Top.Mail.Ru
Истории

Google научит иностранные стартапы работать по принципам Кремниевой долины

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Полина Тодорова

Эксперты техногиганта будут давать консультации лучшим стартапам из развивающихся стран, чтобы понять, как продукты Google ведут себя на незнакомых рынках, и распространить миссию своей компании в отдаленных уголках планеты.

Google научит иностранные стартапы работать по принципам Кремниевой долины

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Ву Ван — генеральный директор стартапа в Сан-Франциско. Она родилась во Вьетнаме и относится к подающему надежды классу предпринимателей Кремниевой долины — иммигрантам. По статистике, основателями 51% американских стартапов стоимостью выше $1 миллиарда являются уроженцы других стран.

Ван получила степень магистра бизнеса в Стэнфорде и обзавелась связями с начинающими предпринимателями. Она нашла актуальную проблему, поняла, что других она тоже заботит, и создала компанию, чтобы ее решить. В прошлом году Ван представила на фестивале SXSW свое приложение Elsa Speak и тут же заслужила награду. Со стороны кажется, что у нее сложилась идеальная история из Кремниевой долины.

vu van

Ву Ван. Фото: sxswedu.com

Вот только бизнес Ван не вписывается в модель американских стартапов. Сама Ван — единственный член своей команды, который находится в США. Она работает над приложением — ИИ-ассистентом, который помогает людям, изучающим английский язык, улучшить свое произношение. Ван отправилась во Вьетнам, чтобы лучше узнать потребности своей целевой аудитории. Примерно два года спустя у нее появилась команда из семи человек, причем часть из них находилась во Вьетнаме, а часть — в Португалии.

Ван зовет Сан-Франциско своим домом, но и не отрицает, что остается в нем ради бизнеса, потому что местная экосистема не имеет аналогов.

«Во Вьетнаме преобладают стартапы первого поколения, — объяснила она. — Все еще только пытаются понять, чем они занимаются, и менторам там делать нечего».

Именно поэтому Ван живет в единственном месте на Земле, где всякий раз, отправившись в химчистку, вы обязательно столкнетесь с потенциальным эдвайзором, экспертом, инвестором или будущим сотрудником. Ради этого Ван приходится жертвовать сном и привыкать к разнице во времени.

Фото: http://techloy.com/

Когда Ван впервые услышала об акселераторе Launchpad от Google, она отнеслась к нему скептически. Компания пообещала предоставить зрелым стартапам с развивающихся рынков лучшую в мире поддержку — случись в приложении Ван какая-то ошибка, ее команду тут же бы связали с лучшим экспертом в этой области. И все это абсолютно бесплатно и без каких-либо компенсаций. Ван решила попробовать работать с акселератором Google, ведь несмотря на все плюсы нахождения в Кремниевой долине, запускать продукт во Вьетнаме нелегко.

Приложение Elsa — одна из восходящих звезд иностранных стартапов, и Google планирует найти такие компании, как у Ван, и придать им форму согласно своему видению. Техногигант хочет обучить иностранные стартапы лучшим практикам разработки продукта и ускорить темп их обучения. Эту идею можно назвать стратегической благотворительностью: за свою помощь Google получит доступ к документам, изучит, как ее собственные продукты показывают себя на незнакомых рынках, и сможет распространять миссию своей компании в отдаленных уголках планеты. Со временем стартапы, которым помогла компания, приведут в интернет миллионы людей, которые станут новыми пользователями Google.

«На развивающихся рынках не хватает историй успеха, — считает Рой Гласберг, глобальный менеджер акселератора Launchpad. — Там нужна экосистема».

Иллюстрация: Google

Он попытался объяснить, почему за пределами Кремниевой долины появляется так мало крупных компаний. Гласберг и его коллеги часто повторяют слово «экосистема». Под этим словом они понимают насыщенную атмосферу залива Сан-Франциско, где инвесторы, члены совета директоров, конкуренты и талантливые сотрудники существуют в своеобразном самоподдерживающемся пузыре. По сравнению с этим местом, такие страны, как Индонезия, Мексика или даже Бразилия, выглядят безжизненными пустынями. Кремниевая долина сравнима с плодородной планетой, а в остальной части мира царит негостеприимный климат, как на Марсе или Меркурии.

Читайте по теме: Что делать стартапу в Бразилии?

В Google считают, что в развивающемся регионе вы не получите должных ресурсов, за исключением случаев крупного выхода на IPO или какого-то невероятного приобретения компании. В таких регионах венчурные инвесторы отличаются нетерпеливостью, либо их вообще нет. Талантов там тоже немного — обычно лишь у нескольких местных специалистов есть какой-либо опыт превращения мелкой компании в крупную. Если вы не знаете, где найти хорошего дата-сайентиста, как правильно обсудить условия финансирования в первом раунде и как улучшить конверсию вашего приложения, то вряд ли вы найдете ответы на эти вопросы в развивающихся регионах.

Предприниматели в Google Launchpad Accelerator. Фото: Google

Команда Google под руководством Гласберга собирается проверить, сможет ли она сделать то, что не удалось правительствам стран, региональным технопаркам и грантовым программам — а именно разжечь горнило стартапов по всему миру, чтобы потом оно смогло работать самостоятельно. Для этого Google будет отбирать самые лучшие и проверенные стартапы и оказывать им безвозмездную поддержку в течение полугода (а также выделит им $50 тысяч). Все это время компания будет относиться к стартапам как к неотъемлемой части Google.

Но чтобы получить такую поддержку, стартап должны быть чем-то большим, чем очередная копия уже существующих. Никаких Uber для Филиппин или Tesla для Таиланда. Google будет поддерживать только абсолютно уникальные проекты, которые решают важные проблемы и не уступают стартапам из Сан-Франциско. Компании нужны гении из других стран. Можно сказать, что Google собирается ввести им сыворотку адреналина в виде своей поддержки прямиком с главного корабля предпринимательства.

Фото: Google

Перенос магии Кремниевой долины в другие города — старая практика, которую так любят государственные бюрократы. Но на деле она не показывает особых результатов, считают в Google.

Гласберг объяснил, чем подход Google отличается от остальных:

«Дело в том, что никто не рассматривает развивающиеся рынки как целое, — сказал он. — Когда у вас есть несколько успешных стартапов за рубежом, по возвращении в родную страну все они вносят вклад в свое сообщество, и так возникают различные фонды. Появляется целое сообщество, помогающее другим стартапам. Взгляните на Латинскую Америку — там такого нет, в Бразилии никогда не было крупного экзита, а в Аргентине это случалось лишь однажды. Инвесторы всегда считают стартапы рискованным делом. Зачем же им рисковать и заниматься бизнесом в стране, у которой никогда не было экзита».

Местные венчурные инвесторы, работающие с компаниями развивающегося рынка, стараются быстрее заняться монетизацией проекта, в отличие от венчурных фирм Кремниевой долины. Подход вторых существенно сказывается на разработке продукта (щедрое финансирование позволяет предпринимателям преследовать более рискованные и амбициозные цели). Некоторые инвесторы требуют большую долю в компании, а владельцы стартапа, в свою очередь, осторожнее выбирают сотрудников и предлагают высокие зарплаты вместо доли капитала.

Фото: Google

Проблемы стартапов развивающегося рынка не ограничиваются одним лишь финансированием. На таком рынке нет стартапов, которые вышли на IPO или успешно продались другим компаниям. Там мало (или вообще нет) предпринимателей, которые смогли лично вырастить из фирмы с десятью сотрудниками многотысячную компанию. Проще говоря, в этих странах не хватает опыта успешного предпринимательства.

Поэтому в 2015 году Гласберг начал думать, как Google сможет решить ключевую проблему — отсутствие успешного опыта стартапов на развивающихся рынках. В итоге была разработана следующая стратегия: команда Google находит лучшие стартапы и за две недели программы в Кремниевой долине помогает решить их основные бизнес-проблемы, а затем оказывает удаленную поддержку в течение шести месяцев.

Фото: Google

По словам Гласберга, поддержку получат только зрелые стартапы, у чьих продуктов уже есть здоровая база пользователей. Обычно таким компаниям уже два или три года, иногда в них работает более ста сотрудников, и большинство из них уже прошло несколько раундов финансирования. Многие подобные стартапы уже приносят прибыль. Поэтому команда Google решила не исключать из своего списка стартапы, которые не хотят делиться своей долей, и оказывать не материальную поддержку.

«Подобная модель работы без посягательства на долю капитала позволяет нам выcтупать в качестве акселератора на протяжении всей эволюции стартапа», — пояснил Джош Йеллин, руководитель группы проектов из команды Гласберга. Бывший эколог начал работать в Google в сентябре 2015 года. Сначала он занимался проектами для стартап-сообществ компании, а затем начал работу над созданием акселератора. Многих основателей стартапов смутило слово «акселератор», ведь обычно акселераторы занимаются проектами на ранних стадиях, а Google будет работать со зрелыми стартапами, которые готовы к быстрому расширению. «Сначала мы думали называть себя "масштабатором" (scale-a-rator), но это слово звучало как название какого-то животного, с которым никто не хотел бы встретиться», — вспомнил Йеллин.

google

Иллюстрация: Google

В прошлом месяце в заливе Сан-Франциско прошла двухнедельная программа обучения третьей группы отобранных стартапов. Всего в ней приняла участие 31 компания из девяти стран — от каждого стартапа приехало в среднем по трое сотрудников. В обучении также участвовали примерно 150 менторов — многие из них прилетели с другого конца земного шара, чтобы провести подробный анализ кода, оценить дизайн приложений и тщательно изучить методы подбора персонала в каждом стартапе.

«После каждого занятия мы получаем три типа данных. Все менторы сообщают нам об итогах урока, с какой трудностью они разбирались и какое решение они порекомендовали, — рассказал Йеллин. — С помощью этих отчетов мы можем создать карту, на которой будет видно, что позволяет добиваться успеха стартапам в разных странах».

Участникам программы сообщили, что они могут пообщаться с любым из 50000 сотрудников Google. И это не преувеличение — компания действительно дает такую возможность.

Фото: android-developers.googleblog.com

Рейназран Ройоно, основатель и глава кэшбек-сервиса для Индонезии обратился в акселератор Launchpad, потому что его команда не могла справиться с проблемой, связанной с искусственным интеллектом. Пользователи его приложения могли сканировать чеки, чтобы делать кэшбек, но как только оно начало работать с 5000 магазинами, где использовались разные форматы печати чеков, появились проблемы с их правильным распознаванием. Рейназран запросил консультацию у одного эксперта с Tensorflow, известной ИИ-платформы Google, и выяснил, что никто еще не смог решить эту проблему. «Мы побеседовали с парнем из Tensorflow, и он сказал, что мы пытаемся решить крайне сложную проблему, и предложил свою помощь, — рассказал Ройоно. — Нам помогала не только его команда, но и ребята из Google Brain и ученые».

Иллюстрация: Then One/Wired

А бразильский стартап Portal Telemedicina, который во многом использовал возможности искусственного интеллекта, захотел получить консультацию от самых важных сотрудников Google.

«Я сказал, что хочу поговорить с главой отдела Google по искусственному интеллекту, — сообщил Рафаэль Фигьероа, основатель и глава стартапа. — Меня соединили с человеком из Англии, который, вроде как, это все и придумал. Он знал такие вещи, о которых не прочтешь в интернете!».

Но акселератор не просто помогает решать проблемы. Программа построена так, чтобы благодаря сотням индивидуальных занятий распространить среди стартапов лучшие решения. Главной целью Ван, вьетнамской основательницы стартапа Elsa, было приучить двух коллег из Португалии к порядку Кремниевой долины: уметь быстро менять решения и не бояться запускать неидеальный продукт.

Иллюстрация: Google

Во время одной из встреч с ментором команда обсуждала проблему, которая недавно возникла в приложении — некоторые новые пользователи отваливались на середине регистрации. Разработчики никак не могли понять, как же ее решить. Ментор проекта, специалист по UX Джейкоб Гриншпан, предложил внести на выходных небольшое изменение и посмотреть на результаты. Ван ответила, что подумает над этой идеей, ведь ее команда привыкла принимать решения систематически. Но ментор возразил: «Нет, это ваше домашнее задание на субботу». Команда согласилась, и решение помогло — показатели улучшились на 25%.

Некоторые иностранные стартапы, получившие помощь от Google, уже начинают конкурировать с компаниями Кремниевой долины. Например, Ван недавно смогла увести из-под носа Google инженера, разбирающегося в искусственном интеллекте. Этой сотруднице предлагали работать в Google и Amazon, причем за большие деньги, чем мог предложить стартап Ван. Тем не менее, женщине понравилась миссия компании Elsa и ее потенциал в обществе, поэтому она отказалась от щедрых предложений американских компаний и уехала в Португалию, чтобы работать вместе с командой Ван.

Тем временем Google уже получает выгоду от поддержки стартапов. Чтобы получить поддержку Google, компании должны пройти тщательный отсмотр и предоставить сотрудникам Google всю документацию. Так Google получает финансовые и технические данные об отдельных стартапах и может составить примерную картину развития компании в разных областях.

Участники акселератора из Индии. Фото: inc42.com

Не секрет, что Google разработала множество платформ, полезных для стартапов: Firebase, Tensorflow, Google Cloud. Благодаря акселератору Launchpad у компании появилась внимательная аудитория выдающихся инженеров, которая охотно выслушает обо всех лучших продуктах Google. «Если стартапы начнут пользоваться продуктами Google уже на ранних стадиях, то они вряд ли захотят переключаться на что-то иное, — объяснила Ван. — Это было бы слишком дорого».

Гласберг видит картину немного шире. «Из этой программы Google извлекает две выгоды, — сказал он. — Во-первых, компания сможет понять, что нужно, чтобы стать успешным предпринимателем на развивающемся рынке. Во-вторых, Google может наблюдать за тем, как разработчики со всего мира пользуются продуктами компании и получать бесценные отзывы. Мы сразу же увидим, что работает, а что нет. Это крайне важно, потому что за развивающимися рынками — будущее».

Источник.


Материалы по теме:

Корпоративные акселераторы: зачем это нужно большим компаниям?

Как найти самого крутого инвестора для своего стартапа (а не просто деньги)

Коробка кукурузных хлопьев помогла Airbnb попасть в Y Combinator

Аналитика из Кремниевой долины: инвесторов интересует не только «технологическая мекка»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  2. 2 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  3. 3 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  4. 4 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
  5. 5 «Смотрите на услуги глазами клиента»: просто сказать, сложнее — сделать