Элина Кириллова

Зачем лифту компьютерное зрение — как гики работают с архитекторами

Представьте, что у вас есть возможность каждый день подниматься в прозрачном лифте с панорамным видом на город, даже если лифт находится внутри здания.

Британская компания LiftEye, основанная выходцами из России Алексеем Гориловским и его сыном Дмитрием, начала устанавливать в лифтах высоток систему, которая показывает пассажирам панорамный вид на город.


Идея экрана с панорамным видом для лифтов появилась у Алексея и Дмитрия Гориловских ещё в 2006 году. Изначально технология была придумана для усиления позиций компании «Штейн» в области нестандартных лифтов. Но так как проект нацелен на глобальный рынок, было принято решение о создании отдельной компании LiftEye в Великобритании. Офис разработки LiftEye находится в Санкт-Петербурге, партнером по разработке ПО является компания «ЛАНИТ Терком».


Про технологию

В технологии не задействованы двигающиеся камеры — вместо этого используется несколько камер, зафиксированных вдоль стены снаружи здания. Вся картинка раскладывается в 3D в режиме реального времени, и собирается снова — уже на экране. При этом точка зрения в построенной 3D-модели привязана к текущему положению лифта, чтобы пассажиру казалось, что он смотрит в окно. Система компьютерного зрения в реальном времени, — так называет технологию Дмитрий Гориловский, сооснователь компании и директор по инновациям.

В 2008 году достаточно развились OpenCV (библиотеки компьютерного зрения с открытым исходным кодом), чтобы можно было их использовать в создании качественного продукта. На разработку первой демоверсии ушло 4 года. Продукт защищен патентами в нескольких странах.

Партнерами LiftEye являются производители лифтовых систем и компонентов. Не так важно, экран какого производителя использовать, — говорит Дмитрий Гориловский, — намного более приоритетно поставлять решение под ключ, со всеми необходимыми процедурами и сертификациями, которые приняты в лифтовой отрасли. Тестовой площадкой для технологии стала Водонапорная башня в Санкт-Петербурге.


Про бизнес

На разработку  технологии у команды ушло несколько сотен тысяч долларов. Внешних инвесторов компания не привлекала. LiftEye планирует привлечь инвестора, когда перейдет на стадию тиражируемых установок.

image description
Дмитрий Гориловский

Самый эффективный канал продаж для нас — архитекторы. Они быстро понимают, зачем нужен LiftEye. Если у вас офис в небоскребе на Park Avenue в Нью-Йорке, вы платите фактически за вид из окна. А теперь, даже если вы расположились в промышленном районе — LiftEye может дать возможность смотреть на город из исторического центра. То же касается и малоэтажного строительства — можно создать ощущение, будто пассажиры поднимаются на большую высоту.

Стоимость единичной установки системы LiftEye Гориловский назвать пока не готов. «Это индивидуальные проекты, стоимость варьируется. Планируем превратить в массовый продукт — и тогда уже появятся цены “по каталогу”». Компания планирует зарабатывать как на продаже и установке экранов, так и на сервисе.

По планам Дмитрия Гориловского, со временем большая часть зданий будет обходиться без установки камер — будет «подкачиваться» изображение с камер, которые уже есть в этом городе. А операторы смогут выбирать нужный вид из каталога.

image description
Дмитрий Гориловский

Если вы хотите получить какой-то новый вид, то мы можем дать вам подписку на имеющиеся в нашем распоряжении локации. Гостиничные сети могут таким образом продвигать свои отели, расположенные в других странах и городах.



Зачем устанавливать камеры, если можно заранее записать несколько видео, как, например, видео с изменениями облика Нью-Йорка в лифте Всемирного Торгового Центра? Дмитрий Гориловский считает, что записанные или синтезированные видео подходят для туристов, но плохо работают с жилыми или офисными зданиями: одно и то же видео надоедает и не приносит дополнительной ценности.

image description
Дмитрий Гориловский

Наш основной фокус — картинка реального времени. Если вы записали видео в солнечную погоду, а сейчас идет снег, то у пассажира будет неприятное ощущение. «Прямой эфир» очень важен для комфорта. Отели и без нашей помощи могут показывать фотографии своих локаций, но видеть восход солнца в Гонконге вечером из отеля в Нью-Йорке — это то, ради чего мы работаем.

LiftEye продемонстрировал решение в Лондоне телеканалу BBC — пока что изображение было показано на отдельном небольшом экране. В жизни это будет законченное решение во всю стену.

У компании есть заказчики в лице международных гостиничных сетей и нескольких небоскребов. Технология уже упакована, сейчас проходят процедуры согласования продаж и установки.

image description
Дмитрий Гориловский

Процесс установки долгий: когда ставишь монитор — нужно закрыть лифт на ремонт, потом все проверять и усиливать противовесы. Так как масса лифта изменилась, иногда приходится даже моторы менять.

Сергей Трофимов — архитектор и основатель TrofimovStudio, считает, что технология может быть востребована в бизнес-центрах:

image description
Сергей Трофимов
TrofimovStudio

Бизнес-центры в конкурентной борьбе очень скрупулезно подсчитывают плюсы той или иной инновации. Все, что может поднять интерес к объекту и увеличить его стоимость — востребовано. Правда, чтобы девелоперы поверили в технологию — нужно показать ее в действии. Печатному слову не поверят, им нужно «пощупать». Так что перед LiftEye стоит задача показать работающие экраны.

Экраны — это вообще перспективная тема. Наше поколение уже привыкло смотреть на мир через экраны. Технологию можно развивать, добавлять какой-нибудь интерактив.

Гурген Шекоян, генеральный директор клубного офиса CEO Rooms, считает, что такая технология может быть внедрена только в тех проектах, которые начинают строиться.

image description
Гурген Шекоян
Генеральный директор CEO Rooms

Офисам класса A и А+ это будет не так интересно — они находятся в центре, с прекрасными видами из окон. Класс С вряд ли может себе такое позволить. А вот офисам B и B+ это может быть интересно.

Что касается внедрения технологии в московские бизнес-центры — я считаю, это можно реализовать только при старте строительства объекта. Причем нужен выход на акционеров. Никто не будет закладывать новые траты, когда инвестиционный план согласован и здание построено.

Технология сама по себе интересна, мой небольшой совет — поискать на рынке объект, который только начинает строиться — и внедрить там. А уже потом можно любого человека прокатить на таком лифте и показать, как это работает.

Михаил Комаров — владелец сети коворкингов «Рабочая Станция» — считает, что внедрение такой технологии действительно может увеличивать стоимость офисов.

image description
Михаил Комаров
Основатель и владелец сети коворкингов «Рабочая Станция»

Это дополнительная вещь, которая делает посещение офиса приятным, как хороший ресепшен. Сотрудники проводят много времени в лифте. Так что это будет жирный плюс для бизнес-центров.

Единственное — это все-таки экран, а не окно, через которое можно заглянуть за край. Тем не менее я считаю, что такая технология может повышать стоимость офиса.

LiftEye уже стал нарицательным термином на крупной мировой лифтовой выставке Interlift, проходящей каждые два года в немецком городе Augsburg: в каталоге выставки 2013 года компания числилась в одноименной категории. В 2015 в этой категории заявлено еще несколько компаний, но они поставляют компоненты, а не комлексные решения. Дмитрий Гориловский считает, что потенциальный объем рынка для LiftEye — поставить экраны в 10-30% всех лифтовых установок в Европе, США и Китае. 


Алексей Алексеевич Гориловский — кандидат наук, занимался робототехникой в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Д. Ф. Устинова. Последние 20 лет руководит российской компанией «Штейн», занимающейся производством и установкой нестандартных лифтов.

Сын Алексея Дмитрий Гориловский принимал участие в создании первого YotaPhone — работал над проектом до августа 2012 года. Затем основал компанию Woodenshark в США и LiftEye в Европе, с офисом разработки в Санкт-Петербурге. Woodenshark удалось привлечь $0,5 млн на краудфандинговой платформе Kickstarter в проект Lightpack в 2013 году.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно