Анна Соколова

Как россияне строят ИТ-бизнес в Азии

Чем Азия манит российских технологических предпринимателей? Разбираем кейсы успешных игроков.


Разворот на восток

Западные санкции помогли России активней сотрудничать с Азией, констатировал в июне премьер-министр Дмитрий Медведев на Петербургском международном экономическом форуме. Ранее о «развороте на Восток» объявил президент Владимир Путин.

Из азиатских стран Россия больше всего торгует с Китаем. По статистике, главные статьи российского экспорта в Поднебесную — нефть и нефтепродукты, древесина, цветные металлы и рыба. Девальвация рубля способствовала росту экспорта отечественных продуктов питания. И они явно пришлись по вкусу растущему китайскому среднему классу.

С экспортом российских технологических продуктов в Азию дело обстоит сложнее — эти рынки весьма специфичны. В августе прошлого года «Лабораторию Касперского» отстранили от участия в госзакупках КНР. Тогда же глава Минкомсвязи Николай Никифоров провел с Китаем переговоры о продвижении российского софта в обмен на увеличение импорта китайских серверов. По оценкам экспертов, для отечественных софтверных компаний рынок Восточной Азии — третий по значимости после США и СНГ.

Задачу продвижения российских стартапов на азиатских рынках взял на себя фонд «Сколково». Последние два года фонд активно вывозит отечественные команды в роад-шоу — в Гонконг, Сиань, Пекин, Тайвань и Сингапур. В ходе этих поездок молодые предприниматели встречаются с представителями китайских технопарков и получают от них консультации по местным рынкам.

В июне «Сколково» договорился с сингапурским акселератором HaxAsia вместе развивать российские хардверные проекты. HaxAsia проинвестирует в «сколковцев», готовых к выходу на рынок Юго-Восточной Азии, говорил исполнительный директор IT-кластера «Сколково» Игорь Богачев.

Естественное притяжение

Но и без усилий государства Восточная и Юго-Восточная Азия становятся центром притяжения российских технологических предпринимателей. Там активно работают как крупные разработчики («Лаборатория Касперского», ABBYY, InfoWatch, Acronis, Parallels, «Центр речевых технологий», i-Free, «Прогноз», Spirit), так и стартапы (LifePay, FreshOffice, BaseRide и другие). В Азии они видят сложный, но большой и перспективный рынок сбыта.

image description
Максим Михайлов
глава департамента акселерации инвестслужбы «Сколково»

Азиатские рынки — емкие и восприимчивые к инновациям. При этом научный потенциал во многих странах региона крайне низок. Поэтому технологические компании из России имеют большие шансы добиться успеха на рынках Китая и стран Юго-Восточной Азии. Это подтверждают результаты наших роад-шоу в Сингапуре и Гонконге. Сегодня многие резиденты «Сколково» работают на рынках Китая, Индонезии, Малайзии, Вьетнама и других стран. Это и IT-компании (например, CDNVideo, iVideon, SPB-TV, Flak Research), так и более «тяжелые» проекты – компания «Новас», занимающаяся повышением нефтеотдачи пластов, TGT, применяющая инновационные методы анализа работы нефтегазовых скважин, и НПЦ «Биомедицинские технологии», разрабатывающая высокоточного робота-хирурга.

Привлеченные быстрым развитием стартап-индустрии в Сингапуре, туда устремились российские венчурные инвесторы. Первыми были фонды Digital Media Partners и Ruvento Ventures (который в прошлом году вместе с другими фондами запустил хардверный акселератор HaxAsia). Этой весной туда переехали еще два отечественных фонда — Life.SREDA и Frontier Ventures, тоже решив сфокусироваться на инвестициях в местных инноваторов.

На фоне настороженного отношения к россиянам на Западе, высочайшей конкуренции в Кремниевой долине и общей перегретости американского стартап-рынка все больше наших предпринимателей смотрит на Восток, где к нашим разработкам относятся позитивно.

