Полина Тодорова

Faraday Future готовится представить «убийцу Теслы», но у компании большие проблемы

3 января стартап Faraday Future представит долгожданную модель своего серийного электрокара. Издание Buzzfeed рассказало о финансовых проблемах компании, утечке кадров и судебных разбирательствах. Публикуем перевод расследования Buzzfeed.


В следующем месяце Faraday Future, загадочный стартап по производству электрокаров, финансируемый китайским миллиардером Джиа Ютинем, представит свой первый серийный автомобиль на выставке Consumer Electronics Show. Для компании этот момент станет символичным — в конце концов, на том же самом мероприятии в прошлом году Faraday показала свой долгожданный концепт-кар, и его сильно раскритиковали. В последние несколько недель Faraday изо всех сил подогревает интерес публики к своей машине, публикуя в твиттере загадочные записи и выкладывая короткие видеоролики, в которых замаскированный автомобиль ездит по пустыне.

Однако шесть бывших сотрудников Faraday утверждают, что за этот год в компании появилось много финансовых проблем и случаев мошенничества. Кое-кто из работников не получал зарплату несколько месяцев, были судебные иски от поставщиков и наймодателей. Кроме того, в компании велась работа над сторонним проектом по заказу самого крупного инвестора. В этом году Faraday покинуло множество сотрудников, включая тех, кто занимал высокие должности.

«Шли месяцы, а денег все не было. Финансирования не хватало на то, чтобы покрыть рабочие расходы и обязательства перед поставщиками», — рассказал один из бывших работников.

car

Фото: Getty Images

B июле к долгам Faraday прибавилась сумма в $300 миллионов, из-за того что компания пропустила ряд выплат поставщикам и производителям. Помимо этого, Faraday Future должна была выплатить им более $100 миллионов еще месяц назад.

Официальный представитель Faraday отказался комментировать эти цифры и информацию об утечке кадров. «Мы частная компания и не рассказываем о своих финансовых делах. Помимо этого, мы не обсуждаем проблемы с персоналом, а также различные предположения и слухи», — заявил он.

Однако бывшие сотрудники Faraday утверждают, что из-за того что компания не могла вовремя платить некоторым производителям, те прекратили работать над ее заказами. Кое-кто из них предпринял более решительные действия.

Так компания Futuris подала в суд на Faraday за нарушение условий контракта. Futuris занимается производством и тестированием автомобильных кресел для Faraday. Она утверждает, что Faraday не оплатила счета за летнюю работу и сейчас должна Futuris более $10 миллионов, причем оплата $7 миллионов просрочена более чем на 30 дней. Агентство недвижимости Beim Maple Properties тоже подала иск на Faraday — оно заявляет, что Faraday задолжала оплату аренды склада в размере $104950,50. Юристы Futuris и Beim Maple Properties отказались комментировать сложившуюся ситуацию, как и сама компания Faraday.

С момента своего основания в мае 2014 года Faraday наняла около 1400 сотрудников. Многие из них были талантливыми людьми из легендарных автомобилестроительных компаний и Кремниевой долины. (Если поискать на LinkedIn сотрудников Faraday, то можно обнаружить, что 130 из них раньше работали в Tesla, а примерно 60 — в Apple). Однако даже спустя два года своего существования Faraday так и не объявила, кто стоит во главе компании. Ее официальные представители пока что не отвечают на вопрос, ищет ли сейчас Faraday человека на пост генерального директора.

car

Фото: Faraday Future

Главный инвестор Faraday — Джиа Ютинь. Он основатель и глава холдинга LeEco, который называют «китайским Netflix». На самом деле до конца непонятно, как именно связаны LeEco и Faraday. Но, по словам одного из бывших сотрудников, Faraday — это одно из подразделений LeEco, и работают они на общих ресурсах.

Этому есть несколько доказательств. В декабре 2015 один из сотрудников Faraday получил приказ от Джиа: создайте прототип машины LeEco, который можно будет показать публике на весеннем мероприятии в Пекине. Бывшие сотрудники утверждают, что некоторых дизайнеров Faraday сняли с основных проектов, чтобы разработать дизайн этого автомобиля. В апреле 2016 LeEco действительно представила элегантный электрокар под названием LeSee. Со сцены Джиа объявил, что собирается обогнать Tesla и что LeSee — это продукт производства LeEco. Во время его речи белоснежный седан самостоятельно заехал в гараж, но публика не заметила, что на самом деле этим «беспилотником» дистанционно управляли за сценой.

Презентация автомобиля LeSee. Фото: top-tuning.ru

Тем временем деньги из Китая поступали на счет Faraday не так быстро, как ожидалось. Из-за этого в компании появились дополнительные финансовые трудности.

Некоторые бывшие сотрудники Faraday, которые ушли из компании буквально этой осенью, утверждают, что когда они только туда устроились, сразу же заметили, что у фирмы проблемы с деньгами. Один из них сказал, что изначально в Faraday ему сказали, что в его команде будет работать определенное количество человек. Когда он наконец устроился на работу, это число сократилось более чем на половину. Этот сотрудник был опытным экспертом в автоиндустрии. По его словам, ему было неловко работать с поставщиками Faraday, потому что его компания постоянно задерживала им выплаты.

«Создание машины — это крупный проект. Для него вам, скорее всего, придется купить тысячи разных деталей, — сказал он. — В автоиндустрии обычно лучше иметь долгосрочные и надежные отношения с поставщиками. Тогда можно существовать на рынке долгие годы».

Из-за финансовых проблем инженеры Faraday не могли закончить работу над своими проектами. Однажды один из бывших инженеров, работавший в Faraday с начала 2016 года, пришел на работу и увидел, что рабочие забирают оборудование. А все из-за того, что компания не заплатила поставщикам. Конечно, Faraday погасила долг, но через два месяца ситуация повторилась.

«Нам позвонил поставщик и сказал, что вот уже во второй раз не получил оплату. Работа встала», — сказал бывший инженер.

По его словам, в ноябре некоторым сотрудникам сообщили, что работа над некоторыми проектами будет приостановлена на срок до шести месяцев, пока компания не получит больше финансирования.

car

Концепткар The Faraday Future FFZero1 на первом дне выставки Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Фото: Робин Бек / AFP / Getty Images

В 480 километрах от главного офиса Faraday в Калифорнии находится еще один источник проблем стартапа.

В апреле компания заложила площадку под новый автомобильный завод в Лас-Вегасе. Это обошлось ей в $1,3 миллиарда. Штат Невада выделил на этот проект налоговые инвестиционные льготы в размере $219,5 миллиона. Эти деньги были частью сделки по экономическому развитию предприятия. Гигантский завод должен был предоставить около 4500 рабочих мест для жителей округа Кларк.

Но, судя по всему, в октябре строительство фабрики приостановилось. 10 октября строительная компания AECOM сообщила, что Faraday должна ей $21 миллион за сентябрь. В октябре и ноябре сумма долга вырастет еще на $37 миллионов.

«Faraday на время поменяла график строительных работ, и теперь они возобновятся в начале 2017 года, —  заявила AECOM. — Мы по-прежнему сотрудничаем с нашим клиентом, и наши сотрудники работают над этим проектом. Мы с нетерпением ждем успешного запуска завода».

Фото: Faraday Future

В сентябре LeEco выделила $1,08 миллиарда на проект LeSee. Спустя два месяца Джиа, главный инвестор Faraday, в письме к сотрудникам открыто признался в финансовых трудностях, которые переживает компания. «Мы слишком торопились, и в итоге наша потребность в деньгах значительно увеличилась, — сообщил он. — Мы чрезмерно расширили глобальные планы, хотя на самом деле у нас было ограниченное количество денег и ресурсов». В этом же месяце LeEco сообщила, что получила дополнительные $600 миллионов инвестиций.

Дэн Шварц, казначей штата Невада, заявил, что в начале этого года Faraday согласилась каждую неделю звонить ему и сообщать о том, как идет финансирование проекта. По его словам, в середине ноября эти звонки прекратились.

«Мы просили сообщить последние суммы, и каждый раз нам называли разные цифры, — сказал Шварц. — Если честно, я не верю, что у Faraday вообще есть какие-то деньги».

Совсем скоро Faraday представит свой первый серийный автомобиль, но как он будет выглядеть, пока точно неизвестно. Один из бывших сотрудников утверждает, что компания планирует показать на мероприятии в Лас-Вегасе целых пять прототипов. Другие работники утверждают, что Faraday будет нелегко представить готовый серийный автомобиль, который сможет ездить. Говорят, что эта машина будущего, оснащенная множеством сенсорных экранов, будет стоить почти $200 тысяч.

Тем временем маркетинговый отдел Faraday старается изо всех сил. На официальном сайте компании запустился таймер, который отсчитывает минуты до начала выставки. Под ним анимированные частицы волшебным образом складываются в силуэт футуристического автомобиля.

Фото: Faraday Future

Представитель Faraday сообщил, что компания «работает над, пожалуй, самым продвинутым и революционным электромобилем. Мы потратили более $600 миллионов, чтобы воплотить этот образ в жизнь. Над ним трудится более тысячи сотрудников. Мы с нетерпением ждем момента, когда сможем представить наш автомобиль на выставке CES 2017».

Источник.


Материалы по теме:

«Убийца Теслы» представил похожий на Бэтмобиль электрокар

Китайская LeEco начнет поставки в Россию своего «убийцы» Tesla в 2018 году

Почему презентация LeEco — это полный провал

За новой «убийцей Теслы» может стоять Apple

Галерея: 17 самых необычных автомобилей 2016 года


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно