Наиль Байназаров

Греческие стартапы: как развивается бизнес, когда экономика в руинах

Курс доллара достиг 70,59 рубля, мировые рынки падают, а вы думаете, куда бежать? Почитайте историю о греческих стартаперах и о том, как им удается строить бизнес на руинах местной экономики.


Афины. Они сидят в тенистой аллее и сосредоточенно стучат по клавиатурам своих ноутбуков. Два друга детства заканчивают работу над восьмым по счету общим интернет-проектом. Сервис поиска и рекомендации отелей под названием Travelmyth.com был запущен в ноябре прошлого года и уже начал приносить прибыль.

Это была бы типичная история успеха из мира интернет-бизнеса, если бы не место действия. Греция — страна, ставшая воплощением экономического кошмара, долгое время игнорировавшая вызовы глобальной конкуренции, место погребения надежд и чаяний целого поколения.

И все же горстке предпринимателей удается справляться с тяжелым наследием новейшей греческой истории и добиваться успеха, хотя Греция готовится к новому витку ужесточения бюджетной экономии и изменению законодательства.

В то время как депутаты парламента, профсоюзы и синдикаты ругают план спасения греческой экономики, называя его позорным отказом от национального суверенитета, молодое поколение предпринимателей преодолевает косность и отсталость местной бизнес-культуры.

http://static01.nyt.com/images/2015/07/19/world/ATHENS1/ATHENS1-articleLarge.jpg

«Куб» — один из немногих местных бизнес-инкубаторов и коворкинг-пространств для малого предпринимательства. Фото: Eirini Vourloumis для New York Times.

Представители молодого поколения предпринимателей мало интересуются текущей политической и идеологической дискуссией, но готовы принять реалии, возникшие вследствие навязанной политики кредиторов Греции, в том числе законодательную мешанину из протекционистских правил, налоговых льгот и специальных условий, которые давно препятствовали конкурентоспособности страны.

«Наши клиенты — не греческие компании, поэтому успех нашего проекта никак не зависит от Греции, — говорит один из основателей проекта Travelmyth, 35-летний Стефанос Васдекис. — Все зависит от того, сможем ли мы конкурировать в международной среде».

Из-за безработицы, которая теперь достигает уровня 50%, греческая молодежь оказывается перед трудным выбором: либо покинуть страну и присоединиться к утечке мозгов в Западную Европу, либо оставаться на родине и вести неравную борьбу за средства к существованию. Традиционные отрасли экономики страны сильно страдают от рецессии и мало что могут предложить в плане заработка, так что для многих молодых людей лучшим вариантом становится госслужба, работу в которой можно получить через покровительство одной из политических партий.

И все же немногие пытаются возродить местные традиции предпринимательства и построить свой бизнес, несмотря на все трудности.


По теме: Как отразится кризис в Греции на российских предпринимателях?


В Афинах появилось по меньшей мере полдюжины инкубаторов для малого бизнеса и коворкингов, став местом обитания новых компаний с общим количеством сотрудников примерно в 20 человек.

Ряд благотворительных организаций спонсируют различные конкурсы и предоставляют молодым греческим предпринимателям первоначальные инвестиции. Среди них — «Греческая инициатива» — некоммерческая организация, получающая финансовую поддержку от греков, живущих за рубежом.

«Греческая инициатива» в июне этого года провела венчурную ярмарку, на которой 19 стартапов и действующих греческих компаний в поисках капиталовложений и новых связей провели презентации перед зарубежными инвесторами. Среди претендентов — лаборатория исследования безопасности косметики, предприятие по производству складных велосипедов и сайт аукционов наподобие eBay, на котором продают судовое топливо. На ярмарку съехались инвесторы из Европы, Соединенных Штатов и Австралии.

http://static01.nyt.com/images/2015/07/19/world/ATHENS2/ATHENS2-articleLarge.jpg

Димитрис Г. Калаврос-Гусиу — соучредитель одного из коворкингов. Фото: Eirini Vourloumis для New York Times.


На самом деле проблемы, с которыми столкнулась Греция, — слишком масштабные, чтобы их можно было решить усилиями одного все еще крохотного сектора экономики. Но, как считают некоторые эксперты, это может стать первой ласточкой.

«Существует разрыв между старой и новой школой», — говоррит Джереми Даунворд, директор по инвестициям компании Alpheus Advisors. В 1989-2001 годах он также был партнером-основателем первого греческого инвестиционного банка Alpha Finance.

«Разумеется, многие из этих идей со временем канут в небытие, — говорит Даунворд. — Но я все же верю, что часть из них выживет и принесет плоды. Есть много действительно умных ребят, ребят с мотивацией, рвением, драйвом, жаждущих действия и с хорошими бизнес-идеями».

Один из инкубаторов для новых бизнес-проектов Греции был создан правительством Нидерландов — интересный момент, учитывая, что голландский министр финансов Йерун Дийссельблем стал одиозной для греков фигурой за свою жесткую позицию в переговорах по урегулированию долгового кризиса. Посольство Нидерландов совместно с местными фондами и голландскими компаниями, имеющими производства в Греции, такими как Heineken, основало бизнес-инкубатор под названием Orange Grove («Апельсиновая роща») в центре Афин.

В этом месте царит оживление даже в 7 часов вечера пятницы. Дюжина молодых людей и девушек работают за компьютерами и проводят встречи в помещении на первом этаже промышленного здания. Они игнорируют стоящий здесь торговый автомат с пивом Heineken и свежезаваренным кофе. На журнальном столике разложены буклеты и визитки разных фирм, среди которых — компания Bloode, позиционирующая себя как онлайн-сервис для доноров крови.

Начинающие бизнесмены лишь недавно стали занимать пустующие промышленные здания в афинском районе Гази. В коворкинге под названием Found.ation пятеро предпринимателей. Всем около 20 лет, не считая одного соучредителя, который проходит обязательную службу в армии. Они работают над созданием молодежной маркетинговой сети Hangover Media.

Один из их успешных проектов — сайт Neolaia.gr, на котором размещается информация о развлечениях, вакансиях и даже тест на гнев. Сайт зарабатывает на так называемой «нативной рекламе» — спонсорских статьях и блоках, которые авторы пишут по заказу компаний, ориентируясь на молодежную аудиторию.

«Говорить все время о кризисе, обо всех негативных аспектах экономической депрессии в нашей стране — не очень полезно, — говорит соучредитель коворкинга Found.ation Димитрис Г. Калаврос-Гусиу. — Наоборот, нужно начать строить что-нибудь позитивное, причем позитивное и для бизнеса, и для общества».

Они были бы не против, если бы правительство поддержало их финансово, но привыкли на это не надеяться. Вместо этого кое-какие инвестиции начали поступать из частных источников, в некоторых случаях — через программы ЕС.

33-летний инженер Георг Циралис вошел в инвестиционный бизнес пять лет назад, когда он вместе с партнером основал фонд Openfund. Они инвестируют в хайтек-компании, базирующиеся в Греции и ориентированные на международный рынок. В настоящее время в фонде состоят пять партнеров, которые управляют 15 миллионами евро.

Среди их недавних инвестпроектов — Taxibeat — популярное в Греции приложение для совместных поездок, аналог Uber, и Workable — платформа для поиска сотрудников, которую сейчас используют более 2000 компаний малого и среднего бизнеса в 39 странах.

«Мы доказали, что порой самые интересные компании появляются, скажем так, в экзотических местах, вроде Греции, — говорит Циралис. — Мы берем все положительное, что появляется в этой стране, и не беспокоимся по поводу всего отрицательного».

Одна из положительных сторон — это наличие образованной, квалифицированной рабочей силы, которая, ввиду неблагоприятных экономических условий обходится работодателям сравнительно недорого. «Зарплаты в Греции намного ниже, чем в остальной Европе, а наемные сотрудники гораздо более лояльны к своим работодателям», — говорит Циралис.

Для интернет-предпринимателей вроде Стефаноса Васдекиса и его партнера по проекту Travelmyth Джона Нусиса готовность к переменам — естественное состояние. Они уверены, что Греция больше не может рассчитывать на благосостояние, которое раньше обеспечивали традиционные столпы местной экономики — судоходство, оливковое масло, сыр и туризм.

Эти двое предпринимателей открыли свою первую компанию еще будучи студентами, в 1998 году, и с тех пор почти каждый год запускают новый проект. Некоторые из них оказались успешными, другие провалились, но все это время друзья могли обеспечивать себя и находить средства, чтобы вкладывать в новые начинания.

Travelmyth почти полностью работает в режиме онлайн. Основатели проекта сохраняют аренду рабочих мест в пространстве бизнес-инкубатора, но его постоянно меняющийся по численности коллектив — от 5 до 15 человек — работает дистанционно. Но все же остаются бюрократические препоны, с которыми бизнесменам, к своему ужасу, по-прежнему приходится сталкиваться.

Васдекис говорит по этому поводу: «Мне становится противно каждый раз, когда приходится ехать в налоговую».

Источник.


По теме: Российский венчур вступил в стадию острого кризиса — RMG



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно