книги для путешествий. Перемещаться по всему свету, таская за собой килограммы путеводителей, — занятие не из приятных. Гораздо удобнее загрузить хоть целую полку разных справочников в электронный ридер.

«Электронные книги рулят», — уже слышу я ваш шепот. Но, как это ни прискорбно, вопрос веса не является первоочередным. Намного важнее то, как именно путешественники читают путеводители. В дороге вы постоянно перелистываете с места на место, глядя то на карты в крупном или мелком масштабе, то в раздел «Чем заняться», приехав в пункт назначения, то в раздел «Где остановиться», собираясь куда-то еще, читаете раздел «Я голоден, но мы отстаем от графика и еще не доехали туда, куда собирались» или судорожно ищете главу «О черт, у меня украли паспорт, что же теперь делать».

Бумажные книги прекрасно справляются со своими функциями

Электронные книги могут временами нас раздражать не потому, что с ними что-то не так. Просто оказывается, что у традиционных бумажных книг на самом деле необычайно развитый пользовательский интерфейс. Можно делать закладки с помощью пальцев или небольших бумажек и перескакивать между разделами быстрее, чем может позволить любая из других технологий. Вы можете делать пометки на полях. Обводить, выделять и вырывать страницы, если захочется. Можете даже повторить идею одного моего друга, которую он придумал в стремлении сократить вес: разделить на страницы несколько путеводителей Lonely Planet, а затем склеить скотчем в последовательности, повторяющей ваш маршрут.

В области художественной литературы электронные книги могут полностью вытеснить бумажные.

Есть и другие категории книг, которые тоже не подходят для чтения на гаджетах в силу своей нелинейности. Недавно я решил снова взяться за учебу, и мне понадобилось сдать тест GRE (тест для поступления в магистратуру или аспирантуру вузов США). Официальный справочник по подготовке занимает восьмое место по продажам в своей категории, но в качестве учебника эта книга абсолютно бесполезна. Она наполнена важной информацией, но версию для Kindle читать совершенно невыносимо. Конечно, форматирование страдает, но это далеко не главная проблема.

В книге постоянно встречаются фразы вроде «откройте страницу 29, чтобы проверить себя», хотя в большинстве устройств для чтения понятия номера страницы не существует вообще. Такие ссылки несут в себе только информацию о том, что читатель приобрел неправильное исполнение книги:

«Если бы вы купили книгу в бумажном виде, то здесь могли бы узнать что-то новое. Вместо этого вот вам абсолютно бесполезная ссылка».

Еще один идиотский момент заключается в использовании тренировочных вопросов и ответов. В книге они находятся в разных местах, при этом никаких гиперссылок или закладок не предусмотрено. Это просто глупо. В результате вам придется 25 раз подряд листать в обратную сторону, чтобы перечитать вопрос, а затем еще 25 раз вперед, чтобы уточнить ответ. Или, что более вероятно, вы не станете этого делать, а вдруг поймете, что и не заметили, как у вас в руках оказался телефон с уже введенным в гугл запросом «как вернуть деньги за книгу для Kindle».

Не пользоваться электронными книгами – плохая идея

Даже если издатель не подозревал о возможности использовать чуть более совершенные технологии для оцифровки книг (что могло бы сойти за оправдание, но, признаться, было бы немного странно), есть и другие пути решения проблемы. В случае вопросов и ответов, к примеру, ничего не стоило бы просто еще раз напечатать вопрос: вряд ли пришлось бы из-за этого вводить наценки или опасаться, что место в книге закончится.

В местах, где предлагается «открыть страницу 26, чтобы прочитать об X подробнее» можно было бы написать: «Тему X мы раскроем чуть дальше». Не так полезно, но уже и не так действует на нервы.

Некоторые типы книг, в особенности содержащие большое количество графики – например книги о фотографии – не очень подходят для экранов с электронными чернилами.

Подвергая критике издателей, я не оставляю без внимания и свою собственную персону. Достаточно многие из моих книг доступны и в электронном виде, и самая продаваемая из них (Правила фотографии и моменты, когда их нужно нарушать) является как раз самым ярким примером. Как вы могли бы предположить по названию, в книге полно фотографий. Существует версия для Kindle, но она абсолютно бесполезна: многие тезисы основаны на иллюстрациях, поэтому попытка понять ключевые идеи книги, разглядывая ее черно-белый вариант, была бы верхом бессмысленности.

Издатели: приспосабливайтесь или уходите

Электронные книги отлично подходят для некоторых ситуаций, это факт. Они идеальны на отдыхе: вы можете уместить целую библиотеку в устройство, которое может работать от одной зарядки неделями. И, помимо прочего, никто не узнает, что вы читаете «50 оттенков серого». Бесподобно.

Технологии создания электронных книг развиваются бешеными темпами. Функции выделения, создания закладок и сносок, примечания в конце и перекрестные ссылки поддерживаются всеми без исключения устройствами на рынке. Главным положительным изменением за пять лет стало то, что теперь можно читать на электронной книге научные материалы без особых проблем.

Иными словами, технологии у нас есть. При использовании платформ наподобие iBooks Author или собственных утилит для публикации книг от Amazon издателям становится доступен огромный выбор возможностей и функций, большинство из которых используются очень редко. И это, дамы и господа, маленькая трагедия.

Kindle идеален для путешественников – но издателям нужно научиться пользоваться всеми доступными технологиями.

Для других категорий, таких как путеводители или книги с большим количеством иллюстраций, специальные приложения или (ох!) вебсайты намного удобнее в использовании. Для нужд некоторых путешественников вполне бы хватило приложений вроде TripAdvisor или Foursquare, но для их работы требуется постоянное подключение к интернету, а для большинства отсутствие соединения является либо обязательной составляющей духа путешествий, либо действительно серьезной проблемой, которую они стараются решить.

С учетом всего сказанного, перенос путеводителей на смартфоны и планшеты было бы более удачным решением. Помимо качественных цветных дисплеев, эти устройства обычно оснащены GPS, камерами и кучей других функций, делающих их более удобным инструментом.

Конечно, прогресс не стоит на месте, и все технологии создания электронных чернил, электронных книг и другие издательские инструменты будут постепенно развиваться. Между тем, я бы посоветовал издателям, желающим остаться на плаву, перестать публиковать неприспособленные для чтения электронные версии обычных книг. Если все останется на этом же этапе, то в лучшем случае читатели так и будут терпеть, но, что более вероятно, покупатели решат для себя, что они больше никогда не заплатят за электронную версию путеводителя, научного издания или фотоальбома.

Издатели, если вы хотите сохранить свой бизнес, перестаньте тянуть с читателей деньги, а вместо этого воспользуйтесь преимуществами современных технологий. Оставлять покупателей разочарованными ради кратковременной выгоды в несколько долларов вряд ли того стоит.

Об авторе: Хаджи Джан Кампс — контрибьютор TechCrunch, основатель контент- и фото-бизнесов.

Источник.


Материалы по теме:

Три самых важных книги по маркетингу

12 полезных книг для руководителя

8 книг о предпринимателях

«Пока все развлекались, он читал советский учебник по ракетостроению»

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно