Истории

Не время есть: кто из фудтех-компаний ушел с рынка

Истории
Ксения Самбулова
Ксения Самбулова

Редактор RB.

Ксения Самбулова

Сервисы доставки продуктов и готовой еды — одни из самых востребованных во время пандемии и режима самоизоляции. По прогнозам исследовательской компании «Infoline-Аналитика», к концу года объем foodtech-рынка России в целом превысит 170 млрд рублей. 

Не время есть: кто из фудтех-компаний ушел с рынка
Присоединиться

Недавно Rusbase представил новую карту foodtech-рынка. На ней — более 120 компаний из разных сегментов рынка. Это сервисы для автоматизации ресторанов, службы доставки, производители искусственного мяса, разработчики экологичной упаковки и многие другие. 

foodtech

Еще мы собрали список компаний, которые прекратили работу за последние несколько лет. Rusbase выступает за открытый рынок, а истории провала важны не меньше историй успеха. Неудачные проекты — это опыт и возможность провести работу над ошибками. Отметим, что все компании закрылись до пандемии коронавируса. 

По каким критериям мы включали компанию в список закрывшихся проектов: 

  • сайт не работает или не обновляется, истек срок регистрации домена;
  • компания не обновляет соцсети и не отвечает пользователям в агрегаторах приложений;
  • СМИ писали о закрытии проекта;
  • основатели проекта сообщили о его закрытии. 

Чтобы попасть в список, компания необязательно должна соответствовать всем критериям. 

Мы написали основателям всех проектов и публикуем ответы тех, кто согласился рассказать о закрытии компании. Если вы знаете другие foodtech-проекты, которые прекратили работу, или мы по ошибке включили в список действующую компанию — пишите нам на [email protected]

А еще смотрите карту foodtech-проектов и карты по другим отраслям

Кто из foodtech-проектов прекратил работу

iVilka — разработчик электронных меню и других интерактивных сервисов для ресторанов. Компания начала работать в 2011 году, а через год привлекла $20 тысяч от венчурного фонда iDealMachine. Сайт проекта на момент публикации статьи не работает. На Crunchbase у iVilka статус закрытого проекта. 

ivilka

«47 ресторанов» — мобильное приложение, с помощью которого посетители ресторанов и баров могли ознакомиться с меню до прихода официанта. В 2013 году проект получил инвестиции от Qiwi Venture. Разработчики выложили приложение в режиме бета-тестирование в Google Play, но сейчас оно недоступно. В Qiwi не комментируют судьбу стартапа. 

«Менютка» — сервис для поиска ресторанов и выбора блюд в них. Стартап помогал выбрать блюдо с помощью рейтингов и отзывов других пользователей. Проект появился в 2011 году и получил инвестиции от бизнес-акселератора «Главстарт». Сайт «Менютки» не работает, соцсети не обновлялись с 2013 года. 

Dish.fm — мобильное приложение, которое на основе отзывов помогало пользователям выбирать блюда в разных ресторанах мира. Стартап основали Андрей Сурин и Жанна Шарипова в 2011 году. Через год проект победил на конкурсе G-Startup в Сан-Франциско. Сайт Dish.fm не работает, соцсети не обновлялись с 2013 года.
 

dish

Интерфейс Dish.fm

«РесторанOnline» — сервис доставки еды из ресторанов. Проект начал работать в 2009 году в Екатеринбурге. Затем компания вышла еще в несколько городов: Челябинск, Казань, Нижний Новгород. Компания работала как агрегатор служб доставки и самостоятельно доставляла еду из ресторанов, у которых не было такой услуги. 

Основательница компании Екатерина Пестова подтвердила Rusbase, что «РесторанOnline» закрылся. По ее словам, компания прекратила работу в 2015 году из-за кризиса и нехватки финансирования. 

Foodoku — сервис для сравнения цен на продукты в супермаркетах Москвы. Сайт проекта не работает, соцсети не обновляются с 2016 года. 

«Гурман и Я» — краснодарский сервис доставки продуктовых наборов. Компания привозила наборы продуктов с фоторецептами и пошаговыми инструкциями по приготовлению блюд. 

Сайт проекта не работает, соцсети не обновлялись с 2017 года. 

«Думаю, основатели переоценили свои силы и не смогли воплотить задуманное. Это не связано с мировым кризисом. Пока компания не ликвидирована», — рассказал Rusbase венчурный инвестор Александр Румянцев, который вкладывался в проект.

«Паренки» — производитель снеков из овощей. В 2018 году проект стал финалистом акселерационной программы PepsiCo. Участники программы получили по 500 тысяч рублей на доработку продукта и инвестиции в производство. Сайт компании не работает, соцсети не обновлялись с 2017 года. 

parenki

Источник: «Паренки»

Fresh Broccoli — интернет-магазин свежих продуктов и товаров для дома. У проекта был собственный сервис доставки. Летом 2018 года компания сообщила в соцсетях о закрытии интернет-магазина, чтобы «полностью переработать модель бизнеса и, возможно, переориентировать его». После этого соцсети Fresh Broccoli перестали обновляться. Сайт проекта не работает. 

Royal Soufflé — производитель ягодных и фруктовых муссов без консервантов, красителей и сахара. Компания продавала десерты в «Азбуке вкуса», «Глобусе Гурмэ» и других супермаркетах. Проект не работает с 2018 года. 

«Проект заморожен до лучших времен» — рассказали Rusbase в Royal Soufflé.

Chill — производитель расслабляющих безалкогольных напитков. Основатель проекта Константин Быков рассказал, что компания закрылась летом 2018 года. По его словам, это был, скорее, учебный бизнес-проект. Быков перестал развивать Chill после окончания учебы. 

«Есть еще одна причина закрытия — рынок функциональных напитков в России не развит. Чтобы его раскачать, нужны большие инвестиции. Стратегия Red Bull, но для расслабляющих напитков. А так выхлоп от проекта был непропорционален вложенным усилиям», — рассказал основатель Chill. 

По словам Быкова, стартап участвовал в акселераторе Pepsi и проходил отбор в акселератор McKinsey. 

«В Chill было много командной работы в стиле forever young. Сейчас я занимаюсь семейным бизнесом: у нас с отцом сеть станций техобслуживания автомобилей в Брянске», — добавил Быков. 

«Корзина на дом» — сервис доставки продуктовых наборов с рецептами на 3, 5 или 7 дней. Проект предлагал наборы для разных целей: похудения, поддержания веса, набора мышечной массы. Сервис работал в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Основательница стартапа Ольга Никитина подтвердила, что проект закрылся. 

Detox Life — производитель соков холодного отжима. Проект участвовал в отборе акселератора PepsiCo Food LAB. Представитель компании Дилара Нуржанова рассказала, что Detox Life прекратил работу в 2019 году. 

detoks

Источник: Detox Life

«Метроше» — производитель снеков «ХворостЪ™». Проект появился в 2017 году, в декабре прошлого года компания закрыла производство. Как рассказал Rusbase директор «Метроше» Артем Швачко, отсутствие ресурсов на маркетинг затруднило выход продукта на рынок. Это негативно сказалось на спросе и обороте. 

Производство снеков «ХворостЪ™» выставлено на продажу, рассказал основатель компании. Стоимость — 2,8 млн рублей. В эту сумму входят товарный знак, технология производства, рецептура, сайт.

SaveTime4 — сервис для предварительной оплаты заказов в ресторане. Через приложение стартапа можно было делать предзаказы в кафе, барах и ресторанах. 

Основатель проекта Александр Нечаев зарегистрировал компанию в 2017 году. Общие инвестиции в проект составили 3-4 млн рублей. SaveTime4 работал в двух городах — Москве и Алма-Ате. В 2019 году Нечаев решил заморозить стартап на неопределенный срок из-за низкого спроса.

«ШокоLabs» — стартап по производству шоколада ручной работы с разными начинками. Последняя запись в соцсетях проекта относится к декабрю прошлого года. Представитель «ШокоLabs» рассказал Rusbase, что проект больше не работает. 

Let's Start — функциональные напитки на основе натуральных соков без добавления сахара. Стартап основал бывший маркетолог Bacardi Rus. Николай Мелешко в 2016 году. Мелешко рассказал Rusbase, что год назад проект закрылся. 

«Причин закрытия несколько. Три года подряд было холодное лето, и категория напитков падала у всех брендов. Для выпуска экономлинейки с компанией Disney инвестиции должны были быть соразмерны вложениям в весь проект за два года. Но это из-за жадности и неповоротливости заводов. Еще мы поняли, что целесообразнее инвестировать в другие направления, которые окупятся быстрее и с большей маржой», — объяснил Мелешко. 

Сейчас Мелешко развивает новый проект — производство полезных снеков Lucky Snaky

Foodza — сервис доставки фермерских продуктов для малого и среднего бизнеса: ресторанов, небольших торговых сетей, несетевых магазинов. Стартап в 2018 году основал совладелец и бывший гендиректор онлайн-магазина KupiVip Владимир Холязников с партнерами Павлом Власовым и Дмитрием Боевым. 

Проект привлек $1 млн от Mail.ru Group, американского венчурного фонда FJ Labs, фонда Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна Larix и нескольких частных инвесторов. 

В конце прошлого года сайт Foodza перестал работать. Как рассказал Rusbase Холязников, владельцы решили закрыть проект, так как «не нашли устойчивую бизнес-модель». 

По данным базы «Контур.Фокус», выручка ООО «Фудза Про» по итогам 2018 года составила 16,7 млн рублей, а чистый убыток — 12,8 млн рублей.

Golama — сервис быстрой доставки продуктов. Компания появилась в 2018 году. Она сотрудничала с магазинами Metro, «Вкусвилл» и «Лента», «Твой Дом», «Азбука вкуса», «Бахетле», доставляла продукты в Москве и Подмосковье. 

Golama вела переговоры с Veb Ventures о привлечении инвестиций, однако фонд отказался финансировать стартап из-за высоких рисков. В январе этого года стартап сообщил в соцсетях о закрытии.

«Проект, который отвечал потребностям клиентов, был близок к прибыльности, обладал рыночными преимуществами, к сожалению, не нашел достаточного финансирования для нового рывка», — рассказали Rusbase в Golama.



Gettable
— сервис онлайн-бронирования столиков в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга. Компанию основали в 2012 году Егор Гончаренко и Дмитрий Громыко. 

Стартап зарабатывал на комиссиях от ресторанов-партнеров. В 2015 году Gettable привлек $1 млн от венчурного фонда AddVenture. По информации Inc., в марте 2020 года компания начала процедуру банкротства. Издание отмечало, что основатели пытались продать сервис компании «Тинькофф», но та отказалась от сделки. 

DC Daily — оператор киосков по продаже готовой еды. Стартап был основан в 2017 году под названием Mamafood. С 2018 года компания работает в партнерстве с сервисом доставки еды Delivery Club, тогда же и произошла смена названия на DC Daily. При этом Delivery Club не владеет долей в проекте: 100% DC Daily принадлежат кипрской компании «Паприка Холдинг ЛТД». 

В августе 2018 года DC Daily привлекла 40 млн рублей. Имя инвестора не сообщалось. 

В марте 2020 года компания сообщила в соцсетях, что временно приостанавливает работу из-за пандемии коронавируса. С тех пор DC Daily так и не возобновила работу. На звонки по указанному на сайте телефону никто не отвечает, оставить заказ через сайт невозможно. Соцсети DC Daily не обновляются с марта.

Как рассказал Rusbase источник на российском рынке общественного питания, DC Daily в марте полностью прекратила работу. Генеральный директор сервиса Илья Филимонов не ответил на запрос Rusbase. 

Фото на обложке: Phish Photography / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Все стратегии важны: 4 способа использовать провалы в маркетинге с пользой
  2. 2 Так умирают стартапы: какие ошибки делают основатели и как обернуть их в свою пользу?
  3. 3 Топ ошибок работы с китайскими поставщиками и как их избежать
  4. 4 Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся
  5. 5 Азиатский фронтир: наш опыт работы на рынке Индонезии в 2023 году
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список