Наиль Байназаров

Почему в Японии до сих пор популярны музыкальные магазины

Покупка музыкальных дисков в магазинах для многих осталась в прошлом. Но только не в Японии, где CD по-прежнему правят бал. 

Во всем мире 39% продаж музыки приходятся на CD и виниловые диски. В Японии эта цифра в два раза выше, благодаря чему эта страна остается вторым по величине музыкальным рынком в мире с годовым объемом 254 миллиарда иен ($2,44 млрд). Большая часть из них приходится на продажи компакт-дисков.


Этот спрос удовлетворяют около 6 тысяч музыкальных магазинов, согласно оценке японской Ассоциации звукозаписывающей индустрии. Для сравнения, США являются самым большим музыкальным рынком в мире по объему выручки, но там всего 1900 традиционных музыкальных магазинов. В Германии, третьем по величине рынке, порядка 700 магазинов.

Фото: Reuters/Yuriko Nakao

Странное потребительское поведение японцев — это яркий пример «Галапагосского синдрома», явления, напоминающего о дарвиновской теории эволюции. Этот синдром показывает, как географическое положение, исторические и культурные особенности нации становятся причиной ее привязанности к той или иной технологии, которая во всем остальном мире уже забыта или устарела.

Дарвиновы вьюрки

В 1835 году Чарлз Дарвин побывал на Галапагосских островах и привез оттуда несколько чучел вьюрков. То, что заставило его приглядеться к останкам этих невзрачных птиц, стало краеугольным камнем всей теории эволюции. Вьюрки, изолированно живущие на островах, в течение короткого времени приспособили свои клювы к тому типу добычи, который там преобладал.

Как и дарвиновы вьюрки, многие отрасли экономики на японском архипелаге развивались по своему уникальному пути. Так, японцы пользовались сотовыми телефонами с камерами, электронной почтой и связью 3G за несколько лет до того, как эти технологии стали известны миру. Но зато потом страна долго сопротивлялась нашествию смартфонов, предпочитая им телефоны-раскладушки. Это отразилось на других связанных рынках. Например, на онлайн-ритейле и веб-дизайне: мобильные сайты в Японии долгое время были рассчитаны на старые телефоны и имели довольно неуклюжий интерфейс.

Обложка альбома W.W.D.D. японской альтернативной идол-группы Dempagumi.inc

Примерно то же самое происходит на японском музыкальном рынке. Он неохотно воспринимает сервисы для скачивания музыки и потоковое аудио. Музыкальные онлайн-сервисы занимают здесь всего порядка 8% рынка, в то время как в США на этом делается 68% всей прибыли индустрии. Так происходит даже несмотря на то, что в Японии широкополосный доступ в интернет есть практически на всей территории страны с начала 2000-х. 

Здесь сложился уникальный музыкальный рынок, и вот уже несколько десятилетий противоречивые японцы сохраняют своеобразный статус-кво.

Пусть все остается на своих местах

Причем на популярность CD-дисков в Японии не влияет даже их дороговизна. В среднем альбом на компакт-диске стоит примерно в 2 раза дороже, чем в большинстве других стран — 2500–3000 иен (примерно 1500-2000 рублей). 

Дело в том, что цена на CD в Японии регулируется специальным законом. Принятая еще в 1953 году «система управления ценой при перепродаже» устанавливает обязательную минимальную стоимость любой копии авторского материала, будь то музыкальный носитель, книга или журнал. И вот уже полвека японские потребители беспрекословно платят этот обязательный минимум.

Понятно, что музыкальная индустрия тоже заинтересована в распространении физических носителей, которые проще контролировать в плане производства и распространения, говорит музыкальный журналист из Токио Патрик Сен-Мишель. 

Между тем любовь японцев к CD породила еще одну аномалию — прокат компакт-дисков.

Сдается музыка

На Западе салоны видеопроката в основном остались в прошлом. Но в Японии они по-прежнему популярны. Наряду с DVD-дисками и книгами здесь напрокат сдают еще и музыку.

Читайте по теме: Я проработал в видеопрокате 25 лет. Вот что я из этого вынес

Разумеется, давать диски напрокат — значит открыть дорогу пиратству, так как нет ничего проще, чем взять альбом и переписать его на пустой диск. И все же, после нескольких стычек с сетями салонов аудиопроката в начале 1980-х, японская музыкальная индустрия нашла компромисс. Со всех прокатных компаний стали брать ежегодный лицензионный сбор, который покрывает часть прибыли, недополученной из-за пиратства.

В последние два десятилетия этот сбор несколько сократился в силу падения популярности аудиопрокатов. В 2014 году салоны принесли музыкальной индустрии 2,9 миллиарда иен (≈1,8 млрд рублей), что составляет чуть более 1% прибыли отрасли. Тем не менее по всей стране до сих пор насчитывается более 2400 салонов проката. 

Звукозаписывающие компании, однако, не возражают против существования прокатного бизнеса, так как он стимулирует потребителей на покупку понравившихся альбомов. А еще салоны зачастую бывают совмещены с магазинами компакт-дисков, что также способствует росту продаж. Нередко даже в небольших городах есть музыкальные магазины и салоны проката, в которых висит реклама новых альбомов. 

И, как считает эксперт музыкального рынка Марк Маллиган, нынешние клиенты салонов проката — это будущие поклонники стриминговых сервисов.

Больше попа

Еще одна странность заключается в том, что в Японии до сих пор хорошо развит рынок синглов, в то время как во всем мире он пришел в упадок еще десяток лет назад. Причем все синглы, продажи которых в 2015 году превысили миллион копий, выпущены идол-группами.

Популярная японская группа AKB48 продает диски с вложенными внутрь билетами на свои концерты, тем самым стимулируя фанатов на покупку нескольких копий. Фото: Eugene Hoshiko/Associated Press

Огромная популярность гёлз- и бойз-бэндов, собирающих толпы неистовых фанатов, позволила звукозаписывающим компаниям зарабатывать на так называемых лимитированных изданиях — дисках, выпущенных ограниченным тиражом. Нередко бывает так, что один альбом выпускается в пяти разных версиях с бонус-треками и дополнительным DVD-диском.

По словам Маллигана, пристрастие к физическим носителям — одна из национальных особенностей, присущая японцам и, например, немцам. Так, жители обеих стран предпочитают бумажные деньги пластиковым картам. В этих же странах самые высокие в мире показатели продаж компакт-дисков и других носителей. 

Одна из самых популярных групп в Японии — Arashi

Отчасти по этой же причине компакт-диски перестали быть просто записями музыки, а стали чем-то вроде инструмента шоу-бизнеса. Продажу и покупку CD все чаще представляют как способ поддержать любимого артиста, приобщиться к любимой группе, стать ближе к идолам, говорит музыкальный обозреватель Japan Times Рональд Тейлор.

В последние 15 лет рекорд-лейблы активно сотрудничают с артистами для поддержания этого мифа. В коробки с компакт-дисками вкладывают билеты на концерты, приглашения на автограф-сессии, на которых фанаты могут прикоснуться к своим идолам, а также карточки для голосования, с помощью которых проводятся «выборы» самого популярного участника группы. Победители таких выборов приглашаются на ТВ-шоу и становятся еще одним залогом дальнейшего роста популярности всей группы. Причем фанаты могут голосовать сколько угодно раз. А так как один диск дает один голос, самые отчаянные поклонники иногда скупают сотни копий одного и того же альбома, чтобы продвинуть любимого певца. 

Отставание сокращается

Идол-группы — одна из главных причин сохраняющейся популярности компакт-дисков и, соответственно, музыкальных магазинов. Но не в меньшей степени этому способствует стареющее население Японии.

Так, два самых популярных исполнителя 2016 года — это бойз-бэнд Arashi, существующий уже 17 лет, и 47-летний певец Масахару Фукуяма. Их поклонники — люди в основном взрослые и платежеспособные. Они покупают альбомы тех исполнителей, с которыми выросли.

Этот тренд характерен и для других стран, говорит Марк Маллиган. Но в Японии гораздо больший процент населения среднего возраста и пожилых людей. И это они формируют основной спрос и потребительское поведение, а не тинейджеры и молодые люди, которые повсеместно переходят на скачивание музыки и потоковое аудио.

В последние несколько лет японская музыкальная индустрия все же двинулась в сторону цифровых форматов. Потребительское поведение, наконец, начало меняться. Появился интерес к онлайн-шопингу. В 2015 году интернет-магазины продали в Японии товаров на $90 миллиардов. Это почти в три раза больше по сравнению с 2009 годом, когда было продано всего на $33 миллиарда

Подобно дарвиновым вьюркам на Галапагосе, японские потребители адаптируются к новой экосистеме. Удобство цифровой музыки рано или поздно преодолеет привязанность к физическим носителям. Но, как показывает вся история этой страны, и тут японцы могут пойти по уникальному пути.

Источник.


Материалы по теме:

Как музыкальный вкус влияет на бизнес?

Эта музыка лучше всего влияет на вашу продуктивность

Spotify во второй раз попробует выйти на российский рынок

Коллекционирование останков динозавров: Хобби самых успешных предпринимателей

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно