Top.Mail.Ru
Истории

Производство в Москве: своя рубашка ближе к сбыту?

Истории
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Мало кто знает, что в столице работает около 10 тысяч производств. Московские предприниматели рассказали Rusbase, какие проблемы и преимущества получают промышленные предприятия внутри МКАД.

Производство в Москве: своя рубашка ближе к сбыту?

По официальным данным, производственной деятельностью в столице занимаются порядка 10 тысяч предприятий. В первой половине 2015 года промышленность в Москве сильно просела — индекс промышленного производства упал на 12,8%. А в прошлом году, по данным Мосгостата, прибыль производственных компаний Москвы снизилась на 53 млрд рублей.

Между тем чиновники объявили курс на развитие столичной промышленности. В феврале глава городского департамента экономической политики и развития Максим Решетников рассказал о планах возвращения реального производства в промзоны. В июле Мосгордума приняла в первом чтении новый закон «О промышленной политике Москвы». Документ, который сейчас дорабатывается, определит дальнейшее развитие производственной инфраструктуры в Москве. В частности, он позволит предприятиям объединяться в промышленные кластеры, чтобы претендовать на льготы. После 15 лет развития торговли пришла очередь промышленной составляющей, говорил Максим Решетников в недавнем интервью изданию The Village. «Нужно вернуть в город промышленность», — подчеркивал он.

Власти собираются стимулировать малые и средние производства различными льготами. Как указано на сайте городского департамента науки, промышленности и предпринимательства, производственникам дают субсидии на обучение специалистов, получение международных сертификатов качества, лизинг и кредиты (особенно на приоритетные инвестпроекты).

Особой поддержкой пользуются технополисы и индустриальные парки. Для их резидентов (всего более тысячи компаний) в течение 10 лет действуют сниженная ставка налога на прибыль и нулевая ставка налога на имущество.

Приказ об очередном отборе компаний-получателей субсидий вышел 30 июля. Кроме того, на днях Центр инновационного развития Москвы начал отбор претендентов на льготный инжиниринг и консалтинг.

Озадачившись спадом показателей при всей масштабности господдержки, Rusbase узнал, как сейчас идут дела у небольших московских производств. Наши собеседники из различных сфер рассказали, какие плюсы и минусы они видят в расположении промышленного предприятия в столице.



Итак, вот что заботит московских промышленников:

Turkov

Предприниматель Олег Турков запустил производство климатических систем в 2009 году. Оборудование, электронику и софт компания разрабатывает сама. Все это делается силами 15 сотрудников и еще нескольких внештатников. Прямо сейчас в Turkov работают над модулем для подключения к системам умного дома.

Компания делает упор на энергоэффективность. Климатическое оборудование Turkov охотно покупают владельцы коттеджей, в том числе сибиряки, которых привлекает специальная линейка для низких температур. Промышленные установки приобретают крупные предприятия, озабоченные энергоэффективностью. Время от времени компания выполняет особые заказы — например, климатические системы для центров обработки данных, которых охлаждают сервера за счет уличного воздуха, без использования кондиционеров.

Как говорят в Turkov, сейчас их ниша растет, так что продажи компании удваиваются каждый год. Поскольку комплектующие они производят сами или закупают в России, ослабление рубля им очень на руку. Сейчас за плечами компании - более 300 объектов различной степени сложности по всей территории России, а также в Казахстане и Белоруссии.

Главные беды московских производств — высокие арендные ставки и дорогая рабочая сила, считает глава компании Олег Турков. Осенью ставка так взлетела, что ему пришлось перенести офис ближе к производству.

Сложность даже не в высокой заработной плате и аренде, а в налогах, которые сразу прилипают к этим тратам. Чем больше расходов, тем больше налогов, вот тут и кроется вся проблема. Для меня непонятно, почему они такие большие: производство невозможно развивать с заработанных денег, лизинг стоит дорого, кредиты стоят дорого, все вокруг стоит дорого. Короче, я и сам не понимаю, как мы развиваемся — прорываемся на упорстве.
Олег Турков гендиректор компании
image description

Зато в таком крупном деловом центре, как Москва, легко находить нужных специалистов и договариваться о встречах - все крупные компании имеют здесь представительства, рассуждает Турков. Многие потенциальные клиенты хотят посмотреть на производство своими глазами, и такая возможность благотворно сказывается на продажах.

Почти все крупные профильные мероприятия проходят именно в Москве - это, конечно, большой плюс. Но тенденция сейчас такая, что в России появляются и другие центры притяжения: Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар и так далее.
Олег Турков гендиректор компании
image description

С институтами развития предпринимательства Москвы компания Turkov взаимодействовала лишь однажды: в прошлом году она получила от ГБУ «Малый бизнес Москвы» субсидию на 500 тысяч рублей. Через пару месяцев эта сумма вернулась государству в виде налоговых отчислений.

REC

Московская фирма REC производит расходные материалы для 3D-принтеров, работающих по технологии послойного наплавления (fused deposition modeling). Штат компании, расположенной в технопарке «Сапфир», насчитывает 9 сотрудников. Текущее оснащение производства REC позволяет выпускать до 3,5 тонн продукции в месяц.


Ее крупнейшие потребители — различные производственные и дизайнерские организации, автомобильные тюнинг-ателье, конструкторские бюро и строительные компании. Сырье для 3D-печати покупают и физические лица: технические энтузиасты, начинающие инженеры, родители, заинтересованные в творческом развитии своих детей. REC продает свою продукцию по всей России, в странах СНГ и Евросоюза.

Основным преимуществом работы в Москве гендиректор REC Никита Гаврилов считает экономию на логистике. «Далеко не все транспортные компании согласны выезжать за МКАД или их стоимость услуг увеличивается в несколько раз, — рассказывает он. — Наш офис продаж и шоу-рум расположен практически в одном здании с производством, что значительно удешевляет логистику. К тому же сотрудникам проще добираться до места работы».

В компании ценят поддержку ГБУ «Малый бизнес Москвы». По их словам, организованные чиновниками образовательные мероприятия помогают развиваться, знакомя с российским и зарубежным опытом производства. По мнению Никиты Гаврилова, столичные программы поддержки предпринимательства облегчают ведение бизнеса в Москве. «Если есть грамотная цель, светлая голова и упорство, все получится», — советует он начинающим.

В пределах МКАД не так много доступных производственных помещений, которые отвечают необходимым требованиям. Технопарки очень здорово помогают решить этот вопрос для малых и средних предприятий.
Никита Гаврилов гендиректор REC
image description

Для совершенствования московского бизнес-климата в компании REC предлагают развивать качественное предпринимательское образование с мощным практическим блоком.

Triton Bikes

Цех по производству кастомных рам и велосипедов Дмитрий Нечаев открыл в 2012 году. Сейчас в его мастерской работают 8 человек. В этом году они рассчитывают построить 180 рам и 20 велосипедов индивидуальной сборки. Продукция Triton Bikes продается в 25 странах, но лучше всего — в России, США, Австралии, Швейцарии, Германии и Великобритании. Компания ориентируется на увлеченных велосипедистов — как полупрофессионалов, так и любителей.

Говоря о недостатках работы в Москве, в Triton Bikes первым делом указывают на дорогую аренду. До ослабления рубля аренда аналогичного цеха в Портленде была гораздо дешевле, чем в Москве, рассказывают в мастерской.

В отличие от европейских и американских коллег, мы не можем переехать за город, потому что потеряем время из-за отсутствия инфраструктуры. Работники из Москвы не хотят ездить по два часа в одну сторону, чтобы добраться в условный Климовск. А в условном Климовске нет нужного персонала. Я как директор тоже туда не поеду — жалко расходовать жизнь на пробки. И клиенты не поедут. И сварочный газ там не купить, а доставка будет стоить дороже газа. Поэтому мы в Москве.
Дмитрий Нечаев основатель Triton Bikes
image description

Еще одно препятствие в работе столичных предпринимателей — трудности с размещением производства. «Вроде нашел место под цех, а потом узнаешь, что на этом месте будет проходить четвертое транспортное кольцо или построится жилой квартал», — делится глава мастерской. Идеальным решением этой проблемы Нечаев считает современные промзоны на окраинах. Он приводит в пример Милан, где на такой территории бок о бок работают поставщик велосипедных труб и производитель велосипедной формы.

С курирующими бизнес чиновниками Triton Bikes не взаимодействуют, опасаясь, что бумажная волокита замедлит их рабочий ритм. При этом они считают Москву оптимальным местом для развития своего дела.

Наверное, если в России делать небольшой бизнес, то Москва лучшее место. Тут есть все. Круглосуточно. Всегда. Тут есть клиенты, которые хотят качественное изделие и готовы за него заплатить. Построить конкурентный бизнес всегда очень сложно. Москва тут скорее в помощь. Если опустить макроэкономические факторы, такие как слабый рубль и общая рецессия, то с бизнес-климатом именно в Москве все хорошо. Все будут говорить, что государство должно это и то. По факту ничего государство не должно.
Дмитрий Нечаев основатель Triton Bikes
image description

Часовая мануфактура Константина Чайкина

Петербургский радиотехник Константин Чайкин занялся производством часов в 2003 году. Известность к нему пришла, когда он разработал уникальные настольные часы с вечным календарем и указателем православной Пасхи (одни из них были заказаны для патриарха). В 2010 году Чайкин был принят в действительные члены швейцарской Академии независимых часовщиков. В 2012 году, когда московский часовой завод «Ника» стал инвестором Чайкина, он перевез свою мануфактуру в Москву.

Часовое ателье Чайкина производит люксовые настольные и наручные часы собственной разработки. У компании больше 50 патентов на различные усложнения часовых механизмов. Сейчас в мануфактуре работают около 40 человек. В год предприятие производит около 20 эксклюзивных часов и 4-5 тысяч часовых механизмов для партнеров. Продукция бренда Konstantin Chaykin предназначена для настоящих ценителей часового искусства — судя по профильным сайтам, все модели дороже миллиона рублей. Официальные точки продаж расположены в России, Германии и Китае.

К минусам ведения бизнеса в столице Константин Чайкин относит высокий уровень арендной и заработной платы, к плюсам — покупательную способность москвичей и обилие специалистов. Кроме того, производство в Москве облегчает личное общение с клиентами, что важно для luxury-сегмента.

Если конкуренция не очень высокая, то здесь может быть проще, чем в других регионах, ввиду большей платежеспособности населения. Все зависит от специфики бизнеса. Если производство имеет налаженный сбыт, его логичнее расположить в регионе, где заработная плата и аренда в три-четыре раза ниже, чем в Москве. Но только при наличии необходимых специалистов.
Константин Чайкин глава часовой мануфактуры
image description

С институтами развития предпринимательства часовая мастерская не взаимодействует. Деятельность импортозамещающего предприятия облегчило бы упрощение временного вывоза и экспорта продукции, содержащей драгоценные металлы, отмечает Чайкин. Также предприниматель сетует на нехватку профильных кадров.

Остро ощущается нехватка подрядчиков и высококвалифицированных специалистов металлообработки. Первое приводит к необходимости производить все на своем предприятии, второе — к высоким затратам на обучение специалистов.
Константин Чайкин глава часовой мануфактуры
image description

«Лед-Эффект»

Компания с 2010 года разрабатывает и производит светодиодные световые приборы. Производственные мощности «Лед-Эффект», расположенные в Москве и Азове, в месяц выпускают более 50 тыс. различных светильников. Сейчас на предприятии работает около 90 человек.

Ассортимент «Лед-Эффект» охватывает световые решения для жилищно-коммунального хозяйства, офисов, школ, больниц, заводов, складов, парковок, магазинов, дворов, улиц, автозаправок и других объектов. Компания замыкает на себе полный цикл производства — от разработки источников питания и изготовления корпусов светильников до испытаний в светотехнической лаборатории. На майском фестивале «Сделано в Москве» компания представила системы управления освещением, позволяющие экономить до 90% электроэнергии.

Содержать производственную площадку в Москве дорого, признают в компании. Столица предполагает соответствующий уровень затрат на аренду, коммунальные платежи и зарплату персоналу.

Зато доступ к лучшим кадровым ресурсам помогает поднять планку производимой продукции на более высокий уровень. А высокая концентрация бизнеса в Москве удобна для организации работы с ключевыми партнерами.
Елена Тихомирова продакт-менеджер «Лед-Эффект»
image description

Впрочем, по ее словам, сейчас торговля и профессиональное общение происходит в интернете, что несколько нивелирует преимущества расположения завода в Москве.

Столичное производство «Лед-Эффект» находится на территории технопарка «Мосгормаш». Компания входит в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, активно участвует в государственных выставках и мероприятиях.

«Москва дает максимум возможностей для реализации предпринимательских идей, но здесь очень сложно функционировать уже существующим системам, — полагает Елена Тихомирова. — Хотя льготы и организационная поддержка, предоставляемые нам как резиденту технопарка, значительно сглаживают издержки столичного производства».

Прозрачности московской бизнес-среде, по ее мнению, придаст законодательная база, учитывающая реальные интересы предпринимателей, а также снижение административных барьеров.

BioFoodLab

Выпускница МВА Елена Шифрина запустила производство батончиков Bite в 2012 году. Орехово-фруктовые батончики адресованы приверженцам здорового питания (поскольку не содержат сахара и консервантов) и позиционируются как натуральный продукт для перекусов.

В команде BioFoodLab работает 20 человек. Сегодня предприятие производит около 2 млн батончиков в год. В мае мэр столицы Сергей Собянин вручил Шифриной премию «Сделано в Москве» в номинации «Лучший проект в сфере ритейла».

Кроме высокой арендной ставки, в Москве для предпринимателя нет никаких проблем, уверена глава компании. Хотя дальнейшее разрастание мегаполиса может поставить будущее производства под сомнение, допускает она.

Есть риск того, что по мере расширения города будет выгоднее снести производство у арендодателя и построить бизнес-центр. Но в ближайшем будущем нашей экономике такой скорый рост не грозит. По крайней мере, политики обещают ещё года три.
Елена Шифрина основатель BioFoodLab
image description

По ее словам, производство в Москве упрощает логистику и дает возможность лично контролировать процесс создания продуктов. «Для меня важно приезжать на производство несколько раз в неделю», — говорит Шифрина.

Для улучшения городской бизнес-среды она предлагает сделать предпринимательскую инфраструктуру понятнее для широкого круга людей.

Хотелось бы, чтобы замечательные московские технопарки были приспособлены не только для IT-компаний, но и для пищевых, текстильных и других производств, и более понятны рядовым предпринимателям.
Елена Шифрина основатель BioFoodLab
image description



А вы бы хотели запустить свое производство в Москве?


Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Новые технологии, ESG-принципы и пустующие дома: как развиваются техногорода в России
  2. 2 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  3. 3 Хотите построить бизнес на 3D-печати? Вот что нужно знать
  4. 4 На 95% дешевле: в чем эффективность 3D-печати для современного бизнеса
  5. 5 МЭИ напечатает самолёты: молодые учёные представили инновационный 3D–принтер
Deep Food Tech Conference 2024
Все о новой food tech реальности
Стать участником