Top.Mail.Ru
Истории

Илон Маск и его погоня за временем

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Полина Тодорова

Биограф Илона Маска Эшли Вэнс исследует текущие проблемы Tesla, SpaceX и SolarCity.

Илон Маск и его погоня за временем

Илон Маск вышел на сцену в мексиканской Гвадалахаре, чтобы рассказать всему миру о том, о чем мечтал всю жизнь. Маск, щеголявший небольшими усиками и как будто пародирующий выступления Тони Старка, успокоил собравшихся энтузиастов освоения космоса и подтвердил, что собирается колонизировать Марс. SpaceX, аэрокосмическая компания Маска, отправит на Красную планету тысячи ракет и космонавтов – возможно, ей удастся сделать это всего за десять лет и всего за $10 млрд. Некоторые астронавты в ходе этого эксперимента погибнут, остальные же останутся жить…впрочем, как именно они будут жить, Маск не уточнил.

Иллюстрации: Стеф Дэвидсон

Маск продолжает дурачить планету Земля. Отчасти он мессия от технологий, как будто прилетевший к нам из будущего, чтобы спасти человечество от самого себя, а отчасти шарлатан – пронырливый бизнесмен, который раскручивает незадачливых инвесторов на реализацию дорогостоящих и амбициозных идей. Каждый раз, когда одна из его компаний терпит неудачу, Маск как будто достает из рукава и презентует очередную невероятную вещь – новый способ передвижения, интернет в космосе или колонию на Марсе – которая всех поражает и моментально ставит в тупик. Маск пытается отвлечь нас от своих проблем в бизнесе, или же это скептикам не хватает дальновидности и смелости, и как раз из-за них фантастическое будущее все никак не наступит?

Сейчас его компании терпят неудачи по всем фронтам. Весной водитель Tesla по вине автопилота попал в аварию и погиб, что повлекло за собой тщательную проверку технологии со стороны государства и клиентов. Если говорить о более базовом уровне, автопроизводителю редко удается доставлять свои машины в заявленных объемах, а предложение о покупке Tesla принадлежащей Маску компании SolarCity было плохо принято акционерами. Компанию покинули два ключевых инженера и два руководителя отделов по связям с общественностью. SpaceX потерпела еще одну неудачу после взрыва ракеты, что вызывает вопросы о будущем компании. Вместо того, чтобы успокоиться и приняться за решение проблем, Маск привлек к себе еще больше внимания (хотя казалось, что больше уже некуда), начав яростно спорить с критиками в твиттере и блоге Tesla.

Источник: Bloomberg

В Кремниевой долине Маска уважают, любят и боготворят, но люди начинают задумываться, не слишком ли много он на себя в итоге взял. Если дело именно в этом, то вероятен самый негативный сценарий: Маску как никогда есть что терять.

Tesla, SpaceX и SolarCity уже вышли из разряда экспериментов. Tesla и SolarCity стали публичными компаниями. Тем временем SpaceX стала важной частью не только американской космической программы, но и планов множества государств и компаний по всему миру, которые хотят с ее помощью вывести на орбиту коммуникационные, развлекательные и военные спутники. Если компании Маска не смогут свести концы с концами, проблема будет гораздо серьезней, чем просто пущенные на воздух миллионы какого-нибудь интернет-плейбоя. Это приведет к сокращениям десятков тысяч людей, потере миллиардов долларов капитала и остановке технологического прогресса.

Маск уже показал, как относится к возможной катастрофе, вызванной его же действиями. В 2008 году Tesla и SpaceX одновременно находились на краю пропасти. Пытаясь закончить разработку первой модели Tesla Roadster и начать запуск ракет SpaceX в космос, Маск потратил почти все свои $200 млн, вырученные от продажи PayPal EBay. Ему пришлось брать взаймы у друзей, а родители тогдашней девушки и будущей жены Талулы Райли даже предлагали перезаложить свой дом, чтобы помочь компаниям Илона. (Эту возможность он решил не использовать.) В то же время Маск проходил через процедуру развода с первой женой Джастин, и когда это дело стало публичным, СМИ, которые только что восхищались Маском, стали повсеместно его осуждать.

«Он был похож на саму смерть, – вспоминала Райли – помню, мне казалось, что вот-вот у него случится сердечный приступ, и он умрет. В тот момент он был на грани». Маск страдал и от того, что можно было бы считать ночными кошмарами. «Он испытывал физическую боль, – рассказывает Райли – бывало, он кричал во сне».

Фото: Стив Джарветсон/Flickr

Маск положил конец этим темным временам так же виртуозно, как Гудини освобождался из горящей смирительной рубашки. Пока в разгар всемирного экономического кризиса традиционные автопроизводители банкротились, Маск убедил инвесторов вложить в Tesla еще больше денег. Затем он убедил NASA дать SpaceX и ее ненадежным ракетам шанс. Спустя четыре года умных инженерных решений, везения и демонстрации воли Tesla и SpaceX почувствовали уверенность в завтрашнем дне. В 2012 году Tesla выпустила седан Model S, которую даже некоторые скептики из Детройта называли едва ли не лучшим из когда-либо созданных автомобилей. Тут же SpaceX удалось пристыковать свою ракету к Международной космической станции. Маск смотрел в бездну, а затем совершил, пожалуй, самую впечатляющую серию достижений в истории предпринимательства.

Именно состояние дел Tesla лучше всего дает понять, что сейчас происходит с бизнесом Маска. Очень долго компании не удавалось отладить процесс производства. Новые продукты снова и снова появляются на рынке слишком поздно. Заявленные сроки и объемы поставок часто не получается удовлетворить из-за проблем при производстве, а машины, за которые люди отдают по $100 тысяч, продолжают ломаться. Не разобравшись с этими проблемами, Tesla принялась за постройку дорогостоящего завода в Неваде, так и не сумев выйти в плюс. Спекулянты, играющие на понижение и исчезнувшие в ходе стремительного роста Tesla после выпуска Model S, снова вернулись в строй, и некоторые с уверенностью заявляют о грядущем ужасном конце компании.

Маск пытается отвлечь нас от своих проблем в бизнесе, или же это скептикам не хватает дальновидности и смелости, и как раз из-за них фантастическое будущее все никак не наступит?Маск как никто другой знает все эти проблемы и уже по крайней мере задумывается о том, что, возможно, он не сможет справиться со всем этим в одиночку. Когда-то Маск был близок к тому, чтобы пригласить на пост генерального директора Tesla Тони Фаделла, создателя iPod и бывшего руководителя Nest. «Мы с Илоном несколько раз общались на тему моего возможного прихода в Tesla», — сказал Фаделл в 2014 году. Маск также обсуждал возможность найма бывшего главы Skype Тони Бэйтса. (Сам Бэйтс не ответил на запрос о комментарии.) Тем не менее Маску никогда не нравились мысли о передаче кому-то контроля над компанией, и он до сих пор занимается рутинными делами. В сложной ситуации Маск предпочитает доверять только себе самому.

Вдобавок к проблемам производства и финансов Tesla в последнее время переживает самый серьезный кризис общественного мнения со времен модели Roadster. Компания была локомотивом развития технологий автопилота и всегда получала долю негативной критики, если одна из машин попадала в аварию. Маск отвечал на вопросы об этих происшествиях, приводя внушительные статистические выкладки, чтобы доказать важность технологического прогресса сердобольным скептикам. Конечно, это не приходится по душе многим людям, которые не разделяют сугубо алгоритмического взгляда на жизнь обитателей Кремниевой долины.

Немногим лучше ситуация в SpaceX. Весь год компания набирала обороты, а успешные запуски ракет и приземления происходили настолько часто, что в какой-то момент эти невероятные достижения стали казаться обыденным делом. Но затем, в начале сентября, ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке – это был второй взрыв за последние 15 месяцев. Никто не погиб, но эти взрывы породили новую волну критики от тех, кто считал браваду компании чрезмерной, и дали повод усомниться в перспективах компании даже самых преданных клиентов.

Все эти сомнения людей по поводу правильности выбранного Маском пути можно понять. Возможно, он действительно захотел слишком многого сразу, и история Tesla, SolarCity и SpaceX станет примером человеческой гордыни на века.

Однако я как человек, изучавший жизнь Маска долгие годы, не считаю такой исход вероятным и считаю весь этот цинизм, собирающийся вокруг него, одновременно депрессивным и недальновидным.

Фото: Стив Джарветсон/Flickr

Сейчас империя Маска намного сильнее и устойчивее, чем в темные времена 2008 года. Tesla, SolarCity и SpaceX – реальные компании, обладающие реальными мощностями и дающие работу десяткам тысяч сотрудников. У Маска хватит авторитета и харизмы для того, чтобы без проблем привлечь новые инвестиции или помощь одного из его сверхбогатых друзей, которые разделяют видение Маска. Его компании разработали передовые технологии мирового класса, и за каждой вмиг бы выстроилась очередь из вероятных покупателей.

Читайте по теме: Как будет развиваться автопром?

Если рассуждать с точки зрения технологий, компании Маска оказывали реальное и долгосрочное влияние на мир. То, что электромобили уже сейчас стали частью нашей действительности – заслуга Tesla, продающей десятки тысяч недешевых автомобилей и вынуждающей BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и других автогигантов принимать ответные меры. Программная оболочка Tesla вновь вернула интерес всего мира к автомобильной промышленности. Всем автопроизводителям пришлось модернизировать электронную начинку своих машин и ускорить разработку программ автопилота.

SpaceX, хоть и получает меньше огласки, но может быть даже более важным достижением Маска. Сложно придумать историю патриотичнее той, в которой иммигрант из ЮАР на свои деньги развивает американскую аэрокосмическую индустрию.

До SpaceX на любого, кто решил бы соревноваться с государственными агентствами, имеющими многолетний опыт и многомиллиардные бюджеты, посмотрели бы с недоумением. Теперь целая когорта частных космических компаний занимается разработками, надеясь выиграть конкуренцию со SpaceX за счет цены. Благодаря снижению стоимости полетов в космос все больше стартапов разрабатывает новые виды спутников, которые могут изменить технологии во множестве областей — от обработки изображений до медицины.

Задав новые стандарты в автомобилестроении, энергетике и освоении космоса, Маск объявил приход новой индустриальной эры. Машины и инфраструктура вдруг оказались вынуждены развиваться с невиданным доселе темпом. Вряд ли будет преувеличением сказать, что Маск сыграл важную роль в деле изменения мира.

В том, что мы стали обо всем этом забывать, виноват сам Маск. Каждый раз, когда его компании осваивали новейшие технологии и достигали стабильности, он принимал все новые вызовы и обещал нам еще больше, стирая нашу память о прошлых победах. Возможно, он просто зависим от новых вызовов.

Воротилы с Уолл-Стрит и сторонние наблюдатели считают подход Маска недопустимым, и этот факт идеально дополняет картину. Этим людям нужны в первую очередь четкие показатели прибыли и ясные перспективы, а Маск в своей погоне за вечностью больше озабочен делом вывода человечества из забвения. Он выбрал для себя подход к жизни, который бы пришелся по душе мало кому из нас, и готов брать на себя такой риск, который свел бы большинство из нас с ума. Именно потому, что компании Маска всегда балансируют на грани возможного, ему и удалось так много достичь.

Источник.


Материалы по теме:

Илон Маск раскрыл подробности плана SpaceX по межпланетным полетам

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Илон Маск раскрыл свои планы на будущее

Илон Маск обвинил критиков автопилота Tesla в «ненаучности»

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В России появился «зеленый» калькулятор для того, чтобы сделать офисные пространства более экологичными
  2. 2 Идет прием заявок на премию «Экопозитив-2023»
  3. 3 Футболка из молока, шуба из кукурузы и сумка из яблока — как новые технологии развивают устойчивую моду
  4. 4 Тратить меньше, повысить комфорт и лояльность сотрудников — как сделать «зеленый» офис, чтобы получить такой эффект
  5. 5 «Сколково» открывает набор в акселератор для стартапов в области экологии и устойчивого развития