Истории

Как Facebook способствует радикализации пользователей

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Светлана Зыкова

Похоже, изменение алгоритма наполнения новостной ленты в Facebook привело не только к лучшему вовлечению пользователей, но и к усилению среди них радикально правых убеждений. Подробнее в вопросе пытался разобраться журналист BuzzFeed News Райан Бродерик.

Как Facebook способствует радикализации пользователей
Присоединиться

17 декабря 2013 года Facebook объявила о том, что видеоролики в новостной ленте будут воспроизводиться автоматически. По умолчанию это будет происходить без звука, а после окончания ролика будет выводиться список похожих роликов, которые могут быть интересны пользователю. Через несколько дней, в католическое Рождество, игрок в регби Росс Самсон из своего дома в Эдинбурге загрузил видеоролик. В нем он смотрит в камеру, говорит «Я бросаю вызов всем, у кого сегодня не день рождения. Счастливого Рождества» и выпивает залпом бутылку пива. Видео стало вирусным и привело к появлению мема Neknomination.

Подборка мемов с ультраправых сообществ вроде Britain First, Sos racism anti-blanc, Meninist Posts, 4chan, r/The_Donald и United Patriots Front. Источник: Facebook/Reddit/4chan/BuzzFeed

Суть мема была в передаче видеосообщения. Когда вам бросали вызов, вы должны были осушить на камеру бутылку пива, а затем передать задание кому-то еще – этакая алкогольная игра, но в декорациях соцсетей. Все стало выходить из-под контроля, когда люди начали повышать ставки и усложнять задания. К февралю 2014 года по меньшей мере пять человек погибли при попытке выполнить задание в рамках Neknomination.

Если описание игры кажется вам знакомым, то все потому, что она заложила основу для более популярного движения, которое появилось только через несколько месяцев – Ice Bucket Challenge. После безумия с Neknomination игры с видеозаданиями продолжали существовать в соцсетях, но какое-то время в них принимали участие в основном спортсмены и фанаты.

Крис Кеннеди, игрок в гольф из Сарасоты, Флорида, принял свой вызов в июле 2014 года. Кеннеди на видео вылил на себя ведро воды, загрузил этот ролик на YouTube, поделился им в твиттере и бросил вызов своей подруге Джанет Сенерчиа, муж которой был болен амиотрофическим боковым склерозом (ALS). Свой ответ Сенерчиа опубликовала в Facebook, и этот момент считают переломным, так как именно тогда в идеальном шторме сплелось все – благотворительные организации, занимающиеся проблемой ALS, акт обливания себя водой из ведра и функция автовоспроизведения видео в Facebook. За лето 2014 года в Facebook были опубликованы более 2,4 млн роликов с Ice Bucket Challenge, а благотворительные организации получили почти $100 млн пожертвований.

Слева направо: Росс Самсон в первом видео Neknomination, Крис Кеннеди бросает вызов в Ice Bucket Challenge Джанет Сенерчиа, премьер-министр Канады Джастин Трюдо участвует в том же конкурсе спустя несколько недель. Источник: Росс Самсон/Крис Кеннеди/Дэн Ридлхубер/Reuters

В том же году в мировой политике произошли кардинальные изменения. Ультраправая «Партия независимости Великобритании» (UKIP) впервые набрала достаточно голосов для получения статуса одной из основных партий. Крайне правая партия Франции, «Национальный фронт», завоевала историческую победу и превратилась из маргинального консервативного движения в серьезную политическую силу. В США Движение чаепития очень сильно повлияло на Республиканскую партию. Летом того года по инициативе «Движения чаепития» был смещен с должности лидер большинства в Палате представителей Эрик Кэнтор. Позже в том же году ИГИЛ объявила о запуске нового медиаинструмента, который должен был использовать социальные сети, в частности видеосервисы, в качестве мощного канала пропаганды. Происходил мощный культурный сдвиг, последствия которого мы замечаем только сейчас.

Огромное влияние на общество мемов вроде Ice Bucket Challenge было первым индикатором того, что Facebook сильно изменила структуру массовой культуры. Спустя два года мы только начинаем видеть, как это меняет весь мир.

Дональд Трамп в январе переедет в Белый дом, Британия проголосовала за выход из ЕС, а политик-ультраконсерватор Родриго Дутерте победил на выборах президента Филиппин. А до конца следующего года своих националистов, популистов и настроенных против единой Европы лидеров могут выбрать в Австрии, Франции и Италии. Так Ангела Меркель может остаться одним из немногих в Западной Европе политиков, имеющих центристские взгляды и выступающих за сохранение ЕС. Хотя и в Германии неуклонно усиливаются позиции ультаправой партии «Альтернатива для Германии» под руководством Фрауке Петри.

Конечно, винить во всемирном переходе к национализму и крайне правым убеждениям только алгоритмы Facebook было бы упрощением. Однако трудно не заметить, как быстро стали расти эти правые движения после некоторых ключевых изменений в новостной ленте Facebook, сделанных в 2014 году.

Два года назад компания объявила, что модифицирует свой алгоритм для борьбы с (ирония!) кликбейтом и для того, чтобы пользователи проводили больше времени за просмотром ленты в соцсети. Это означало, что комментарии и вовлечение пользователей становились важнее, чем когда-либо, а ценность контента, который нравился бы пользователям, росла еще больше. Этот момент стал переломным для экосистемы Facebook – первый агрессивный шаг в сторону приложений вроде Instagram или Snapchat.

На этой неделе в New York Times появились новости о том, что руководство Facebook только сейчас начинает задумываться о том, насколько важную роль компания сыграла в деле победы Трампа в президентских выборах. Изначально Марк Цукерберг называл «безумной» идею о том, что фальшивые новости, которые разносились по всему интернету многими людьми, могли повлиять на исход выборов. Так что есть вероятность, что топ-менеджмент Facebook просто не задумывался о долгосрочных последствиях того изменения алгоритма составления ленты.

Слева: мем из британской группы на Facebook Britain First, в которой празднуют победу Трампа и «Брекзит». Справа: мем из французской группы Sos racism anti-blanc. На картинке Дональд Трамп говорит: «Твоя очередь, Марин». Марин Ле Пен на это отвечает: «Хорошо, Трамп, иду!» Источник: Britain First/Sos racism anti-blanc

Радикальные онлайн-группы вроде Anonymous, Gamergate и движения за права мужчин имеют в своей основе одно и то же: потерянную молодежь, которой кажется, что ее права в обществе ущемляются. Такие маргинальные движения в конце концов пробиваются в Facebook, становятся популярными и распространяются по всему миру.

В то же самое время онлайн-сообщества для мужчин, которые больше всего известны как места публикации мемов, высказывают свои претензии на политическое влияние. В Великобритании футбольная субкультура banter – которая уже давно негласно поддерживает расизм и сексизм – или группы любителей мемов вроде Meninist Posts приводят молодежь к более радикальным «альтернативно-правым» фигурам вроде колумниста издания Breitbart Майло Яннопулоса или к страницам на Facebook вроде Britain First, которые более тесно связаны с традиционной правой идеологией. Яннопулос объявил себя связующим звеном между Gamergate – активистами за права мужчин и противниками единой Европы – и президентской кампанией Дональда Трампа. Яннопулос и его читатели поняли, что лозунг кампании Трампа Make America Great Again можно сократить до #MAGA – хэштега, которым раньше британские подростки обозначали испанский остров-курорт Магалуф, известный своей клубной жизнью. Ходят слухи, что сейчас кандидатуру Яннопулоса рассматривают на пост пресс-секретаря нового президента.

Однако такая же связь между зарождением ультраправых движений и радикальных сторонников патриархата имеет место во всем мире. Во Франции тоже есть расистские паблики, а Флориан Филиппо, один из пяти вице-президентов кандидата от «Национального фронта» Марин Ле Пен, очень напоминает действия Майло Яннопулоса. Там даже есть свое похожее на Breitbart крайне-правое издание Fdesouche. В России разрозненная молодежь публикует мемы в группах в ВК консервативной направленности, а затем присоединяются к пропутинским «фабрикам троллей», которые захватили все российские СМИ. В Австралии действует целая плеяда антииммиграционных групп в Facebook, которые связывают движение австралийских националистов и борцов за права мужчин, самая известная группировка которых носит название United Patriots Front. Даже в Японии все более консервативному правительству помогают «нето-уйо», армия анонимных правых националистов, которые атакуют каждого, кто критикует правительство в интернете.

Писатель Сиянда Мохуцива недавно подвел итог этому глобальному явлению радикализации белых мужчин в своем твиттере. «Эти образованные белые мужчины позже оказались готовы купиться на мысль о том, что благодаря Трампу мужчины снова смогут быть настоящими мужчинами, – написал Мохуцива. – Им говорят, что из-за феминизма они не могут завести себе девушку, и из-за этой «феминизации» у низ не все получалось в школе».

Однако эти мемы привлекают внимание, и самые вирусные из них выходят на всеобщее обозрение. Алгоритмы замечают, что пользователю нравится та или иная страница, а затем предлагают ему другие подобные, создавая эффект эхокамеры, который может привести к пугающему результату. К примеру, когда пользователь отмечает, что ему нравится страница австралийского движения United Patriots Front, Facebook предлагает похожие страницы, такие как группу «Национальной демократической партии Австралии» или движения против строительства мечети в пригороде Мельбурна Нарр-Уоррене. Страница Britain First приводит вас в группы борцов за права христиан и на страницу Дональда Трампа. Оказывается, что алгоритм рекомендаций Facebook продвигает политическую идеологию так же, как и любой другой тип контента, увлекая пользователей еще глубже.

BuzzFeed News обратились к Facebook с просьбой прокомментировать, предусмотрены ли в соцсети меры воздействия на слишком радикально настроенных пользователей. На момент публикации материала ответа от Facebook не было.

Идеальный пример этого колоссального влияния стала поразительная эволюция мема про лягушку Пепе.

Трамп и Пепе

Милое мультяшное изображение лягушки, созданное художником Мэттом Фьюри в 2005 году, почти десять лет блуждало по самым темным закоулкам интернета, постепенно мутируя и меняя свою суть, при этом оставаяcь аполитичным символом сообществ в Reddit и 4chan. Когда из американских имиджбордов возникло движение «альтернативно правых», Пепе пришел вместе с ними. Ультраправые интернет-тролли адаптировали лягушку Пепе к изображениям, демонстрирующим превосходство белой расы и антисемитизм. Самые популярные примеры этих мемов настолько эффектно появились в Facebook – а, значит, и в массовой культуре – что штабу Хиллари Клинтон даже пришлось опубликовать на своем сайте официальное пояснение.

Хоссейн Дерахшан, «крестный отец» блогерства в Иране. Источник: страница Хоссейна в Facebook

Хоссейн Дерахшан замети это явление раньше большинства. Он, 41-летний блогер, провел шесть лет в иранской тюрьме за то, что писал в своем блоге. Выйдя на свободу в 2014 году, он понял, что интернет очень сильно изменился. Сеть образца середины нулевых, которую помнил Дерахшан – множество блогов и независимых платформ, соединенных гиперссылками – уступила место нескольким едва связанным между собой ограниченным соцсетям вроде Instagram, Twitter и Facebook. В прошлом году он рассказал, как это его взволновало. Можно ли доверять гигантам вроде Facebook право рассказывать людям о том, что происходит в мире? В прошлом году в интервью для подкаста BuzzFeed Internet Explorer Дерахшан поделился своим мнением о том, что пузыри контента в Facebook способствуют радикализации пользователей.

«Новостная лента Facebook подавляет голос меньшинства, ведь если ваше мнение или публикация не станет популярным, то его могут не увидеть даже ваши друзья, - сказал он. – Когда голос меньшинства никто не слышит, особенно сейчас – в контексте ИГИЛ и трагедии в Париже и других городах – это важно в политическом смысле».

Дерахшан продолжил и сказал, что процессы, которые происходили при радикализации молодых мусульман, скорее всего, имели место и в других сообществах. «Лента новостей усиливает наши взгляды, и поэтому для всех она фактически работает таким образом, – сказал он. – Так что вместо того, чтобы показывать человеку другие точки зрения на тему, лента будет только поощрять уже устоявшиеся взгляды человека».

В прошлом месяце Дерахшан в очередной записи в своем блоге предостерег нас, что увлечение Facebook видео приведет к, как он выразился, «появлению новых Трампов и Берлускони по всему миру», и назвал ослабление позиций текстового контента в целом угрозой демократии.

На этой неделе в новом интервью BuzzFeed News он сказал, что вещи, на которые он указывал в 2015 году, сегодня стали еще более явными, а Facebook создала в своей соцсети «коконы комфорта».

«Люди довольны, потому что они видят только то, что им нравится, - сказал он. – Они видят только то, с чем согласны».

Хотя изменения в алгоритме Facebook были призваны развивать новизну и популярность, также их целью было сделать так, чтобы люди пользовались приложением как можно дольше. Для веб-сайтов это стало означать, что конкуренция за создание контента, способного получить вирусную популярность, стала жестокой, как никогда. И именно так Facebook – источник новостей для почти половины жителей Америки – стала переполнена фальшивыми новостями.

По данным издания Gizmodo, изначально редакторы, которые отвечали за раздел популярных новостей, могли сдерживать распространение материалов из более консервативных источников. Когда это вызвало недовольство правых СМИ и политиков, Facebook сократила всю команду редакторов и автоматизировала процесс, чтобы избежать обвинений в предвзятости.

Через два дня список актуальных новостей возглавила лживая история об увольнении Мегин Келли из Fox News. С тех пор фальшивые новости постоянно циркулируют по социальной сети. Эти новости настолько легко вывести в тренды Facebook, что подростки в Македонии получают до $3000 в день за то, что подкидывают сторонникам Трампа фальшивки, подтверждающие их точку зрения.

На этой неделе Facebook и Google объявили о начале борьбы с сайтами фальшивыми новостей в своих рекламных сервисах. Несколько из авторов, пишущих для этих сайтов, сообщили BuzzFeed, что их это заявление не пугает.

«В Facebook не хотят спорить с вами, не хотят вас расстраивать, потому что знают: если с вами спорят в социальной сети, то вы не будете проводить в ней много времени, - говорит Дерахшан – о ситуации в целом очень красноречиво говорит тот факт, что вы не можете выразить свое отношение к проблеме на Facebook, заявив о своем согласии или несогласии – вы можете только показать свои эмоции в связи с проблемой».

Пост на 4chan, написанный анонимным пользователем из Германии за неделю до президентских выборов. Источник: 4chan

Победа Трампа на выборах стала моментом, когда нечто, существовавшее в тени в течение двух лет, вырвалось на поверхность с силой мема в Facebook. Его кампания объединила самые эффективные части Gamergate, активистов борьбы за права мужчин, Движения чаепития, противников единой Европы – всех, кто выступал в поддержку Трампа – и создала на их основе то, что привлекло внимание огромного количества людей. Триумф Трампа стал моментом, когда участники мема осознали, что это мем.

9 ноября Марин Ле Пен написала твит: «Поздравляю нового президента Соединенных штатов Америки и всех свободных американцев!» Виктор Орбан, лидер венгерских националистов, написал в своем фэйсбуке: «Демократия все еще жива». В Германии Фрауке Петри назвала победу Трампа «вдохновляющей». Лидер ультраправых в Нидерландах Герт Вилдерс написал в твиттере: «Народ возвращает себе свою страну. То же самое сделаем и мы».

Пока консерваторы поздравляли Трампа во вторник, настроение в обсуждениях на 4chan быстро менялось. Сначала казалось, что победит Хиллари Клинтон, и во всем имиджборде царила паника. «Я просто трясусь, – написал один пользователь. – Как мы могли проиграть? KEK должен был сделать MAGA новой реальностью». Когда стало похоже, что победит Трамп, настроение изменилось. Пользователи из Великобритании спешили поздравить американцев. «Боже, храни англосферу», – написал один из них.

Затем, наконец, наступило более ясное понимание того, что произошло. «Я прямо дрожу от волнения, братья, – написал один из пользователей. – Мы только что сделали своим президентом мем».

Источник


Материалы по теме:

В Испании могут запретить интернет-мемы

Цукерберг резко ответил на претензии к Facebook по поводу победы Трампа

Дональд Трамп: «Facebook и Twitter помогли мне победить»

Facebook и Twitter зарабатывают на том, что создают культуру доносительства

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 лучших городов для «цифровых кочевников»: рейтинг
  2. 2 Европа на выходные: 25 бюджетных направлений
  3. 3 Знакомьтесь – потенциальные экономические лидеры к 2030 году
  4. 4 Байден vs Трамп: мерч-баттл
  5. 5 Дональд Трамп подписан только на эти 15 аккаунтов в Instagram
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти