Артем Франич

Как два парня создали первый поисковик для гифок

История Bloomberg о том, что бизнес можно построить на чем угодно, даже на гифках с Черепашками-ниндзя.


Одним декабрьским вечером две дюжины работников Giphy собрались за длинным столом в офисе, чтобы подвести итоги года. Новогодние огни, шесть упаковок пива и 3D-постер с изображением кота, свисающего с винной бутылки, — атмосфера располагала к празднику. 40-летний соучредитель и директор Giphy, Алекс Чанг, стоял у доски и быстро писал цифры, показывающие рост компании. «Мы — самый крупный интернет-стартап, известный сегодня людям, — сказал он. – Чуваки, мы это сделали».

У парней из Giphy действительно получилось. Сайт стал главным поставщиком GIF-анимации – коротких зацикленных видеороликов. Ими люди обмениваются для выражения мыслей, для которых не хватает слов. Короткая гифка с дрожащим Леонардо ДиКаприо в «Выжившем» лучше показывает, как вам на самом деле сейчас холодно.

В 2015 году стартап достиг посещаемости в 95 миллионов пользователей в месяц. Это почти в четыре раза больше, чем в 2014 году. Кроме того, Giphy стал консультантом киностудий и телевизионных продюсеров, которым выгодно, чтобы их контент становился основой для новых GIF-мемов. Рекламщики и политтехнологи начали просить совета о том, как использовать эту технологию для рекламы продуктов и кандидатов в депутаты. Ребята из Giphy также подписали договор, позволяющий пользователям создавать гифки на тему «Звездных войн». А в ближайшем будущем собираются делать прямые гиф-трансляции «Оскара» и Суперкубка УЕФА.

Появление компании сделало формат культурно релевантным (кто-то говорит даже, что жизненно важным) инструментом коммуникации, практически бессловесным способом выражать эмоции с помощью сообщений в Снэпчате, мессенджерах или электронной почте. Поищите в базе данных сайта и выразите свою грусть с помощью Гомера Симпсона или крикните OH. HELL. NO! с помощью Дженифер Лоуренс. А если вы ощущаете, как затылок почёсывает когтистая лапка безумия, то демонический кот, стреляющий лазерами по летающим огурцам — то, что лучше всего выразит ваши эмоции.

Возможность найти всё это в одном месте появилась благодаря алкоголю. Зимой 2012 года Чанг пил со своим другом, Джейсом Куком, ещё одним соучредителем Giphy. Они обсуждали коммуникационную силу гифок в постлитературном обществе, когда технология сможет развиться настолько, что чтение и умение писать станут ненужными. Несколько следующих дней Чанг провёл в интернете в поисках инструмента для создания и распространения таких картинок. Его не было.

«В этот момент я почувствовал необычайное воодушевление, — говорит он. — В интернете очень сложно быть первым. Всё уже было сделано до тебя».

Примерно в это же время Чанг взял творческий отпуск. Он уже занимался стартапами, включая соцсеть Fridge, которая была продана Google, разрабатывал программы для MTV и железо для Intel. И после нескольких лет жизни от халтуры к халтуре он решил отдохнуть. Например, заняться бразильским джиу-джитсу, в котором он получил чёрный пояс второго уровня. Когда Чанг не надирал задницы, он кодил, создавал ПО, которое смогло бы, прошерстив Tumblr, Imgur и другие сайты, выдать список GIF-файлов на запрос вроде «котик» или «щенок».

Читайте по теме: Приобретения Google: где они сейчас?

Когда работающая модель была готова, Чанг отправил её своим друзьям. Те отправили ссылку уже своим друзьям. За несколько часов посещаемость страницы возросла до 30000 просмотров, а на сайтах вроде Gizmodo и Mashable появились первые обзоры. Любая публикация — хорошая публикация. Заголовок статьи на Gizmodo звучал так: «Первая поисковая система для гифок до смешного плоха».

«Люди возмущались, потому что сайт был очень медленным, — вспоминает Чанг. — Мы думали, что, максимум, станем на несколько дней звёздами интернета. Впрочем, к 17:00 к нам начали поступать инвестиционные предложения».

Нелепость идеи делать бизнес на зацикленных анимационных роликах с Черепашками-ниндзя не остановила Чанга. Теперь у него был миллион долларов от компании Betaworks, которая в своё время инвестировала в Kickstarter.

Первым человеком, которого Чанг попросил присоединиться к Giphy, был студент факультета философии Амхерстского колледжа и звезда тенниса Адам Лейбсон. С ним Чанг познакомился через общего друга, когда тот работал в рекламном агентстве. Теперь Лейбсон занимает должность исполнительного директора Giphy.

Попивая Джеймсон и Гиннес, Адам пытался сформулировать миссию компании, призвав на помощь австрийского философа первой половины XX века Людвига Витгенштейна, умершего в 1951 году — задолго до того, как был изобретён формат GIF. (Он появился в 1980-х, но получил популярность всего лет десять назад в качестве средства для персонализации страниц на MySpace. Вместе с обречённой на небытие соцсетью формат стал терять поклонников, но внезапно обрёл вторую жизнь благодаря сайтам вроде BuzzFeedВ феврале 2015 Buzzfeed приобрел стартап GoPop. Это iOS-приложение для создания gif-анимации из фотографий, где основу коммуникации составляют картинки). Витгенштейн считал, что слова оставляют слишком много места для интерпритации. «Гифы в этом смысле куда более удобны и эффективны, — считает Лейбсон. — Они заполняют интерпретационные лакуны». Он откинулся на спину стула, словно студент, довольный своим ответом на паре. Непонятно только, насколько он тогда шутил. «Я абсолютно серьёзен», – сказал он, словно угадав мысли Чанга.

Коллектив Giphy создаёт клипы сам. Однако работники также используют поисковик, чтобы добавлять новые в базу данных. Редакторы сайта постоянно мониторят их на наличие глюков или порно и проверяют, не появились ли новые популярные ролики. «Избавиться от порно очень сложно», — говорят в редакции. По мнению Лейбсона, ни один перезапуск популярного сериала 80-х, ни один новый музыкальный альбом, ни очередной случай с Кайли Дженнер (американская модель, участница телешоу «Семейство Кардашян» — прим. ред.) не остаются без внимания редакции. Кое-кто из сотрудников даже признаётся, что им трудно усидеть несколько минут без того, чтобы не посмотреть ещё одно видео и не примерить к нему формат GIF. «Концентрация моего внимания давно уже представляет собой жалкое зрелище», — признаётся главный редактор Giphy Тайлер Менцель — человек, решающий, что будет висеть на главной странице сайта.

Сейчас команда больше сфокусирована на росте проекта, чем на деньгах. По словам Лейбсона и Чанга, они могли бы зарабатывать деньги на рекламе, ищущей аудиторию на основании ее GIF-предпочтений. Это самая распространённая модель интернет-бизнеса, от Google до Snapchat и Twitter. Однако они боятся потерять часть непостоянной аудитории сайта. «В мире существует множество способов заработать денег, — говорит Лейбсон. — Мы же пытаемся стать по-настоящему большим проектом». Компания уже подняла $24 млн инвестиций и во время очередного инвестиционного раунда планирует получить ещё.

Не надо быть философом, чтобы понять, откуда идут деньги. Крупные бренды, вроде Subway и NBA, ищут у Giphy помощи. Компания Victoria’s Secret заказала редакции Giphy ролики с их последнего показа коллекции белья: закулисные видео с делающей селфи Кендалл Дженнер и танцующими в нижнем белье моделями. Канал HBO использовал Giphy для съёмок конкурса по «Игре престолов». (Giphy обсуждает возможность стать

Читайте по теме: Кто ведет твиттер Барака Обамы?студией по созданию промогифок для компаний). Даже политтехнологи Хиллари Клинтон заезжали в офис Giphy, чтобы получить консультацию о том, как сделать убедительный ролик для её пиар-компании. После этого кампания Хиллари за Америку опубликовала гифки с Клинтон, участвующей в слушании дела по поводу теракта в Бенгази.

Giphy не заняла полностью GIF-рынок. Стартап из Сан-Франциско Riffsy, упрощающий добавление гифок к тексту, привлёк миллионы пользователей. Другой проект, Giffage, представил GIF-клавиатуру. Даже Google решил создать свой собственный инструмент поиска GIF-роликов. Чанга, впрочем, это не сильно расстраивает.

«Вы должны быть частью поп-культуры, а когда смотришь на ребят из Сан-Франциско, то понимаешь: до них явно ещё не дошло, — считает Чанг. — Вы когда-нибудь видели моду родом из Сан-Франциско? Нет! А всё потому, что они не чувствуют, что такое по-настоящему “круто”».

Сегодня проект пытается отточить методы работы. Каждый июль коллектив всем составом едет в Лос-Анджелес, чтобы провести месяц в доме с бассейном. Предполагается, что люди там работают, но на самом деле они там просто отдыхают. Этот месяц, как правило, не самый продуктивный для компании. На ежегодных встречах, где Чанг подводит итоги года, каждый раз вскрывается, что на графике роста компании есть «плоские» места. «Это июль», — говорит он.


Материалы по теме:

Cтартапы и Coca-Cola (в гифках)

Этот парень зарабатывает на создании странных гифок

Почему жив формат «гиф»?

87 сервисов для дизайнеров и разработчиков

14 гифок удивительных технологий

BuzzFeed купил стартап для создания «гифок»

Медиа в Рунете должны зарабатывать по-другому

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно