Екатерина Бочкарева

Развитие электромобилей пагубно влияет на климат

Оказывается, электрокары — не такая уж и экологичная тема. Дешевое электричество для подзарядки таких автомобилей обходится климату гораздо дороже обычного бензина. The Washington Post объясняет, почему так происходит, на примере Нидерландов, где распространение электрокаров опережает все остальные страны мира.


Роттердам. В этом битком набитом автомобилями голландском городе электрокары сражаются за место на станциях зарядки. Скоро в центре города запретят устаревшие виды транспорта, которые вырабатывают выхлопные газы. Благодаря щедрым налоговым льготам число электрокаров быстрее всего выросло именно в Нидерландах по сравнению с остальными странами в мире.

Однако за стратегией зелёного роста скрывается нелицеприятный секрет: несмотря на то, что страна славится ветряными мельницами, электричество тут добывают из куда более вредных источников. Три новых электростанции, работающих на угле, две из которых находятся у Роттердамской гавани, поставляют огромное количество энергии, чтобы поддержать повальное увлечение электрокарами в Нидерландах.

Пока мир пытается сократить парниковые выбросы и борется с потеплением климата, политики возлагают надежды на электрокары, поскольку их пробег и удобство возрастают с каждым днём. Бум повлёк за собой спрос на зарядку электрокаров, одна подзарядка которых требует в среднем столько же энергии, как полтора месяца использования холодильника.

Глобальный переход на электрокары положительно сказывается на климате в регионах, где энергию получают из экологичных источников, например, в Калифорнии или Норвегии. Однако в местах с загрязняющими источниками энергии — например, в Китае, Индии и даже в Нидерландах, которая, скорее всего, не достигнет целевых показателей по выбросам, установленных для 2020 года, — в переходе на электрокары почти нет смысла. По мнению экспертов, в некоторых случаях такой вид транспорта может даже негативно повлиять на климат.

Эта дилемма подчёркивает важность экологичного электричества в мировой борьбе за сокращение парниковых выбросов. Этой теме посвящен климатический саммит ООН, который проходит сейчас в Париже. Сокращение связанных с транспортом выбросов может улучшить экологию. Но большой разницы не будет, если переместить загрязнения из выхлопных труб машин на дымовые трубы электростанций, которые работают на угле и вырабатывают 40% электричества во всём мире.

После того как недавно обнаружили, что экологичные дизельные машины Volkswagen на самом деле фейк, вся надежда остаётся на электрокары. Ожидается, что в следующем десятилетии мировые продажи увеличатся вдвое.

«Общий объём выбросов из-за выработки электричества в Европе по-прежнему не снизился, — высказался Люк Верринг, бывший советник Европейской комиссии по вопросам энергетических проблем. — Если вести машину на смешанном электричестве, то выбросы углекислого газа не сильно сократятся».

По его мнению, от вождения электрокаров «не так много положительных эффектов, как хотелось бы некоторым».

Читайте по теме: Как будет развиваться автопром?

Переход на электричество

В Роттердаме городские власти долго искали способы избавиться от смога, от которого страдал центр города. Щедрые налоговые льготы в Голландии уменьшили стоимость электрокаров, но увеличили стоимость бензина (почти $7 за галлон) и подтолкнули еще больше людей на покупку электромобилей. Из-за этого страна заняла второе место по счёту после Норвегии по объёмам электрокаров на дороге. Четыре процента всех машин, проданных в Нидерландах в прошлом году, — электромобили.

С начала следующего года Роттердам запретит автомобилям на бензине, машинам, выпущенным до 1992 года, а также с двигателями до 2001 года, ездить в центре города.

Водители говорят, что для них ценно понимать, что они вносят положительный вклад в окружающую среду, даже несмотря на то, что им приходится перестраиваться на новый стиль вождения.

Уголь — один из самых крупных источников выбросов парниковых газов в мире. Он сильно влияет на изменение климата. Почему же мы его используем? По тем же самым причинам: он дешёвый, его много, легко перевозить и легко добывать.

«Чувствуешь себя расслабленно. Не хочется сильно давить на газ, потому что от этого быстро садится батарейка, — говорит Поль ван ден Хёрк, консультант по электрокарам, который сам водит электромобиль Nissan Leaf. — Можно спокойно слушать музыку, потому что её не заглушает рёв двигателя».

Во многих смыслах Нидерланды могли бы стать идеальным местом для электромобилей: страна густо заселена, а размером — с Московскую область. Самые лучшие электромобили сейчас могут пересечь страну всего на одной подзарядке. Калифорнийский производитель высококлассных электромобилей Tesla сделал Нидерланды своим европейским плацдармом, открыв в сентябре новый завод в центральном городе Тильбурге. Там происходит сборка автомобилей компании для растущего европейского рынка.

Сборка Model S на фабрике в Тильбурге, Нидерланды. Фото: Jasper Juinen/Bloomberg.

На сегодняшний день завод выпускает 90 машин в день, цены на которые доходят до $100000, из-за чего показатели производства могут увеличиться в три раза. В знак одобрения аэропорт Амстердама обслуживают 200 такси на машинах Tesla. Город надеется, что в следующем десятилетии все такси станут электрическими.

Но все эти меры на уровне города или страны не позволят Нидерландам  достичь целевых показателей выбросов в 2020 году. Виной этому электростанции, работающие на угле, и отсрочки в развитии ветряной Читайте по теме: Какие стартапы и технологии нужны, чтобы спасти планетуэнергии. Две новые станции на угле сейчас располагаются в порте Роттердама, и их огромные дымовые столбы заполняют весь город.

Нидерладские органы власти принимают экстренные меры, чтобы это наверстать, но сталкиваются с упорным сопротивлением местных жителей, которые считают, что ветряные мельницы портят вид.

Продолжение.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно