Людмила Кудрявцева

«Онлайн-курсы не заменят живых учителей» — Джимми Уэйлс, создатель «Википедии»

В Москве 12-14 сентября прошла конференция EdCrunch в области новых образовательных технологий и выставка стартапов EdTech Alley, организаторами которых выступили НИТУ «МИСиС» и «Рыбаков фонд» при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Основная тема — смешанное обучение, сочетание в образовательном процессе очных и дистанционных форм занятий, внедрение новых технологий в традиционные учебные форматы. Обсуждались такие методики и инструменты, как адаптивное обучение, дополненная и виртуальная реальность, геймификация, персонализация образования, образовательные онлайн-платформы.

Rusbase публикует обзор конференции и выставки.


Партнерский материал

Дистанционое образование

Разнообразные форматы частично дистанционного образования и новые инструменты обучения в России практикуются уже довольно давно и успешно, и не только в столицах. И не только на уровне вузов: многое появляется даже раньше на уровне начальных школ.

Так, у Вятского государственного университета с 2013 года работает онлайн-площадка открытого образования с курсами и конференциями, вебинарами и тестированиями, бизнес-инкубатором и корпоративным обучением. С 2012 года в Кировском областном центре дистанционного образования детей начали учить школьников из отдаленных деревень.

Соорганизатор и хозяин конференции, НИТУ «МИСиС», практикует смешанное образование в рамках совместной программы по изучению английского языка с Кембриджским университетом. Межвузовский проект «Открытое образование» за год пополнился сотней онлайн-курсов, выдал 5976 сертификатов. Запустилась «Национальная открытая школа» с курсами и интерактивными материалами по школьным предметам.

Отдельно хочется отметить участника выставки EdTech Alley — Центр инновационных образовательных технологий МФТИ. Это первый университет в России, где появилась онлайн-магистратура. Сейчас там можно получить степень магистра по комбинаторике, обучаясь самостоятельно и периодически консультируясь с преподавателями. Другие продукты ЦИОТ — несколько десятков лекций на Coursera и собственный онлайн-лекторий.

Модернизация образования — это источник новых ниш для бизнеса. Рассчитывать на то, что вузы и школы сделают всё сами, исключительно внутренними ресурсами, будет неоправданным оптимизмом. Или пессимизмом. На EdTech Alley присутствовала, к примеру, компания Global Innovation Labs, которая одной из своих задач считает помощь университетам в создании качественных образовательных программ, востребованных на зарубежных рынках. Коммерциализация технологий, в том числе образовательных — среди главных направлений работы компании. Она же помогает вузам внедрять новые технологии у себя. Global Innovation Labs организует стажировки молодых российских предпринимателей в американских университетах, где они получают опыт управления бизнесом и продвижения высокотехнологичных проектов на рынке.

Гости конференции

Конечно, нельзя сказать, что Россия является передовой страной в смысле инноваций в образовании. Поэтому иностранных гостей на EdCrunch слушали внимательно и брали услышанное на заметку. Все были рады снова увидеть в Москве Джимми Уэйлса, основателя Википедии. Он призвал к реализации концепции «обучения длиною в жизнь» — lifelong learning — возможности продолжать образование в любом возрасте, как развивая имеющиеся компетенции, так и осваивая новые.

Джимми Уэйлс. Источник фото.

Иностранные гости отвечали на внимание хозяев комплиментами русскому духу и уму. Уильям Ранкин, бывший директор по обучению Apple, сказал на пресс-конференции, что «существует русская чувствительность, русская интуиция. И многие страны должны поучиться у русских в вопросах образования». У российских студентов Ранкин отметил серьёзность, стремление получить образование и найти своё место в жизни. Ранкин считает, что основной целью обучения должны стать знания, помогающие что-то создавать, а пассивных потребителей воспроизводить не нужно.

Глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен напомнила, что традиционный формат школ появился после промышленной революции, как ответ на кадровые запросы фабрик и заводов. Естественно, этот формат уже совсем неактуален в 21 веке. Общество и экономика сейчас меняются настолько быстро, что мы просто не можем знать, как будут работать сегодняшние первоклассники, какие знания и навыки будут для них наиболее востребованы. Большинство современных школьников будут заниматься профессиями, которых сейчас вообще не существует. Финская система обучения школьников ориентирована на профессиональную самореализацию и стремится к кастомизации обучения, командную и проектную работу школьников.

Здравый смысл, как известно, рождается из крайностей, но всё равно забавно наблюдать, как «традиционные» педагоги по мере знакомства с технологиями начинают с горящими глазами прочить полный уход обучения в Матрицу в ближайшие годы. А специалисты по технологиям констатируют, что традиционные форматы личного взаимодействия учителя и ученика, оценки качества знаний и качества овладения ими, ещё долго, очень долго будут актуальны. Вот и Уэйлс заявил, что старую добрую школу с «живыми» учителями онлайн-курсы не заменят, человеческий фактор в обучении слишком заметен, непонятно, как его устранять, а главное — зачем.

После выступлений хэдлайнеров выкристаллизовалась ещё одна общая тема: изменение в обучении роли самого обучаемого. Школьник — это уже не дрессированная обезьянка, которой велено выключить телефон, посидеть ровно, послушать, записать, заучить и повторить. Школьникам, а тем более студентам, готовы отдать более активную роль в обучении, учитывать особенности их личности, ослабить контроль сверху в пользу самостоятельного понимания важности учебного прогресса. Всем уже понятно, что процесс обучения может и должен быть интересным, увлекательным, эмоциональным.

И, конечно, от обучения требуется гораздо больший прагматизм. Не нужно заучивать абстрактные факты, нужно осмыслять феномены и осваивать навыки. В том числе навыки коммуникации, совместной деятельности, поиска информации.

Результаты обучения, по мнению Ранкина, должны оценивать не педагоги, а общество, в котором обучившийся будет их практиковать и применять. Он согласен с Уэйлсом в представлении о выходе обучения за временные и пространственные рамки учебных классов. Это процесс, неотторжимый от жизни, профессиональной деятельности и личного развития.

Роль учителя у нас пока тоже сохранилась из доинформационной эры, когда знаний было мало, они хранились в источниках с ограниченным доступом, и преподаватель был их хранителем и ключом к ним. Сейчас доступ к информации практически не ограничен, по крайней мере, количественно, и роль учителя должна измениться соответственно. Ему предстоит роль проводника по знаниям, помощника, облегчающего работу с ними, наставника, который мотивирует и направляет ученика.

Для учебного процесса

Впрочем, и для самих учителей никогда не была лишней помощь в работе с информацией. Учебно-методические материалы должны быть, они должны быть хорошие, качественно организованные и в большом количестве. Из участников EdTech Alley с этим помогает «Инфоурок» — зарегистрированная как СМИ база учебных материалов, методических пособий, вебинаров, онлайн-курсов не только по школьным предметам, но и по предметам дополнительного образования, по вопросам компетенции директоров, завучей, школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов.

Отдельного внимания заслуживает площадка с онлайн-олимпиадами «Инфоурока». Учитель подаёт заявку на участие в олимпиаде своих учеников, ученики выполняют задания, занимают места, получают дипломы и сертификаты. Стоимость участия одного ребёнка — 135 рублей.

Оценка результатов участия подразумевает разбор ошибок и углублённое изучение вызвавших затруднение тем. Для этого на платформе есть коллекция видеоуроков.

Заместитель министра образования РФ Людмила Огородникова отметила, что запрещать детям мобильники в классе уже поздно, да и ни к чему. Гаджеты пора интегрировать в учебный процесс, позволять им приносить пользу, а не отнимать время. Многие учителя отмечают, что школьников для этого не приходится как-то особенно «дрессировать», если у них достаточно мотивации к обучению, они сами проявят инициативу и способность к превращению смартфонов и планшетов в учебные инструменты.

У учителей тоже появляются свои гаджеты, а оборудование для обучения вырастает в очень перспективную нишу для стартапов. Правда, она уже изрядно заселена международными игроками. Американская SMART Technologies делает интерактивные классные доски и дисплеи уже 20 лет. Чтобы на дисплеях было что показывать, у нее есть программное обеспечение для создания обучающих материалов — среди его возможностей имеется, например, конструктор уравнений, 3D объекты, распознавание надписей на экране, генерация «аналоговых» учебных материалов, управление группами учеников. Имеется и собственное облако SMART amp для хранения файлов заданий и совместной работы над ними.

Наличие иностранных игроков не означает отсутствия перспектив для отечественных. На рынке учебных материалов присутствует, например, группа компаний Inenergy, работающая в области альтернативной энергетики. Для школ, колледжей и ВУЗов она выпускает учебно-методический стенд «Водородная Энергетика». Он позволяет исследовать конструкцию и функционирование топливных элементов, особенности энергоснабжения оборудования, проводить лабораторные работы по решению связанных с энергообеспечением задач.

С помощью набора «Водородная школа» ученики осваивают конструирование автомобилей на солнечных или солевых батареях, суперконденсаторах и водородных топливных элементах, управляют ветроэнергетическими установками и теплоэлектрическими элементами.

Возвращаясь к технологиям для преподавателей, хочется отметить разработку Sphere Systems под названием Sphere Live — это платформа для организации видеоконференцсвязи. Она позволяет проводить удаленные выступления, совещания, консультации и т. д. В том числе можно проводить платные лекции или консультации — в Sphere Live интегрирована платёжная система. Другие интересные возможности — встроенный переводчик и технология быстрой передачи файлов с экономией трафика.

Корпоративное обучение 

Корпоративное обучение — это особая ниша, проблемы и возможности там не те, что в школьном или вузовском образовании. На EdCrunch технологии корпоративного обучения получили свою долю внимания. Особенно интересными среди продуктов показались интерактивные лаборатории xLab. Это виртуальные учебные комплексы для обучения сотрудников компаний. Специализация xLab — персонал энергетических, нефтегазовых и металлургических компаний, поэтому особенно ценна способность виртуальной лаборатории нейтрализовать опасности, связанные с повышением квалификации технических специалистов.

xLab создаёт интерактивную 3D-модель конкретного оборудования, с которым должен научиться управляться пользователь, само оборудование может быть подключено к этой модели.

Ещё один представитель корпоративного образования на выставке — хорошо известная московская City Business School. Она сейчас активно вкладывается в развитии дистанционного обучения и разработала собственную платформу для компаний. Платформа позволяет руководству самостоятельно формировать учебные задания для сотрудников, выбирать нужные им курсы обучения, контролировать результаты. Доступны как функциональные, так и отраслевые курсы, программы MBA, курсы тайм-менеджмента, делового этикета, управления стрессом, лидерства, управления командой, публичных выступлений и многие другие. 

Ключевые навыки для современных профессий

В интервью организаторам EdCrunch руководитель направления образовательных технологий InEnergy Андрей Ларькин отметил важность развития уже с детского возраста «гибких навыков» (soft skills) для успеха в жизни и работе. Soft skills — это «универсальные умения», которые способствуют успеху в любой деятельности, не привязаны к конкретной профессии. Это в основном социальные навыки, умение общаться и убеждать, способность работать в команде, управлять временем, обучаться и развиваться, быть лидером, проявлять творческое мышление. Hard skills — это формализованные технические навыки, связанные с конкретной деятельностью и описываемые чёткими инструкциями. К ним можно отнести управление автомобилем, программирование, делопроизводство и т. п.

Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов составил список ключевых навыков для современных профессий. Хорошо видно, что это soft skills.

  • критическое мышление,

  • умение работать в команде,

  • понимание мультикультурного контекста,

  • предпринимательский дух,

  • способность выстроить собственную образовательную стратегию.

Ещё один список навыков приводится в исследовании The Economist Group, которая опросила компании на предмет требований к сотрудникам, снова сплошные soft skills:

  • способность решать проблемы,

  • умение работать в команде,

  • коммуникабельность,

  • критическое мышление,

  • креативность,

  • грамотность,

  • цифровая грамотность,

  • лидерство,

  • знание иностранных языков,

  • развитый эмоциональный интеллект.


Конечно, в профессиях будущего и без hard skills не обойтись, и развивать их у школьников тоже нужно. Особенно если имеются склонности. Профессиональной ориентацией школьников в инженерно-технической сфере занимается проект «Информатикум». Появившись в 2013 году, он открыл в России уже 38 клубов инженерного творчества, где детей учат электронике, механике, программированию, полученные знания помогают воплотить в работающих конструкциях. Четырёхлетняя программа профориентации готовит к поступлению в технологические вузы и формирует кадры для компаний-партнёров: Mail.ru, Qiwi Банк, Starline, АСИ. Впрочем, некоторые ученики находят применение своим талантам, не успев окончить школу. Например, Юрий Ольшевский собрал квадрокоптер и консультирует желающих сделать собственный. Месяц занятий в клубах стоит 3600 рублей.

Ещё один участник EdTech Alley, помогающий школьникам воплотить инженерно-технические таланты в разработке механизмов, располагался рядом с «Информатикумом» на выставке и показывал испытательный полигон для роботов. Это был петербургский Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики. Полигон называется «РТК МИНИ», робот должен пройти на нём полосу препятствий и выполнить тестовые задания. А чтобы этого робота собрать, институт предлагает юным робототехникам конструктор «RЯBINA» и организует для них летние лагеря, в дополнение к регулярно действующим на базе института кружкам и лабораториям.

Выставка и конференция оставили смешанные эмоции. С одной стороны, конечно, прекрасно, что детей наконец начинают учить гибко, интересно и тому, что им действительно пригодится. С другой — грустно вспоминать собственные школьные годы, посвященные заучиванию списка падежей и дат войн европейского средневековья.

Напоследок — анонс с EdCrunch. В день учителя, 5 октября, запускается проект «Российская электронная школа», который создан на основе федеральных государственных образовательных стандартов. На платформе можно будет осваивать отдельный предмет, а можно полностью пройти всю школьную программу и получить аттестат. Уже разработаны около 12 тысяч часов интерактивных уроков.


Читайте по теме:

Словарь предпринимателя: soft skills

Вдова Стива Джобса намерена совершить революцию в образовании

Как заработать на детском онлайн-образовании

Как одна маленькая компания подсадила Москву на лекции об искусстве

Образовательные программы в октябре 2016 года

10 технических профессий будущего

Аркадий Морейнис запустит курс «Основы предпринимательства» в школах


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно