Артем Франич

Год назад я основал свою компанию: вот мои впечатления

Спустя год со дня запуска Mapme (сервис по созданию карт), его основатель Бен Ланг решил поделиться своими наблюдениями о работе стартапера. Опираясь на собственный опыт, он советует, как наладить коммуникацию с командой, как поступать с инвестициями и на какие конференции действительно стоит ездить.


В течение последних нескольких лет я занимался множеством вещей: работал в различных стартапах, зарабатывал деньги в венчурном фонде, служил в израильской армии, продавал вещи на eBay, делал сайты и занимался организацией мероприятий. Вне всяких сомнений, за последний год я многому научился.

Однако до создания Mapme я никогда ничем не руководил, не искал инвесторов и не запускал продукт. В самом начале пути я внезапно испугался. Мы только что наняли первых сотрудников, и я сразу задумался, какими будут наши с ними отношения. Мы оформили конвертируемый займ, и сразу пришла мысль «и что теперь». Нам нужно показать рост. Как это сделать?

К счастью, рядом со мной плечом к плечу стояли соучредители, эдвайзоры, сотрудники и друзья, гораздо опытнее меня самого. Без них, я думаю, наш проект давно потерпел бы крах. 

С самого начала я пытался записывать те выводы, что я делал, ошибки, которые совершал, и мысли, приходившие в голову. Это единственный способ становиться лучше, который я знаю. После того, как мы, наконец-то, доделали приложение и выложили отчёт для инвесторов, я решил поделиться своими размышлениями по поводу создания своего проекта. Кому-то они могут показаться слишком очевидными, но как начинающему предпринимателю, мне понадобилось время, чтобы понять эти «очевидные вещи». Надеюсь, что кому-то мои мысли помогут лучше понять себя и свои цели.

Управление

  • Учредитель служит своей команде — не наоборот. На его ответственности — счастье и мотивация команды.

  • Жёсткие временные рамки убивают всякую мотивацию. С помощью сервисов Slack или Drive сегодня работать можно где угодно. Навыки коммуникации также очень важны.

  • Также мотивацию убивает микроменеджмент. Постарайтесь избежать этого. Хорошая «дорожная карта» помогает справиться с проблемой.

  • Делайте всё, что можете, для своих сотрудников. Урезайте свою зарплату, проезжайте по 300 км — что угодно для тех, кто с вами работает. Даже самое малое может дать позитивный эффект. Они ответят вам тем же.

  • Слушайте. У вашей команды могут быть волшебные идеи. Не позволяйте им исчезнуть. Большая часть всего хорошего, что происходит сегодня с Mapme, появилась благодаря идеям моей команды.

  • Поощряйте обучение, новые технологии, информативные встречи и чтение. С ростом компании должна расти компетентность людей.

Роль директора


  • Всё дело в реализации решений. Запомните это, запишите и никогда не забывайте.

  • Задача руководителя — толкать компанию вперёд. В основном, это включает в себя создание талантливой целеустремлённой команды и поддержание банковского счёта. С развитием компании могут появиться новые функции: работа над продуктом, строительство бизнеса, маркетинг.

  • Принимайте решения. Правильные они или нет, это лучше, чем вообще ничего не делать.

  • Это больше похоже на спортивную ходьбу, чем на забег на длинную дистанцию. Друзья, личная жизнь, хобби, путешествия — все это важно. Если вы несчастны, это повлияет на коллег и сам проект. В то же время, после начала нужно медленно, но верно ускорять шаги.

  • Относитесь к себе критично. Будьте честны с собой, даже если чувствуете себя плохо. Если что-то не работает, и вы не знаете, как с этим справиться, — идите дальше.

  • Станьте хорошим маркетологом. Люди сами не найдут ваш продукт.

  • Будьте в офисе как можно чаще. Учредителям нужно быть первыми утром и последними вечером.

  • Найдите себе советника. А потом ещё одного.

Поиск инвестиций


  • Не привлекайте посевные инвестиции так долго, как только возможно. Но имейте в виду, что сам процесс привлечения инвестиций

    может занять полгода.

  • 99% стартап-акселераторов — пустая трата времени. Если вы все-таки собираетесь подать заявку на участие, выберете тот, который входит в этот 1%.

  • Стройте отношения с инвесторами, учитесь у них, получайте обратную связь перед тем, как просить денег.

  • Делайте рассылку с ежемесячными отчётами инвесторам и членам команды. Добавляйте в список людей потенциальных инвесторов, с которыми познакомились.

Ищете инвестиции в свой стартап?


На Rusbase есть специальный сервис Pipeline, в котором более 200 инвесторов ждут, когда вы заполните анкету.


Чтобы вы смогли правильно подготовить документы для инвестора, скачайте бесплатные шаблоны для презентаций.

Поддержка

  • Разговаривайте с пользователями 24 часа в сутки. Intercom, группы на Facebook, Chatlio — инструментов предостаточно.

  • Учредители должны оказывать поддержку как можно чаще.

  • Дайте новому работнику время на изучение продукта и всячески поддерживайте его на первых порах.

Команда Mapme. Фото: mapme.com.

Найм


  • Найм сотрудников — это непрерывная борьба.

  • Вы удивитесь, если узнаете, откуда приходят хорошие люди. Наш первый программист появился благодаря комментариям на Hacker News. (Hacker News не очень популярен среди израильских гиков).

  • Станьте креативнее. После того, как на странице Team мы опубликовали фото на яхте, количество входящих резюме увеличилось вдвое. Публикации нашей работы, презентаций и отчётов инвесторам увеличили это количество втрое.

  • Если вы думаете уволить кого, сделайте это, потому что уже слишком поздно что-то менять. Мозг позволяет вам думать об этой опции, если только дела действительно плохи.

  • Посредственные люди на аутсорсе приносят больше вреда, чем пользы.

  • Интерны — это классно. Найдите кого-то многообещающего и вырастите его внутри компании.

Коммуникация


  • Используйте Slack. Сегодня им пользуются все. Если вы — нет, настоятельно рекомендую.

  • Информируйте команду обо всем, что происходит в компании. Не бойтесь делиться KPI, заключёнными сделками и другими новостями.

  • Делитесь каждым достижением в Slack. 

Нетворкинг

  • Вокруг слишком много конференций, семинаров и встреч, чтобы ходить на все. Задумайтесь, чему вы можете научиться на этом мероприятии и стоит ли туда вообще идти. Встретите ли вы там кого-нибудь? Если же вы — спикер, а аудитория — ваши потенциальные клиенты, это лучшая возможность лишний раз себя прорекламировать.

  • Если же вам хочется отдохнуть, то посещайте такие мероприятия, как SXSW (ежегодная конференция-фестиваль в Техасе, на котором презентуют новые технологии, независимое кино и музыку — прим. ред.) или Web Summit (технологическая конференция в Лиссабоне, посвященная интернету — прим. ред.). Только не притворяйтесь, что это «для работы».

  • Сфокусируйтесь на ближайших друзьях, с кем вы вместе работаете. Станьте им поддержкой, и они станут вашей. Ваши настоящие друзья — это не те люди, с которыми вы перекидываетесь парой слов на конференции раз в три месяца.

Рост


  • Запуск продукта — полбеды. Нужно ещё обеспечить рост. Создайте что-то, что придётся по душе людям, и они сами понесут это в массы.

  • Оценивайте свои KPI и постоянно с ними сверяйтесь. Если направление движения изменилось, обновите KPI.

  • Разработка должна основываться на KPI. Остерегайтесь технического долга.

В заключение


  • Удостоверьтесь, что людям нужно то, что вы делаете, перед тем, как это построить.

  • Идея — 1% всей компании. Реализация — 99%.

  • Создание стартапа похоже на американские горки.

  • Получайте удовольствие от работы.

  • Всегда окружайте себя людьми лучше вас.

  • Читайте меньше подобных постов и вместо этого идите и делайте.


Источник.


Материалы по теме:

Не даете сотрудникам принимать решения? Будете убыточны!

«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»

Из российского стартапа можно выйти только «вон»

Как мотивировать кого угодно и где угодно

10 правил идеальных руководителей

Гай Кавасаки о стартапах, предпринимательстве и соцсетях

13 вещей, которые руководители стартапов делают лучше других

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно