Полина Тодорова

Как построить «железный» стартап: опыт главы компании Lytro

Джейсон Розенталь, глава компании Lytro по производству камер и разработке соответствующего ПО, рассказывает о своем опыте запуска «железного» стартапа.


В самом начале создания «железных» стартапов вы не понимаете, будет ли вообще работать основная технология, необходимая для вашего изобретения. Вас могут неожиданно сбить с толку законы физики, биологии и закон Мура. Создание выигрышного продукта уже само по себе нелегкое дело, а «железным» стартапам приходится сталкиваться с еще большими препятствиями.

Со всем этим я столкнулся в работе над компанией Lytro, которая занимается производством камер нового типа и разработкой программного обеспечения для создания фильмов, телепередач и продуктов виртуальной реальности.

lytro

Фото: Lytro

Мы в Lytro хотим открыть новые творческие возможности в виртуальной реальности и съемке традиционных фильмов и телепередач. Благодаря Lytro Cinema кинорежиссеры и операторы-постановщики получат больше контроля над качеством кадра — они смогут корректировать фокус, экспозицию и частоту смены кадров на стадии пост-продакшна (обычно обо всем этом приходилось думать в процессе съемки). Для этого нам надо было разработать датчик изображения с самым высоким в мире разрешением и частотой смены кадров, а также целый новый класс алгоритмов визуализации. Когда мы только приступили к работе, мы вообще не знали, можно ли будет реализовать хоть что что-то из этого.

Компаниям, которые сталкиваются с подобными испытаниями, приходится отказываться от традиционных правил работы стартапа. Вот уже многие годы основатели руководствуются книгами вроде «Бережливый стартап» Эрика Райса. В них обычно изложены классические принципы создания успешных продуктов и компаний. Благодаря стремительному росту количества пользователей и резкому снижению затрат на инфраструктуру (например, с помощью сервисов облачных вычислений от Amazon) любой предприниматель может быстро и недорого переделать какую-нибудь идею, чтобы итоговый продукт соответствовал рынку. Бум смартфонов и социальных сетей позволяет молодым компаниям с легкостью найти свою целевую аудиторию. Все это прекрасно, но такие общие правила не подходят для «железных» стартапов.

Фото: Lytro

Мне пришлось научиться мыслить абсолютно иначе. 

При создании «железного» стартапа я извлек некоторые уроки. Несмотря на то, что все эти примеры относятся только к моей компании, я уверен, что они подойдут и для других стартапов, которые пытаются разработать абсолютно новую революционную технологию.

1. Начните с разработки минимального подтверждения работоспособности вашей идеи

В процессе производства очень часто выделяют фазу создания минимально жизнеспособного продукта (MVP). Такой продукт создают, чтобы узнать реакцию ранней группы потребителей. Обычно процесс разработки происходит быстро и недорого и позволяет проложить дорогу к успеху.

Но этот метод не работает с «железными» стартапами. Очень часто (если даже не всегда) ваша компания пытается решить проблему, с которой никто в мире не смог справиться. Поэтому вам нужно найти самый быстрый и дешевый способ доказать, что ваше решение проблемы вполне осуществимо.

Фото: Lytro

Идеальный пример — случай, который произошел в нашей компании в начале 2015 года. Тогда мы начали разработку датчика обнаружения светового поля, который должен был располагаться в самом центре нашей системы. Камера светового поля может захватывать не только интенсивность света, как обычная камера, но и прочие характеристики света в кадре, например, направление его движения.

Фото: Lytro

Для достижения наших целей нам нужно было сделать 755-мегапиксельный датчик, который смог бы записывать с частотой 300 кадров в секунду. То есть это устройство должно было быть в 90 раз лучше текущего стандарта в индустрии, равного примерно 8,3 мегапикселя. На самостоятельную разработку такого устройства ушло бы более трех лет, и нам бы пришлось потратить более $10 миллионов — причем не факт, что у нас бы вообще что-либо получилось. В первую очередь, нам нужно было узнать, реально ли воплотить эту идею в жизнь.

Ариель Бронштейн, директор по продукту Lytro

Вместо того чтобы создавать датчик с нуля, наша команда решила соединить несколько стандартных датчиков изображения в один гигантский цельный датчик.

Сначала мы решили определить, сможем ли мы подключить друг к другу два датчика, и будут ли они так работать. Для этого пришлось поработать с поставщиками и заняться калибровкой. Вот первое тестовое изображение, которое удалось получить нашей команде:

lytro

Джим Мигдал, вице-президент по развитию бизнеса Lytro, позирует для первого тестового изображения камеры Lytro Cinema

Полученные результаты дали нам уверенность в том, что мы можем перейти к следующему шагу, а именно к созданию небольшой системы захвата светового поля. Мы решили оставить такое же разрешение, как и в первом тестовом образце, а затем добавили дополнительное ПО и оборудование. В итоге получилась целая система захвата светового поля. Наш проект носил кодовое имя Trillion, поэтому мы назвали прототип Mini-T.

lytro

Испытания прототипа Mini-T

С помощью Mini-T нам удалось сделать ряд демоверсий продукта и подтвердить работоспособность нашего концепта. Это дало нам уверенность в том, чтобы перейти к разработке полноценной системы.

Мы занялись созданием первой версии продукта. На это ушло восемь месяцев. В апреле 2016 года мы представили ее на выставке Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), то есть примерно через год после старта.

lytro

Толпа на презентации Lytro Cinema на выставке Национальной ассоциации телерадиовещателей в 2016 году

2. Работа с поставщиками не убивает вас, а делает сильнее

Одной из самых больших проблем «железного» стартапа является отсутствие критически важных деталей на рынке — иногда их просто не существует в мире.

Когда я только открыл Lytro, я наивно полагал, что для решения проблемы мне нужно будет просто съездить в китайский город Шэньчжэнь, обратиться в какой-нибудь производственный центр, пообщаться с ведущими поставщиками, либо попросить слегка изменить уже существующие на рынке детали. В конце концов, разве поставщики откажут компании из Кремниевой долины, которая собирается создать нечто крутое и революционное?

lytro

Шэнчжэнь, китайская столица по производству деталей для мира технологий. Фото: Getty Images

Как оказалось, я жестоко ошибался. На самом деле, очень тяжело понять, кто из производителей делает что-либо, хотя бы отдаленно похожее на то, что вам нужно. Крупные технологические компании обычно пользуются своим влиянием на рынке, чтобы у конкурентов не было доступа к их самым важным деталям. Особенно часто такая стратегия применяется в индустрии производства смартфонов — большинство продуктов различается из-за конкуренции между разными видами дисплеев, линз, оптики, корпусов и других деталей.

Столкнуться с таким впервые — ужасно. Нам пришлось искать нужную комбинацию датчиков изображения, электроники для камер и оптики. Очень часто мне казалось, что мы никогда не найдем то, что нам надо, и на этом компании придет конец.

lytro

Прежде чем наконец найти желаемое, нам пришлось протестировать не один набор датчиков и электроники

Со временем я начал воспринимать эту проблему как веселую часть процесса изобретения. Она напоминала и охоту за сокровищами (нужными производителями), и своеобразную загадку. Мы научились менять дизайн нашего продукта, чтобы он соответствовал найденным деталям. Часто, когда вам удается в первый раз решить эту загадку, у вас возникает множество идей по улучшению дизайна продукта, и в итоге вы можете получить конкурентное преимущество. Кстати говоря, мы нашли самых лучших поставщиков не в Азии, а в США и Европе.

3. Путь от прототипа к готовому продукту гораздо труднее и длиннее, чем кажется

Итак, вы создали успешный прототип революционного продукта. Все его ключевые функции работают, как надо, или даже лучше. Первые потребители, которые опробовали прототип, в восторге. Вы уверены, что сможете перевернуть всю индустрию и полностью поменять образ жизни человека. Остается лишь одна проблема — вам надо превратить прототип в функциональный продукт, готовый к тщательной проверке покупателями.

Фото: Lytro

Нелегко вычислить, сколько на это уйдет времени, стараний и денег. По моему опыту, в случае с «железными» стартапами это особенно тяжело. Главный совет — прикиньте затраты времени и денег по самым скромным подсчетам и удвойте это число. Дело в том, что разработка абсолютно нового «железа» и ПО — это, по сути, игра с неизведанным.

Во время работы над Lytro Cinema мы обнаружили, что практически каждую часть нашей системы, включая механические детали, электронику и оптику, нужно будет несколько раз значительно переработать, чтобы итоговый продукт отвечал потребностям будущих клиентов. Нашей целевой аудиторией были производители крупнобюджетных фильмов и телепередач. Разумеется, они являются самыми требовательными клиентами в мире в плане технологий и возможностей для творчества. А ведь еще нам нужно было разработать программное обеспечение и произвести калибровку.

Многие начинающие руководители «железных» стартапов сильно недооценивают количество времени и денег, которые уходят на эту фазу производства. Я общался со многими стартаперами, которым удалось запустить проекты на Kickstarter и получить предзаказы продукта. По их словам, именно эта фаза доведения прототипа до готового продукта у большинства фирм длится на несколько месяцев и даже лет дольше, чем они изначально планировали.

4. Тише едешь, дальше будешь

Когда вы запускаете «железный» стартап, вам приходится задумываться о множестве интересных идей, которые могут оказать большое влияние на общество. В этой сфере не такая жесткая конкуренция, чем в других мейнстримных отраслях. В этой игре побеждают терпеливые люди, которые действуют наперекор мантре Кремниевой долины о гипер-росте. Если вы создаете революционный продукт или компанию, которая основывается на совершенно новой технологии, важно внимательно выбирать первых клиентов.

Именно поэтому в основу нашего бизнеса легла забота о счастье первых потребителей. Если вы начнете с 20 клиентов и более, то будете сильно рисковать. Почему лучше начать с малого? Потому что самые первые довольные клиенты станут вашими лучшими союзниками и помогут вам привести новых покупателей. Гораздо проще изучить желания небольшого количества клиентов и внести в продукт все неизбежные изменения, чем слушать пожелания многих.

Фото: Lytro

Любая технологическая инновация основывается на предыдущей. В наше время появляется все больше предпринимателей с амбициозными и революционными идеями. Низкая стоимость облачной обработки данных, расцвет машинного обучения и быстрое развитие геномики открыло перед нами новые проблемы, которые можно решить с помощью компьютеров. Благодаря доступности глобальных поставщиков деталей и оборудования, производство физических продуктов происходит быстрее и дешевле. «Железные» стартапы пользуются этими новыми возможностями. В итоге технологии, программное обеспечение и биология работают сообща на таком уровне мастерства, которое невозможно было бы представить пять или десять лет назад.

Чтобы добиться прогресса во всех этих отраслях, нам нужно принять новую идею о том, как нужно создавать успешные компании. Такова наша теория победы и первый шаг на пути к ней. 

Источник.


Материалы по теме:

«Мы всё перепробовали». История о поиске идеального дата-центра

Что заставит Autodesk инвестировать в стартапы

Как запустить «железный» стартап?

Кто инвестирует в hardware?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно