Top.Mail.Ru
Истории

Пять главных ошибок основателей успешных стартапов

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Вероника Елкина

Ошибки допускают не только владельцы проблемного бизнеса. Подтверждение тому — основатель сети коворкингов WeWork Адам Ньюман, который недавно покинул пост CEO по инициативе инвесторов, не потерпевших его эксцентричного поведения.

Предприниматель Тим Джексон назвал пять основных промахов, которые совершают руководители процветающего бизнеса.

Пять главных ошибок основателей успешных стартапов

1. Тратят слишком много денег

Да, это очевидно. Но если вы управляете быстрорастущей компанией, и инвесторы горят желанием финансировать вас, то легко потерять связь с реальностью. Ваши адвокаты отправили счет на $500 тысяч? Нет проблем. За новый офис нужно внести залог в $1 млн? Хорошо. Суммы становятся так велики, а решения — так скоропалительны, что более мелкие статьи расходов наподобие зарплат и командировочных начинают казаться незначительными. И помните, что инвесторы тоже иногда сходят с ума. Незадолго до IPO нашей компании один из членов совета директоров сказал: «Рынок оценит наш бизнес в $1 тысячу за пользователя. Если мы сможем привлекать людей менее чем за $1 тысячу, то останемся в выигрыше. Давайте пустим больше денег на маркетинг!» Мы все кивнули, и, помню, тогда я считал, что это отличное решение. Только спустя годы я понял, что его слова были полной чушью.

Мораль: следите за целесообразностью трат. Представьте, что рассказываете о них маме, — если ей расходы кажутся бессмысленными, пересмотрите их.

2. Действуют в личных интересах

Если сделки между WeWork и Адамом Ньюманом (или его членами семьи, или подконтрольными ему лицами) были раскрыты в документах для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), значит, их подписали бухгалтеры и юристы и, следовательно, они являлись законными. Но юридически и коммерчески обоснованные поступки — это не одно и то же. Если вы — основатель успешной компании, то вам какое-то время могут сходить с рук странные манипуляции, выгодные для вас, но ущемляющие других акционеров. Однако как только стремительный рост бизнеса прекратится, инвесторы (и третьи лица), вероятно, начнут внимательно их изучать.

Мораль: не вовлекайте в финансовые операции своей компании членов семьи и другие заинтересованные стороны, если вас смущает попадание на первую полосу The Wall Street Journal.

3. Стремятся к публичному обсуждению бизнеса, а не продукта

Одна из самых неприятных для меня вещей, произошедших за несколько месяцев до нашего IPO, заключалась в том, что все СМИ, которые годами игнорировали нашу компанию и наши попытки донести информацию до потенциальных клиентов, внезапно пришли в восторг от того, что мы делаем. То же самое и с конференциями: вскоре стало ясно, что при желании я мог бы постоянно летать по миру, рассказывая о том, как хорошо работает компания и какая у нее отличная бизнес-модель.

Фото: Unsplash

Только потом я понял, что это не та реклама, которая нам нужна. Все это имеет смысл, если вы собираетесь привлекать внешнее финансирование и выступаете перед инвесторами. Но конференция, которая занимает целый день, не говоря уже о перелете, — это прежде всего возможность пообщаться с клиентами, людьми, которые заинтересованы в вашем продукте. Хвалиться показателями и командой не стоит и на общих сборах стартапов: это лишь сделает ваш бизнес и сотрудников мишенью для конкурентов и рекрутеров.

Мораль: прежде чем планировать событие за пределами офиса, задайте себе вопрос: какую пользу это принесет акционерам?

4. Создают личный бренд

Одна из ловушек, которая приходит с успехом, это увеличение потока запросов на вашу экспертизу. Хотели бы вы присоединиться к совету директоров X? Попасть в консультационную группу при правительстве? Возглавить кампанию для Z?

Все это будет увлекательно и внесет приятные штрихи в вашу биографию. Но тут стоит спросить — вы уверены, что успех вашего бизнеса гарантирован? Если вы настолько убеждены в этом, то уходите в годичный отпуск, чтобы присоединиться ко всем этим комитетам и поучаствовать в фотосессиях. Если же вы, наоборот, думаете, что в компании еще есть нерешенные проблемы, то разумнее заняться ими, а не созданием личного бренда.

Мораль: представьте, что через год ваш стартап разорился. Теперь посмотрите в календаре встречи и мероприятия на следующие 90 дней, о посещении которых вы бы пожалели при таком исходе. Отмените их.

5. Забывают о главном и второстепенном

В Древнем Риме военачальники-победители надевали пурпурную тогу и лавровый венок, садились в колесницу с четырьмя лошадьми и возглавляли колонну из пленников, союзников, сенаторов, солдат, оружия и привезенных сокровищ. Но во время этих шествий их также часто сопровождал аурига — особый раб, который стоял позади и постоянно повторял memento mori (в переводе с латыни — «помни о смерти»).

Далеко не у всех основателей стартапов есть сотрудники с ответственностью ауриги. Тем не менее, очень важно указать: если вы управляете успешной компанией, вы вряд ли так уж умны и очаровательны, как считают окружающие. Скорее всего, вы: а) везунчик, б) выбрали правильный момент и в) трудолюбивы.

Мораль: уделяйте меньше внимания мнению людей, которые хотят заработать на вашем бизнесе: к ним в том числе относятся банкиры, юристы и инвесторы. Не думайте об оценке малознакомых или незнакомых людей. Больше всего заботьтесь о том, как на вас смотрят муж или жена и близкие родственники.

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как придумать идеальное название бренда: три упражнения и два совета
  2. 2 Внедрите коллективное лидерство в компании – и успех не заставит себя ждать
  3. 3 5 мифов о работе с Instagram, которые мешают вам добиться успеха
  4. 4 Что делать, если вы нашли резюме сотрудника в интернете?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти