Top.Mail.Ru
Истории

Как Facebook монополизировала наши дни рождения

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Алексей Зеньков

Одной из немногих вещей, сохранившихся со времен начала Facebook, являются напоминания о днях рождения. Социальная сеть надежно нас к этому приучила – у нас есть ежедневные привычки, многие из которых мы совершаем на автопилоте – например, каждое утро просматривать, кто из наших друзей сегодня родился.

Как Facebook монополизировала наши дни рождения

Ни одной другой социальной сети не удалось развить тему празднований в интернете так, как удалось Facebook. Прошлым летом в Twitter появилась возможность добавить свой день рождения в информацию о профиле и получать в этот день анимацию с воздушными шарами, однако эта функция не стала действительно популярной. В Twitter информация о дне рождения может появиться в ленте, однако большинство людей не ищет там информацию о днях рождения друзей, чтобы их поздравить, и Twitter совершенно точно не продвигает эту функцию так же настойчиво, как это делает Facebook. Функции поздравлений нет в Instagram и Snapchat, и другими способами поздравить кого-то с днем рождения являются электронная почта и СМС. 

Facebook

Некоторым традициям – вроде загрузки видео и отметки людей – компании пришлось обучать пользователей. Поздравления других людей с днем рождения появились сами собой, и теперь это функция, которой владеет Facebook. Напоминания о днях рождения появились на платформе в 2013 году, до этого времени список друзей-именинников можно было увидеть справа от ленты новостей, и вы сами решали, что делать дальше.

Хотя Facebook никого не заставляла устраивать онлайн-празднование, разработчики платформы, тем не менее, задумывались об этом, добавляя на сайт различные функции, дополняющие праздник. Функция «Мероприятия», которая появилась в 2005 году, отчасти предназначалась для планирования вечеринок на день рождения. (В те старые добрые времена, когда Facebook была доступна только студентам, функция «Мероприятия» называлась «Мои вечеринки».)

Не так давно в Facebook продолжили развивать сервис поздравлений. В 2014 году на платформе появились «открытки» — квадратные поля, на которых собираются все поздравления, отправленные на вашу стену в этот особый день. Таким образом, вам не приходится прокручивать свою хронику. 

В конце июля в Facebook появилась функция «праздничное видео». Она собирает все записи, которые оставили в вашей хронике пользователи в ваш день рождения. Это сильно напоминает другую функцию Facebook – создание флипбуков, или анимированного видео из фотографий. Так вы можете поблагодарить за поздравления сразу всех. 

Facebook

Что будет, если не поздравить человека?

Facebook существует уже около 12 лет, и можно сказать, что самой уместной, полезной и доброй функцией платформы является календарь с напоминаниями.

И это хорошо. Дни рождения очень важны – а те, о которых забывают, наносят сильные раны. В 2009 году в британском Открытом университете была выпущена статья с исследованием традиций и опыта празднования дня рождения у людей разных возрастов. Среди них была история женщины.

Она рассказала, как ждала подарка весь день, ожидая, что ей готовят сюрприз. Когда день прошел, а сюрприза так и не было, женщина расплакалась.

«Сила и взаимность взаимоотношений часто измеряется способностью помнить о дне рождении человека», — написал автор исследования Билл Байзеуэй в статье.

Эта функция не только помогает, но ее исчезновение привело бы к новой волне негодования и печали.

Изображение: The Ringer

Кого поздравляют чаще?

Существует определенная иерархия поздравлений в Facebook – не всем достается одинаковое количество внимания, некоторых людей поздравляют чаще, чем других. Согласно исследованию, проведенному в Университете Лонг-Бич штата Калифорния в 2013 году, больше всего поздравлений с днем рождения получают женщины, находящиеся в отношениях. Второе место по этому показателю занимают мужчины в отношениях, затем одинокие женщины и, наконец, одинокие мужчины. (Изначально исследователи предполагали, что наиболее популярными окажутся одинокие женщины.)

Причины, по которой женщины получают больше поздравлений, очевидна:

«В среднем женщины имеют более широкий круг знакомых и ведут более насыщенную социальную жизнь, чем мужчины», — написали авторы исследования.

Еще одной причиной было подтверждение того, что всем и так давно известно:

«Если мужчине понравилась женщина, он поздравляет ее с днем рождения в качестве знака внимания. Женщины ухаживают за мужчинами намного реже, поэтому и с днем рождения они поздравляют реже».

Таким образом, с помощью поздравлений в Facebook можно удовлетворить жажду общения, но это ни для кого не является сюрпризом. А большее количество поздравлений у людей, имеющих партнера, объясняется простой математикой: люди в отношениях делятся друг с другом социальными связями и получают поздравления не только от собственных знакомых, но и от знакомых своей половинки.

С этим не поспоришь. Но есть еще одна, чуть менее радостная, но более логичная причина: люди в отношениях добрее, чем одинокие. В исследовании Калифорнийского университета пишется: «К примеру, одинокий мужчина может передумать "выходить на контакт", или в этом случае поздравлять с днем рождения, с приглянувшейся ему одинокой женщиной, потому что он испугается возможного отказа с ее стороны». 

Почему мы поздравляем друзей в Facebook?

«Facebook является монополистом в области дней рождения», — говорит Кристофер Уоррен, один из авторов исследования и доцент кафедры психологии Калифорнийского университета. По его словам, отчасти это произошло из-за размеров виртуальной аудитории сети – там есть каждый. А когда где-то представлены все, проявляются определенные модели человеческого поведения.

«Вероятно, это можно объяснить в терминах эволюционной психологии, способов поиска партнера и поддержки социального статуса, — говорит Уоррен. — [Мы] запускаем определенный тип иерархии. Есть социальный порядок».

Также это связано с «поведением наблюдателя», считает Уоррен. «Вы видите, как кого-то поздравляют с днем рождения, и вам начинает казаться, что вы совершаете ошибку, не делая того же. Вы кажетесь себе одиночкой, который не общается ни с кем на Facebook, чтобы не поздравлять никого с днем рождения. Это происходит на уровне эмоций, и в нашей природе заложено желание присоединиться к другим людям, отправляющим поздравления». Уоррен считает, что напоминания в Facebook – «Помогите Джейсону отпраздновать!» — имеют похожий эффект. Здесь присутствует доля социального давления.

Изображение: Dailydot.com

В ходе еще одного исследования, проведенного Ассоциацией вычислительной техники, была рассмотрена эволюция общения в Facebook. Исследователи обнаружили, что некоторые функции соцсети – в том числе уведомления о днях рождения – вызывали увеличение количества публикаций. Люди, которые не публиковали ничего регулярно, действительно чувствовали необходимость делать это из-за функции.

Согласно результатам исследования, на поздравления с днем рождения приходится 39% первых контактов пользователей с друзьями на платформе. Авторы опять же видят в этом заслугу напоминаний, которые мы видим чуть ли не первым делом при входе в систему. Ученые делают предположение, что благодаря механизму напоминаний происходит взаимодействие, которое иначе бы не произошло. Конечно, кто-то вспоминает о дне рождения близких друзей или родственников и без напоминаний, но тогда нам бы приходилось выбирать из множества способов передать свои поздравления. (СМС? Телефонный звонок? А может, Facebook?) Мы привыкли получать уведомления о днях рождения всех людей из нашего круга общения, а также иметь удобный инструмент для отправки поздравлений. Необходимость держать все в голове и затем выбирать способ поздравления полностью исключены.

Само собой, это приносит Facebook пользу. Эта функция крайне просто организована – не нужно ничего обновлять, люди сами сообщают нужную информацию при регистрации, и их не нужно долго уговаривать, чтобы этим пользовались. А делают они это очень активно. Если верить Facebook, то 100 млн раз в день. Новые звонки и свистки, а также, возможно, более агрессивные напоминания, приводят к увеличению количества публикаций и фотографий – того, что приносит Facebook прибыль.

Решение стать планировщиком дней рождения было случайным, но упор на сентиментальность людей и социальное давление приносит плоды.

В век интернета, когда молодежь ценят, а от демографии пользователей зависит все, идеальным активом становится то, чем может пользоваться каждый. Не каждый человек будет загружать фотографии, выкладывать статьи или публиковать 360-градусные панорамы. Но знаете, что точно есть у каждого человека? День рождения.

Источник


Материалы по теме:

В Facebook столько же пользователей, сколько людей на планете 100 лет назад

Почему Facebook пытается заставить вас использовать Messenger?

Facebook и Twitter зарабатывают на том, что создают культуру доносительства

Как удалить старые записи из Хроники Facebook

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  2. 2 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  3. 3 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  4. 4 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?
  5. 5 Как увеличить выручку с помощью таргета в FB и Instagram? Кейс стоматологии