Истории

Почему несырьевой экспорт может спасти Россию и что ему мешает

Истории
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Почему России критически важно наращивать экспорт, что государство для этого делает и какие препятствия видят предприниматели.

Почему несырьевой экспорт может спасти Россию и что ему мешает
Присоединиться

Развивать экспорт выгодно любому государству. Таможенные пошлины и сборы, которые бизнес платит при вывозе товаров, — один из главных источников доходов казны. Внешняя торговля прокачивает экономику: растут производство, рабочие места и налоговые поступления. А успехи товаров на мировом рынке хорошо влияют на бренд страны.

Для кризисной России экспорт особо актуален. Цены на нефть продолжают падать, снижая доходы от экспорта углеводородов, которые раньше составляли половину бюджета РФ. Самое время восполнить прорехи за счет несырьевого экспорта (к нему относятся несырьевые товары, а также услуги).

*Сумма экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа (обычного и сжиженного).

**К высокотехнологичным товарам относятся инновационные материалы и компоненты, двигатели, автомобили, сельхозтехника, самолеты, вертолеты, ракеты, спутники, космическое оборудование, медицинское оборудование, станки, приборы, оружие и военная техника, 3D-принтеры, микроэлектроника, ИТ-продукты и др.

Ослабление рубля экспортерам очень на руку: оно делает нашу продукцию конкурентоспособней по цене. Покупательная способность россиян снижается, точки роста остались только за рубежом. Правительство тоже заинтересовано в том, чтобы в страну поступала валюта и выравнивала покосившийся платежный баланс.

Хотя за последние месяцы темпы российского экспорта заметно снизились. Так, к ноябрю он составил $287,2 млрд, что на треть меньше прошлогоднего результата за аналогичный период ($422,6 млрд).

Куда Россия экспортирует?


Источник

Сегодня экспортом в России занимается в основном крупный бизнес. Как показал сентябрьский опрос «МСП банка», малые и средние предприниматели редко думают об экспорте. Большинству это просто неинтересно, другие сомневаются в своих возможностях и ссылаются на высокие административные барьеры. При этом аналитики «МСП банка» отмечают, что у экспортеров финансовое положение всегда более устойчиво.

По данным Росстата, на начало 2015 года на внешнем рынке торговали почти 12 тысяч малых и 1,5 тысячи средних отечественных предприятий.

Чтобы заместить иссыхающий поток нефтедолларов, государство делает ставку на несырьевой экспорт. В 2014 году его доля вместе с экспортом услуг составила более половины всего экспорта. Однако стоит учесть, что больше трети несырьевого экспорта составляют нефтепродукты и электроэнергия. Поэтому более четким показателем диверсификации экономики можно считать высокотехнологичный экспорт.

Что стоит знать о методологии Росстата

Экспорт высокотехнологической продукции РФ (по методологии Росстата) Экспорт высокотехнологической продукции РФ (по методологии Всемирного банка)
2010 год — $13,8 млрд 2010 год — $5 млрд
2011 год — $17,2 млрд 2011 год — $5,4 млрд
2012 год — $16 млрд 2012 год — $7,1 млрд
2013 год — $18,2 млрд 2013 год — $8,66 млрд


Базовый план Минэкономразвития предполагает, что к 2020 году несырьевой экспорт РФ достигнет $467 млрд, а число экспортеров утроится. У ведомства есть и более оптимистичный сценарий, согласно которому несырьевой экспорт составит $513 млрд, а экспортеров станет больше в 4 раза.

Чтобы эти чаяния могли сбыться, чиновники совершенствуют систему поддержки экспортеров. В апреле 2015 года на базе Внешэкономбанка был создан Российский экспортный центр, чтобы бесплатно помогать предпринимателям в режиме «одного окна». В его собственность были переданы дочки ВЭБа «ЭКСАР» (оператор экспортного страхования) и «Росэксимбанк» (предоставляет экспортные гарантии).

В октябре власти отменили штрафы за нарушение сроков репатриации валютной выручки, в ноябре — таможенные сборы на экспорт товаров дешевле 200 евро. Также было решено реформировать торговые представительства РФ для более эффективного продвижения российских товаров за рубежом.

Все это было прописано в апрельской версии дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которую в 2012 году разработало Агентство стратегических инициатив.

В рамках этого документа Минпромторг составит перечень высокотехнологичной продукции, при вывозе которой государство будет субсидировать проценты по экспортным кредитам. А когда Россия присоединится к международным аккредитационным организациям ILAC и IAF, нашим экспортерам будет проще сертифицировать свои товары. Чиновники надеются, что упрощение процедур поможет стране нарастить объемы несырьевого экспорта.

А что мешает экспортерам?


Летом 2015 года венчурный фонд Russian Ventures выпустил исследование о перспективах развития экспорта товаров и услуг российских интернет-компаний. Для снижения административных барьеров аналитики предлагают:

  • снизить налоговую нагрузку на отечественные интернет-компании (отменить НДС 18%, чтобы высвободившиеся средства шли на поощрение работников, закупку оборудования и т.п.);
  • упростить таможенные процедуры при экспорте продукции и отправке потребительских товаров зарубежным покупателям;
  • унифицировать подход к разрешению споров о возврате НДС и валютной выручки;
  • разработать и внедрить процедуры кредитования ИТ-предпринимателей под залог объектов интеллектуальной собственности;
  • упростить процедуры получения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

Rusbase спросил отечественных ИТ-предпринимателей, что им сейчас мешает наращивать экспорт.

Глава компании «Арт-бизнес» Андрей Артищев ссылается на проблемы с сертификацией, волокиту с доставкой из России и возвратом НДС. Для поставки устройств «Мастер осанки» в Израиль сгодились российские сертификаты, но для Европы и США понадобилась международная сертификация.

По его словам, на обзвон отечественных сертификационных лабораторий ушло несколько месяцев, но в итоге никто не помог. «В нашей стране просто нет такой услуги, — сетует предприниматель. — Мы товары в основном импортируем, спроса на сертификацию за рубежом нет. Лаборатории занимаются только Россией, максимум — Белоруссией и Казахстаном».

Вопрос решил случай. Артищев рассказал о своих планах по экспорту изданию РБК, статью прочитали чиновники из Баварии и дали контакты сертификационного центра в Латвии, который выдал сертификат через пару месяцев. «Европейский сертификат позволяет продавать товар в США и Австралии, потому что там признаются протоколы ЕС (и наоборот), — рассказывает бизнесмен. — А российские не признаются. Бизнесу нужна аккредитация российских лабораторий под Европу и США».

Кстати, именно Артищев высказал первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову идеи единого экспортного окна (реализованного сегодня в виде Российского экспортного центра), упрощения процедуры экспорта посылок и международной аккредитации российских сертификационных центров.

По мнению предпринимателя, в России плохо отработана процедура физической отправки товаров. Если посылки с AliExpress проходят упрощенный таможенный контроль (их пропускают по электронному реестру), то российский продавец должен вручную заполнить по 5 бумажных документов на каждую коробку. «Если ты решил отправить 500 посылок за день — нужно напечатать 2500 листов, — говорит Андрей Артищев. — Надеемся, что в будущем появится электронный реестр. Если ты массово экспортируешь товары, то не напасешься ни времени, ни денег, чтобы заполнять все эти документы». А пока компания «Арт-бизнес» с помощью логистического оператора DPD наладила автоматическое заполнение документов на отправку.

Также предприниматель указывает на трудность возврата НДС по экспортным сделкам. Он приводит примеры: одной кондитерской компании понадобилось 400 листов документов за 200-килограммовую партию изделий, другой компании за подачу заявки на возврат НДС устроили камеральную проверку поставщиков.
Я подумал — лучше не пытаться возвратить НДС. Даже если у тебя все в порядке, бухгалтерию начинают сильно грузить. Я бухгалтеру должен буду заплатить 100-200 тысяч за подготовку этой макулатуры. Если самолеты экспортируешь — 10 бухгалтеров посадил, прибыль $10 млн. А по мелкой поставке? Нет, спасибо, мне возврата НДС не надо.
Андрей Артищев, гендиректор «Арт-бизнес»
image description

Кроме того, при экспорте (как и при ввозе) гаджетов с функцией шифрования, Wi-Fi или Bluetooth нужно получать нотификацию ФСБ, напоминает Артищев. В то же время Финляндия, Сингапур и Китай, напротив, облегчают и дотируют экспорт своих высокотехнологичных продуктов.

Гендиректор Fast Reports Михаил Филиппенко предлагает чиновникам упростить или вовсе упразднить валютный контроль входящих платежей. Компания экспортирует софт для формирования отчетов в США, Великобританию и другие англоязычные страны. С таможней при электронной доставке общаться не надо, но вот с валютной выручкой приходится повозиться.

Наше валютное законодательство предполагает обязательный контроль поступлений валюты в страну (зачем он нужен — это отдельный вопрос). Оно не учитывает, что могут быть контракты без окончательной суммы и срока: сколько партнер продал, столько и перечислил, и так каждый месяц. Законодательство ориентировано исключительно на контракты типа «деньги — товар через границу — контракт исполнен».
Михаил Филиппенко, гендиректор Fast Reports
image description

Источник



Компания ScratchDuino экспортирует комплексы для обучения детей робототехнике — «Робоплатформа» и «Лаборатория» (за рубежом торгуют под маркой Robbo). Недавно компания выиграла конкурс правительства Санкт-Петербурга «Экспортер года» в номинации «Прорыв года», а сейчас надеется получить инвестиции на маркетинг и производство ROBBO для Европы. Главными помехами экспорту в ScratchDuino считают жесткий валютный контроль, справки ФСБ на вывоз микроэлектроники и дорогую логистику.

У нас очень сложная система приема валютных платежей. Когда российская компания продает за границу продукцию более чем на $5 тысяч, она должна представить в банк огромную пачку документов: что продано, сколько продано и зачем. Эти документы должны быть переведены на русский и заверены только ради банка. Такая система отбивает всякое желание экспортировать из России и побуждает регистрировать юрлицо за рубежом. И пока не предоставишь полный отчет по сделке, деньги на счет банк не переводит, а если отчитаешься с задержкой, тебя еще и оштрафуют. Поэтому многие бухгалтеры просто отказываются работать с экспортерами.
Павел Фролов, продюсер ScratchDuino
image description


Российским продавцам очень трудно конкурировать с китайцами, которые предлагают бесплатную доставку благодаря дотациям от государства, считает Фролов.

Также экспортеры мечтают:

О доступных экспортных кредитах

Механизмов поддержки экспорта ИТ в России пока нет, а потребность в них весьма высока. К примеру, в этом году мы проиграли несколько конкурсов в Латинской Америке, уступив китайским компаниям. Они обошли нас за счет того, что вышли на конкурс со своим финансированием, полученным со стороны государства. Это — решающий фактор для рынков таких стран, как Перу или Эквадор, где заказчику гораздо проще решиться на покупку, когда вдобавок к хорошему решению имеется уже привлеченное финансирование на межгосударственном уровне.
Дмитрий Дырмовский, гендиректор «Центра речевых технологий» (системы распознавания голоса, синтеза и анализа речи)
image description

О субсидиях на маркетинг

Тех денег, что мы зарабатываем в России, конечно, не хватит на международные маркетинговые кампании. Поэтому без поддержки государства обойтись невозможно. Особенно актуальна такая поддержка на целевых рынках — в Азии и Латинской Америке. Господдержка экспорта — абсолютно нормальная практика, которая свидетельствует о здоровом прагматизме и стремлении развивать свою экономику.
Ярослав Городецкий, гендиректор CDNVideo (услуги по доставке контента)
image description

О субсидиях на участие в выставках

Есть китайская модель, когда государство компенсирует компании расходы на участие в иностранных выставках. Ведь если ты участвуешь в выставке, то присутствуешь на рынке, а если тебя нет на выставке, то и рынок про тебя не знает. Поэтому даже частичная компенсация государством наших затрат на выставочные активности за рубежом была бы для нас весьма ценной поддержкой.
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf (оборудование и софт для видеоконференций)
image description



Если у вас свое мнение на этот счет, делитесь в комментариях.

О том, кому стоит связываться с экспортом и какие льготы может получит экспортер, читайте во второй части.

По теме:

Эти 4 инструмента помогут вести бизнес на международной арене

11 советов для тех, кто выходит на зарубежный рынок

После поездки в Лондон поняли, что EasyFinance — глобальный продукт

Как мы выводили стартап в США и Европу

Как построить отдел продаж при выходе на международный рынок?

Как правильно выбрать регион для бизнеса?

Российские стартапы, которые собираются в Азию

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  2. 2 5 шагов, которые помогут перестроить систему мотивации менеджеров по продажам
  3. 3 Мобильное тестирование: что это и как меняет IT-индустрию
  4. 4 Партнерская программа: что учесть при ее составлении
  5. 5 Как взаимодействовать с партнерами