Мотивы выхода в Азию

Основатели «железных» стартапов переезжают в азиатские страны ради удобной логистики. Близость к китайским производствам значительно ускоряет разработку продукта, рассказывает управляющий партнер HaxAsia и Ruvento Venture Вячеслав Солоницын. Чтобы разработать правильную модель, стартаперам требуется много итераций продукта. Например, создатели 3D-ручки CreoPop (портфельный проект HaxAsia) сделали 14 прототипов. Каждая итерация занимала месяц, а если бы CreoPop работал в России — вдвое больше.

image description
Вячеслав Солоницын
управляющий партнер HaxAsia

Поставки в Россию и из России, даже если мы говорим о мелкосерийном производстве, выливаются в 1,5 — 2 месяца. В Сингапуре, если мы хотим собрать партию из 100 устройств, нам буквально за три дня могут поставить все компоненты, за неделю произвести платы и корпуса, если это делается методом прототипирования, и еще через три дня они могут оказаться в США или на другом рынке. Вся логистика отлажена, таможенных проблем нет, поэтому цикл разработки, прототипирования, создания пилотных партий намного быстрее, чем в России. К сожалению, там эта проблема есть — что некоторые компоненты застревают на таможне, что долго и дорого строить все эти цепочки.

По его словам, в модели хардверного стартапа Сингапур — оптимальный логистический хаб. Переупаковка устройств китайского производства в Сингапуре улучшает потребительское восприятие. Однако для массового сбыта инновационных гаджетов многие азиатские рынки пока не созрели. Хардверные проекты всегда ориентируются на продвинутые рынки, объясняет Солоницын. Для потребителей из Малайзии, Индонезии и Тайланда устройства могут оказаться слишком дорогими, так что ориентироваться стоит на страны развитой Азии (Сингапур, Китай, Япония, Южная Корея). Например, на CreoPop предзаказы поступают из этих стран.

Российские стартапы в сфере потребительского интернета идут в Азию ради масштабного расширения рынка, констатирует Вячеслав Солоницын. «Тут гораздо больше пользователей и они активны, — рассуждает он. — Очень быстро растет платежеспособный средний класс. Например, 10 назад в Индонезии среднего класса практически не было, сейчас он оценивается в 5%, прогноз на 2020 год — 20%. То есть кратный рост в течение небольшого промежутка времени, люди неизбалованные, им интересно пробовать что-то новое. Демография в Юго-Восточной Азии очень правильная».

В Сингапуре выгодно работать софтверным b2b-проектам, отмечает Солоницын. Например, портфельная компания Ruvento BaseRide продает там свое облачное решение для общественного транспорта и коммерческой логистики. В городе-государстве собраны представительства многих глобальных корпораций и азиатских групп, что дает высокую концентрацию людей, принимающих решения. Имея офис в Сингапуре, можно работать на всю Азию. По словам Солоницына, на фоне развивающейся Азии Сингапур имеет массу преимуществ — повсеместный английский, квалифицированный персонал и развитая инфраструктура.

Глава департамента акселерации инвестслужбы «Сколково» Максим Михайлов считает, что в Азии найдется место российским технологическим продуктам из любых отраслей. Стартаперам он рекомендует быть внимательнее к вопросам защиты интеллектуальной собственности. «Нет смысла выходить с мобильными приложениями и нетехнологичными платформами – там это либо уже есть, либо очень быстро будет скопировано», — предостерегает он.

Стартапы, переехавшие в Сингапур вслед за своими фондами, часто рассматривают регион как начальный плацдарм для глобальной экспансии. В частности, портфельная компания Life.SREDA LifePay обосновалась там под названием LifePay Global.

Часть предпринимателей переезжает в Юго-Восточную Азию из-за благоприятного климата и работают оттуда на Россию. Например, так поступил основатель Promokodex.ru Антон Дерябкин, который успел поработать над проектом в Таиланде, Камбодже, Сингапуре, Вьетнаме и Малайзии. Еще более известен опыт компании Aviasales, которая работает из Тайланда с 2010 года.

Некоторые российские компании выходят в Азию под новым брендом и с новым предложением. Например, в 2012 году российская Naumen создала на Филиппинах дочернюю компанию Noda и одноименный продукт для автоматизации колл-центров. Тогда же отечественная компания SeoPult запустила в Тайланде сервис автоматизации поискового продвижения Uptopromo.

С тех пор, как Юго-Восточная Азия стала популярным направлением для бизнес-эмиграции, несколько российских предпринимателей создали там локальные бизнесы. Они разглядели ниши, которые заняты в России. Яркие примеры — вьетнамский поисковик Cốc Cốc Виктора Лавренко, сервис бронирования билетов по Юго-Восточной Азии 12go.asia Алексея Аболмасова, агрегатор тайской недвижимости HipFlat Дениса Немцева. Все они единодушны в том, что интернет в некоторых азиатских странах по своему развитию походит на Рунет начала нулевых — а значит «золотую жилу».

Интерес россиян к Азии способствует появлению рынка посреднических услуг. Консалтинговая компания из Якутска «Мост в Китай» помогает отечественным предпринимателям выйти в Азию.

image description
Борис Горохов
основатель стартапа «Мост в Китай»

Рынок Азии привлекает всех мировых игроков. Для россиян это пока далекая тема: большинство компаний не до конца освоили рынок России и СНГ. Однако некоторые туда стремятся, потому что КНР остается самым крупным рынком сбыта. Этому способствует приобщение Азии к европейским ценностям. И пока во всем мире покупательные способности падают, в Китае они продолжают расти. Российских предпринимателей сдерживает неизвестность. Действительно, существует вероятность остаться непонятыми в Азии, не преодолеть административных барьеров или просто выбрать не ту нишу. Но я считаю, что нужно хотя бы начинать двигаться в этом направлении, иначе потом будет поздно.

Они не понаслышке знают о проблемах, с которыми сталкиваются россияне на экзотичных рынках.

image description
Борис Горохов
основатель стартапа «Мост в Китай»

В юридической стороне работы с Китаем очень много подводных камней. Например, один наш клиент купил там оборудование, а оно оказалось подержанным. Это выяснилось при проверке груза, поэтому компания отказалась платить оставшийся депозит. Поставщик позиционировал себя как завод, а на самом деле был посредником. И когда руководство российской компании выехало в Китай на переговоры, китайцы подали в суд. А по китайским законам, если на вас подали в суд, вы не имеете права выехать за пределы страны. Директор компании так долго там прожил, что даже думал поступать в университет, чтобы как-то убить время. История закончилась благополучно. Если в течение 3 месяцев дело не перешло в суд, вы уже можете уехать, но вам никто об этом не говорит. И когда нас оповестили, клиент вернулся.




Rusbase пообщался с несколькими российскими компаниями, работающими на азиатских рынках. Они рассказали нам, зачем туда пошли и что получили. Их опыт будет полезен тем, кто пока только грезит Азией.

Российские компании, работающие с Азией



i-Free

В 2007 году компания вышла в Китай со своими Java-играми, а сейчас сосредоточилась на Android и iOS платформах. За все время i-Free выпустила на китайский рынок более 100 продуктов (в основном игры).

В 2010 году i-Free China была удостоена титула «Лучший контент-провайдер China Mobile», в 2012 году — выбрана стратегическим партнером оператора China Telecom. Производители Huawei, ZTE и Lenovo предустанавливают продукты i-Free на телефоны для местного рынка. Залогом успеха для компании стала глубокая интеграция с локальными платформами распространения и биллинга, а также привлечение китайских инженеров и маркетологов. Также у i-Free есть офис в Индии, но он существенно меньше. Через партнеров компания продает свои продукты в Японии, Южной Корее, Тайланде и Малайзии.

Главной сложностью работы в Китае для i-Free стала сильная фрагментация игрового рынка. Если в мире три доминирующих магазина для продажи приложений и игр, то Китае их десятки, говорит глава китайского подразделения компании Евгений Косолапов. Кроме того, там несколько систем биллинга и сбора статистики. Они постоянно эволюционируют и меняют правила игры, поэтому нужен большой штат, чтобы держать руку на пульсе.

image description
Евгений Косолапов
CEO i-Free Asia

Несмотря на сложности, Китай остается интересным и перспективным рынком. Он большой, а будет еще больше. Он сложный, но он не будет проще в будущем. Поэтому учиться работать на нем надо сейчас. Нельзя сказать – мы придем в Китай, когда этот рынок будет готов. Потому что китайский рынок живет в первую очередь для себя. Все его правила и особенности имеют четко выраженные национальные особенности. Он никогда не будет «как везде».


InfoWatch

Отечественный разработчик средств защиты корпоративной информации работает на рынках Индии (с 2012 года), Малайзии (с 2013 года) и Индонезии. В Индии компания сотрудничает с финансовыми, айтишными и транспортно-логистическими компаниями. С малазийскими государственными и публичными компаниями InfoWatch запустила несколько пилотных проектов по своему флагманскому программному продукту InfoWatch Traffic Monitor Enterprise. До конца года компания планирует открыть там представительство.

В Индонезии InfoWatch вошла в число консультантов правительства по вопросам обеспечения кибер-безопасности, чем надеется расширить свои бизнес-возможности компании в регионе.

image description
Вадим Кузнецов
директор по международным продажам InfoWatch

В целом страны Юго-Восточной Азии, в отличие, например, от европейских стран, положительно относятся к разработкам российского производства.


Работу иностранных ИТ-компаний в Индии осложняет госпрограмма импортозамещения технологий, рассказывают в InfoWatch. Компания решает эту проблему с помощью стратегии white label. Работать в Малайзии в последнее время стало трудней из-за спада экономики: местные компании экономят на информационной безопасности и удлиняют цикл сделки.
image description
Андрей Сокуренко
директор по международному развитию InfoWatch

В Юго-Восточной Азии сейчас чрезвычайно актуальна тема кибер-безопасности. По данным аналитиков, Индонезия — один из мировых лидеров по количеству целенаправленных атак на предприятия, в том числе DDos-атак. Поэтому регион очень интересуется всевозможными разработками в области информационной безопасности.


ABBYY

Отечественный разработчик решений в области распознавания текстов вышел на рынок Азии около 15 лет назад. Начав с продаж с розничных продуктов, компания постепенно перешла к корпоративному сектору. Представительства ABBYY расположены на Тайване и в Японии.

image description
Олег Сажин
директор по развитию бизнеса ABBYY 3А

Специфика работы с азиатскими странами связана с разницей в языке, во времени и в менталитете. Поэтому лучше полагаться на партнерство с локальными компаниями. Здесь ценят внимательное отношение и частые встречи. Наша стратегия — в работе с ключевыми партнерами в регионе. У ABBYY есть несколько партнеров в каждой стране. Они выступают нашими центрами компетенции и отвечают за продвижение и продажу продуктов и решений, производят внедрение и оказывают техподдержку.

Сегодня ABBYY участвует в крупных государственных и бизнес-проектах азиатского региона, например, в оцифровке документации атомных электростанций Китая, переписи населения Шри-Ланки. Она работает с Samsung и LG, а также практически со всеми производителями сканеров Японии, Тайваня и Китая. Когда ABBYY разработала технологию распознавания текста через смартфон, сингапурские банки одними из первых внедрили ее для автоматизации обработки заявок на кредит.

Компания объясняет свой успех в регионе широким предложением (продает как продукты, так и технологии), а также качественной поддержкой распознавания локальных языков (китайского, японского, корейского, тайского, вьетнамского, индонезийского, бурмизского).

image description
Олег Сажин
директор по развитию бизнеса ABBYY 3А

Азия — это очень неоднородный мир, работа в каждой стране индивидуальна. В Индии, например, очень много разработчиков, поэтому там большим спросом пользуются SDK-продукты. Специфика Китая – сильные внутренние игроки. Сингапур – инновационный центр, полигон, который с жадностью впитывает новые технологии.

В ноябре 2014 года ABBYY Language Services (дочка ABBYY) запустила бесплатный облачный инструмент для переводчиков SmartCAT. Сейчас в нем зарегистрировались более 35 тысяч переводчиков-фрилансеров со всего мира. Из стран Азии (Япония, Корея, Индия, Индонезия и другие) в SmartCAT работают около 6 тысяч фрилансеров. Компания формирует в Азии комьюнити пользователей с помощью обучающих вебинаров, блога и лидеров мнений.


«Лаборатория Касперского»

Первыми азиатскими рынками для компании стали Япония и Китай — она вышла туда в 2003 году и вскоре обзавелась офисами в Токио и Гонконге. Свой бренд на азиатских рынках «Лаборатория Касперского» продвигала яркими рекламными проектами — например, в 2009 году в ролике компании для китайского рынка снялся Джеки Чан.

По словам Евгения Касперского, для успеха в Азии необходимо привлекать местных маркетологов и адаптировать название компании для новой аудитории. Например, в Китае «Лаборатория Касперского» работает под брендом «Кабасиджи» (кит. «большая сильная машина движется вперед»).

В апреле этого года компания открыла офис в Сингапуре. Он станет ее штаб-квартирой в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ранее центральным в Азии был гонконгский офис). Сейчас туда переводятся все операции с Юго-Восточной Азией, Австралией и Океанией. «Правительство страны хорошо понимает масштаб существующих киберугроз и создает хорошие условия для компаний в области информационной безопасности», — объясняют в «Лаборатории Касперского». Кроме того, в Сингапуре расположен недавно созданный глобальный инновационный комплекс Интерпола для борьбы с киберпреступностью, с которым компания тесно сотрудничает.


Российские стартапы в Азии



FreshOffice

Петербургский разработчик приложений для управления бизнесом и коммуникации с клиентами открыл свой первый зарубежный офис в Сингапуре в конце прошлого года. В начале 2015 года компания сформировала отдел продаж, в марте получила первую выручку. Следом FreshOffice собирается выйти в Малайзию и Индонезию и готовится к открытию офиса в Гонконге. В конце 2016 года она планирует выйти на IPO. Компания намерена выставить на сингапурской бирже 49% акций.

image description
Гульсина Ибраева
коммерческий директор FreshOffice

Сингапур — это дверь в стремительно развивающийся регион, где живет более миллиарда экономически активного населения. И туда нужно торопиться, ведь крупнейшие международные компании тоже активно осваивают рынок Азии.

На получение визы предпринимателя ушло 8 месяцев. Чтобы доказать сингапурским чиновникам свою жизнеспособность, FreshOffice понадобилась уйма документов, в том числе рекомендательные письма от компании Microsoft и инвесторов. Пришлось привыкать к другим условиям ведения бизнеса — от специфических настроек онлайн-рекламы до чековой системы расчетов.

На переговорах местные инвесторы не отказывают напрямую и не указывают на ошибки, делится Гульсина Ибраева. К сложностям ведения бизнеса в Сингапуре она относит также пестрый этнический состав государства, который нередко приводит к трудностям перевода, дорогой персонал, огромные затраты на маркетинг, непривычный россиянам климат.

image description
Гульсина Ибраева
коммерческий директор FreshOffice

Локальных IT-решений на азиатском рынке нет, и тамошние пользователи готовы к экспериментам. Будут востребованы качественные облачные решения, отвечающие местным особенностям бизнеса и законодательства. Особое внимание следует уделить мобильным версиям, так как большая часть трафика в Азии проходит через носимые устройства.



SPB TV

Компания поставляет решения для трансляции видеоконтента по технологиям IP, OTT и мобильного ТВ на различные типы экранов. Сервисами SPB TV пользуются телевещатели, владельцы контента и собственно зрители. На азиатский рынок компания вышла в 2004 году, через год открыла офис в Тайланде, еще через несколько лет — в Тайване.

В 2013 году SPB TV зарегистрировала представительство в Сингапуре и перенесла туда свой офис из Тайваня. Одной из самых удачных сделок в регионе SPB TV считает запуск мобильного телевидения для сингапурского телеком-оператора StarHub. В июне этого года компания подписала соглашение о сотрудничестве с Shanghai Media Group, а также с китайским телевещателем CNTV (о трансляции семи его каналов в России и СНГ).

image description
Себастьян-Юстус Шмидт
сооснователь SPB TV

Азия — очень конкурентный и сложный рынок. Для успеха здесь нужно постоянное общение, агрессивные продажи и по-настоящему инновационные продукты. Если это вам под силу, то добро пожаловать.

При работе на азиатских рынках SPB TV столкнулась с задержками платежей, сетует Себастьян-Юстус Шмидт. Здесь нужно быть готовым быть на связи с клиентом, когда дело уже сделано. Азиатские страны очень разные, бизнес в каждой из них требует глубокой проработки, терпения и гибкости, убежден Шмидт.


CDNvideo

Компания-резидент «Сколково» оказывает услуги по ускорению загрузки данных через интернет. Технология CDNvideo обеспечивает качественную доставку контента через географически-распределенную сеть. Азиатские узлы сети российского провайдера расположены в Сингапуре и Индонезии. В этот регион CDNvideo вышла около года назад через дистрибьютора в Сингапуре. Он продает услуги компании в Сингапуре, Малайзии и Индонезии. Продвижение происходит довольно медленно, что связано с особенностями местных бизнес-процессов, отмечают в CDNvideo.

Зато услуги компании нашли спрос у китайской игровой индустрии: разработчики хотят, чтобы их игры быстрее грузились в России. Китайские клиенты технически грамотны и быстро принимают решения, если видят свою выгоду, доволен сотрудничеством глава CDNvideo Ярослав Городецкий. Однако китайцы плохо говорят по-английски, поэтому компания задумываемся о найме сотрудника со знанием китайского языка.

image description
Ярослав Городецкий
гендиректор CDNvideo

Вообще имидж России в Китае, да и во всей Азии, сейчас гораздо лучше, чем в Западной Европе. Работать там приятно — тебя, по крайней мере, гарантированно выслушают. Но, конечно, надо понимать, что менталитет людей очень сильно отличается, и поэтому донести свое предложение до потенциальных клиентов во много раз сложнее.

Bookmate

Отечественный сервис для чтения электронных книг по подписке вышел в Сингапур в декабре 2014 года. Это первый выход Bookmate на мировой рынок. Компания заключила соглашение с местным телеком-оператором StarHub. Он подключил своих абонентов к библиотеке из более 500 тыс. книг на девяти языках. Bookmate намерена работать по всей Юго-Восточной Азии. Она ведет переговоры с Индонезией, Филиппинами и Малайзией, а также с производителями устройств — по поводу предустановок приложения.

Bookmate увидели в Сингапуре свободную нишу и возможность найти правильных партнеров. Дополнительным фактором стало то, что в регионе много людей читает на английском. Представитель компании рассказывал Rusbase, что сфера электронного чтения в Сингапуре, как и в России, становится более цивилизованной и движется в сторону легализации. Готовясь к выходу на новый рынок, Bookmate обнаружили, что он свободен не только от подписочных сервисов, но и глобальных продавцов книг вроде Amason.

Хотя особой необходимости в регистрации компании в Сингапуре у Bookmate не было, они создали юрлицо для удобства работы с локальным партнером. По их словам, юридические процедуры прошли быстро и легко — недаром Сингапур 7 лет удерживает звание лучшей страны для открытия бизнеса.


Aviasales

В 2010 году основатель российского поисковика авиабилетов Константин Калинов переехал на остров Пхукет вместе с пятью сотрудниками. Одним из мотивов переезда, по словам Калинова, была неприязнь к климату Санкт-Петербурга. Сейчас штат компании разросся до 100 человек. Они работают из Тайланда над самим Aviasales, тайским поисковиком Jetradar, поиском по отелям Hotellook и партнёрской программой Travelpayouts. Кроме того, у компании есть офис в Гонконге.

image description
Янис Дзенис
PR-директор Aviasales

Тайское государственное агентство BOI (The Board of Investment of Thailand) предлагает зарубежным IT-компаниям упрощенную систему регистрации, а также не ограничивает иностранный капитал и количество сотрудников. С точки зрения организации процесса все очень удобно.

Кроме Таиланда, потенциально интересным регионом является Индонезия. Ее огромное население и низкий базовый уровень сервисов дают отличные возможности.

С начала года компания наняла тайских маркетологов, разработчиков и бизнес-девелоперов, чтобы укрепить свои позиции на специфичном местном рынке.


Также в Азию вышли:



Российский платежный сервис LifePay — портфельный проект венчурного фонда Life.SREDA. В феврале фонд купил сервис мобильного эквайринга iBoxPro, работающий во Вьетнаме, Индонезии и Таиланде. По итогам сделки LifePay и iBoxPro объединились в компанию LifePay Global со штаб-квартирой в Сингапуре.

Сервис облачного видеонаблюдения Ivideon располагает датацентрами в Гонконге и Сингапуре. Компания работает с китайскими производителями камер видеонаблюдения. Также Ivideon заключила контракты с южнокрейской Samsung и японским телеком-оператором Softbank.

В августе 2014 года уральский стартап OceanRusEnergy подписал соглашение со швейцарско-сингапурской компанией Capwave о строительстве на Филиппинах волновых электростанций.

В апреле прошлого года российская Algomost, которая занимается анализом и обработкой данных, объявила о выходе на азиатский рынок. Компания нашла потенциальных клиентов на выставке ICT Expo в Гонконге, куда поехала в качестве резидента IT-кластера «Сколково». По словам главы Algomost Михаила Левиева, их решениями заинтересовались японские и китайские производители потребительской электроники и товаров повседневного спроса. Компания планирует открыть офис в Гонконге или Сингапуре, но после стабилизации экономической ситуации в России.

В июле этого года мобильная рекламно-аналитическая платформа с российскими корнями Cinarra вышла в Японию, заключив соглашение и подняв инвестиции от японского телеком- и интернет-гиганта Softbank.

Казанский сервис для геймеров Click Storm решил расширить потенциальный рынок и сфокусировался на Юго-Восточной Азии. Фонд Ruvento Venture профинансировал их и помог обосноваться в Сингапуре, откуда начнется экспансия на весь регион. Сейчас у Click Storm около 20 тысяч регистраций, и большая их часть — из стран Азии.

Еще одна портфельная компания Ruvento — BaseRide — в ноябре прошлого года открыла офис в Сингапуре и продает там свои облачные логистические решения.

Разработчик спортивных девайсов Smartmissimo (также входит в портфолио Ruvento, основатели — Алексей Писарев и Филипп Алмаков) встретила в Тайланде неожиданно высокий спрос на свой мышечный электростимулятор Powerdot.


По теме: Российские стартапы, которые собираются в Азию


Азиатские компании с российскими корнями



Noda

В 2012 году отeчественный поставщик решений для колл-центров Naumen открыла представительство на Филиппинах. Для продвижения на мировых рынках был разработан отдельный бренд Noda Interaction Platforms. По словам операционного директора Noda Interaction Platforms Михаила Черешнева, Филиппины — это один из самых больших рынков сбыта для таких продуктов. Еще один плюс — англоговорящее население.

Сейчас компания участвует в больших тендерах наряду с глобальными Avaya, Cisco и Genesys и сотрудничает с местными интеграторами. Например, Noda получила возможность предлагать свой продукт клиентам филиппинского телеком-оператора PLDT — лидера местного рынка телефонии для колл-центров. Еще один крупный партнер Noda — коммуникационный холдинг Jebsen&Jessen, который имеет штаб-квартиру в Сингапуре и представлен в восьми странах Юго-Восточной Азии.

В филиппинском офисе компании трудятся пять местных сотрудников и один российский инженер (в сменном режиме). Noda намерена занять около 10% локального рынка программных решений для контакт-центров. В дальнейшем она планирует работать на рынках Сингапура, Малайзии, Индонезии, Таиланда и Вьетнама.


Uptopromo

Крупнейший в России поисковый оптимизатор SeoPult запустил свой тайский сервис в 2012 году. Часть команды разработки тогда базировалась в Тайланде и предложила перенести полученный опыт автоматизации поискового продвижения на иностранный рынок. Тайский рынок был интересен слабым развитием SEO и высокой маржинальностью. Uptopromo сильно отличается от российского сервиса SeoPult: он разрабатывался с нуля и с учетом специфики местного рынка. Тайский продукт изначально создавался двунаправленным — и как канал продвижения, и как инструмент монетизации.

Тайцы не любят сложностей, поэтому все решения нужно упрощать до одной кнопки, рассказывает гендиректор SeoPult Алексей Штарев. Кроме того, в Тайланде не жалуют электронные платежи и предпочитают оплату наличными, что замедляет работу и увеличивает издержки.

По словам Штарева, своим успехом Uptopromo во многом обязан личному общению с клиентами. Он рекомендует проводить семинары, развивать службу поддержки, привлекать лидеров мнений. «Клиенты, привлеченные по такой схеме, становятся сверхлояльными и могут оставаться в системе на протяжении 3 лет, ежемесячно заказывая услуги», — говорит гендиректор SeoPult. Сейчас услугами Uptopromo пользуется около 300 компаний в месяц — крупные госучреждения, малый и средний бизнес.

image description
Алексей Штарев
гендиректор SeoPult

Несмотря на внушительные цифры по количеству клиентов, бюджеты, выделяемые на рекламу в Тайланде, оставляют желать лучшего. Рынок растет и развивается, но достаточно медленно и значительно медленнее, чем соседние рынки. Поэтому в прошлом году мы приняли решение масштабировать сервис на другие азиатские страны.

В начале 2015 года сервис Uptopromo запустился в Индонезии. На очереди — Малайзия и Филиппины. Юридическая и продуктовая основа для азиатской экспансии уже заложена, радуются в компании.


12go.asia

Блогер и программист Алексей Аболмасов создал сервис бронирования билетов по Юго-Восточной Азии в 2013 году. Через год состоялся коммерческий запуск. 12Go Asia позволяет планировать и оплачивать поездки на всех видах наземного и водного публичного транспорта. Также через него продаются сопутствующие туристические услуги — страховка, дневные туры и гостиницы.

Сервисом пользуются туристы, турагентства и транспортные операторы. Сайт и мобильные приложения 12Go Asia работают на девяти языках — по словам разработчиков, это единственное в своем роде решение для здешних туристов. На данный момент сервис охватывает Таиланд, Малайзию, Сингапур, Камбоджу, Вьетнам, Мьянму, в разработке — Лаос. Главный офис компании находится в Сингапуре, операционный — в Тайланде. Над проектом работают 12 сотрудников. К настоящему времени услугами 12Go Asia воспользовалось около 50 тысяч человек и 125 транспортных операторов.

Как отмечает директор по развитию бизнеса 12go.asia Богдан Бутырев, в Тайланде сложно искать квалифицированный персонал и работать с туристами, не знакомыми с культурными особенностями жизни и сервиса в Азии. Однако туристический поток в регион растет, что внушает компании оптимизм. «С учетом вложений стран Юго-Восточной Азии в развитие инфраструктуры и стремления региона к дальнейшей интеграции мы уверены, что 12Go Asia ожидает блестящее будущее», — говорит Бутырев.


Cốc Cốc

Бывший сотрудник Mail.ru Group Виктор Лавренко запустил поисковик для Вьетнама в начале 2013 года. Название с вьетнамского переводится как «тук-тук». На разработку Cốc Cốc ушли несколько лет и личные накопления основателей. Из 218 сотрудников компании 34 человека приехали в Ханой из России.

Сегодня ежедневная аудитория Cốc Cốc составляет 8 млн человек. Результат Google вдвое выше — 17,7 млн человек. Однако, по словам Лавренко, его поисковик лучше приспособлен к тоновому характеру вьетнамского языка. В нише браузеров Cốc Cốc соперничает с Firefox, Internet Explorer и Safari. Сейчас вьетнамский поисковик с российскими корнями зарабатывает в основном на медийной рекламе. Скоро ее обгонит контекстная реклама, надеются в компании.

В феврале 2015 года немецкий издательский дом Burda инвестировал в Cốc Cốc около $14 млн. Эти деньги пойдут на освоение рынков Малайзии, Таиланда и Индонезии.


HipFlat

Предприниматель Денис Немцев основал агрегатор объявлений о недвижимости в Тайланде HipFlat в 2012 году. До этого подобных сервисов на рынке не было, и людям приходилось искать выгодные предложения прямо в Google. Через год международная группа инвесторов вложила в стартап Немцева $335 тысяч, которые пошли на расширение бизнеса. На данный момент инвестиции в Hipflat составили более $700 тысяч, среди инвесторов — акселератор 500 Startups. Сейчас компания готовится к очередному раунду.

Монетизация HipFlat происходит за счет риелторов, которые платят сервису за каждый контакт с потенциальным клиентом. Большинство пользователей HipFlat — тайцы. В интервью проекту «Рунетология» Денис Немцев говорил, что Таиланд или Вьетнам — оптимальный старт для захвата всего рынка Юго-Восточной Азии. По его словам, завоевание осложняется отсутствием единой системы электронных платежей: в каждой новой стране придется приспосабливаться к местным сервисам.


Если вы знаете другие интересные кейсы о работе россиян на азиатских рынках или хотите дополнить наш список — поделитесь с читателями в комментариях.

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно