Top.Mail.Ru
Истории

Как заинтересовать аудиторию, если вы спикер?

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Елена Полякова, TEDx-тренер, выступила на мероприятии «День Инвестора» в бизнес-школе «СКОЛКОВО» в рамках программы «Стартап Академия СКОЛКОВО».

В своей лекции, посвященной публичным выступлениям, она рассказала, что такое стиль TED, почему тренинги не могут мотивировать сотрудников и как говорить со сцены по-настоящему хорошо.

Как заинтересовать аудиторию, если вы спикер?

Что такое «хорошее выступление»?

Меня часто приглашают в компании и просят «организовать мероприятие в стиле TED». И я всегда спрашиваю: «А что вы подразумеваете под этим понятием? Что вы хотите». 

Так что же такое стиль TED?

  • 18 минут на каждого спикера,
  • вдохновляющая речь,
  • личная история,
  • инсайт,
  • хорошо подготовленное выступление.

Но я хочу рассказать не о выступлениях в стиле TED, а об открытиях, которые я сделала за годы работы с разными спикерами. 

Когда мы говорим о публичных выступлениях, ко мне приходит спикер или собирается группа (я веду тренинги на тему публичных выступлений), я спрашиваю, что такое хорошее выступление? 


Когда вы хотите стать спикером и сделать хорошее выступление, что вы подразумеваете под этим? 

Оно должно удерживать внимание за счет:

  • юмора,
  • интерактива,
  • полезности,
  • личного опыта,
  • диалога,
  • четкости изложения мысли,
  • эмоциональности,
  • актуальности.

Этот список примерно одинаков всегда – в любой группе. Мне пишут пять, семь, девять определений. И как только ребята все это озвучивают, я обычно говорю: «Можно идти домой. Вы все знаете про публичные выступления». 

Проблема заключается в том, что когда вы подготовили выступление, то не проверяете, насколько оно логично, актуально, познавательно. 

Фото: Unsplash

По большому счету это все можно легко сделать: написать, проверить, упростить язык – все эти правила есть в любом учебнике по публичным выступлениям. Но бывает так, что все это есть, а слушать не хочется. В чем же дело?

А бывает наоборот – вышел человек на сцену, бубнит себе что-то под нос по бумажке – а зал замер и слушает. Что происходит?

Выглядит так, как будто бы всех этих правил по написанию выступления недостаточно. Да, действительно, есть секрет. Но для того чтобы разобраться, почему некоторые выступления хочется слушать, а некоторые – нет, нужно «забираться» глубже.


Информирование и развлечение

Я бы сказала, что у речи есть три основные функции. Вот первые две: 

  • информирование,
  • развлечение.

Все публичные выступления, которые сегодня есть на рынке, выполняют первые две функции. 

Мы все приходим на конференции для того, чтобы узнать что-то новое, полезное, и мы уже настолько ленивы, что обязательно информация должна доноситься интересным языком. 


Не вздумайте быть скучным, когда говорите жизненно важную для меня информацию! Обязательно развлеките меня, сделайте что-нибудь интересное – я не хочу просто так сидеть и слушать, я «уйду» в свой мобильный телефон! 

Есть и третья функция, она важна. Почему – поясню на личном примере. Я раньше работала в ИТ и стартапах: я была маркетологом, бегала из проекта в проект, все меняла и ходила на большое количество конференций. 

Я помню, сколько важной, ценной, качественной информации говорили люди. Я тогда думала, как классно он говорит – утащу презентацию, потом все подробно разберу. И что? Через полчаса я уже ничего не помнила, а презентацию так никогда и не открывала. 

Фото: Unsplash

Часто, когда я прихожу в компании, говорю заказчикам, что тренинги не работают. Вокруг огромное количество контента, информации – но меняется ли хоть что-то по-настоящему? Люди образовываются, информируются, получают wow-эффект, но как только выходят из зала, все забывают. И я бы сказала, что этого достаточно для хорошего выступления. Но есть что-то большее – та самая третья функция.



Читайте также:
Выступления на конференции: с чего лучше начать?
Как выступать на международных конференциях – 20 советов
Зачем компаниям участвовать в ивентах и как выбрать наиболее эффективный вариант продвижения?
Идеальный метод запомниться аудитории

Приобщение

Как-то я разговаривала с Александром Капланом, выдающимся нейрофизиологом. Мы готовили его к осеннему TEDx, но он не смог приехать. Он приезжал ко мне на подготовку в парк «Воронцовские пруды», мы садились на лавочку, кормили уток, и он мне рассказывал, как устроен мозг человека. 

И как-то он приезжает и говорит: «Мне кажется, вы ошиблись – я не гожусь для вашей конференции. Я посмотрел на ваших спикеров – это по большей части предприниматели, они меняют мир, а я совсем не бунтарь. Я 50 лет хожу по одним и тем же коридорам, 50 лет сажусь на один и тот же автобус на одной и той же остановке и еду в один и тот же дом – мне нечего им рассказать о своей жизни». 


Я заплакала: «Александр, миленький, если бы вы вышли на сцену и так сказали». Он ответил: «Ну что вы, Леночка, это вам на лавочке можно такое сказать, а на сцене люди про науку хотят слышать».

Это первый пример. А вот второй: Алла Рейзис, гепатолог, 83 года. Пожилая женщина, но до сих пор работает – у нее стоит очередь из пациентов. 

На осеннем TEDx были действительно интересные спикеры. У всех были классные выступления: правильно выстроенные, с идеей, смыслом, интонацией, но выходит Алла Рейзис и говорит: «Сегодня я хочу рассказать вам несколько историй из жизней своих пациентов». 


Ничего драматичного, никакой особенной идеи, но это был единственный спикер, который поднял зал. 

А почему? Потому что зрители разглядели в ней человека. Они увидели ее интеллигентность, глубину, уважение к людским жизням – это редкость сегодня. 

Так вот, третья функция, о которой я говорю, – это приобщение.


Сила слова

Что такое слово по своей сути? Это – символ. Мы договорились обозначать объекты символами. Я называю объект, допустим, «слон», а в вашей голове возникает образ. И мы умеем очень быстро воспринимать и символы, и образы, которые за ними стоят. Но есть еще кое-что.

Например, вы изучаете лидерство: ходите на тренинги, курсы, читаете книги. И знаете о лидерстве все: как это выглядит, что должно сопутствовать, какие нужны качества. 


А если сюда зайдет настоящий лидер и будет пять минут говорить с вами о птичках – вы узнаете о лидерстве больше, чем за всю свою жизнь. 

Как так? Дело в том, что в основе этого процесса лежит эмпатия – умение понять то большее, что стоит за образом или символом. 

Фото: Unsplash

Что хотел сказать Есенин в своем стихотворении «Гой ты, Русь моя родная»? Ну, в общем-то, ничего нового, полезного или интересного. Он стоял перед этой деревней и испытывал глубочайшее эмоциональное потрясение. 

Поэт переживал то, что словами выразить нельзя. Но он попытался. И теперь вы, читая это (или любое другое выдающееся стихотворение), через слова приобщаетесь к тому, что испытывал автор. 

Слово – это такое же искусство, как и любое другое. 


Три уровня подготовки к выступлению

  1. Дилетанты.
  2. Ремесленники
  3. Искусство.

Дилетанты – это те, кто не знает науки речи. К ремесленникам я отношу тех, кто знает, что такое риторика, тезисы, антитезисы, интонация и все прочее. А вот с искусством сложнее. 

Возьмем Моцарта. Многие люди могут сыграть его произведения, но они от этого Моцартами не становятся. Потому что Моцарт – это не пианино и не выступление. Это то, что он выражает через инструмент. 

Тогда наука в области публичных выступлений – то же пианино. Ваше тело, голова, рот, ум – инструменты, с помощью которых вы можете выразить то, что у вас внутри.


Вы должны уметь пользоваться своими инструментами – тогда это будет ремесло. А искусством оно станет тогда, когда к инструменту добавится творческая составляющая. 

Знаете, когда случаются самые лучшие выступления? Когда никого нет. Когда мы сидим один на один с человеком, и он говорит то, что думает. 


Цель

Даже не владея искусством речи, не зная науки и риторики, вы можете сделать свое выступление эффективным. Знаете когда? Когда точно знаете свою цель. 

Я прихожу в компанию и спрашиваю, зачем они хотят сделать конференцию и потратить на это полтора миллиона долларов, вывозя полторы тысячи человек в другой город. Вот стандартный ответ: «Мы хотим их вдохновить и мотивировать». Да ладно! На самом деле, они просто хотят, чтобы те работали лучше. 


Цель конференции – это реальность. Какие цели чаще всего преследуют выступающие? Они хотят что-то продать или получить пиар, но пытаются это завуалировать.

Вспомните, сколько раз вас обманывали, когда говорили что-то мотивирующее, в то время как на самом деле хотели что-то продать? Ни разу – вы сразу четко понимаете истинные цели выступающего.

Но если вы вышли на сцену и знаете, что слово – это инструмент, и хотите, чтобы в жизни другого человека что-то изменилось, то вам уже не нужна никакая наука – хоть лезгинку танцуйте! Вы просто сделаете все, чтобы повлиять на ваших слушателей. 


Даже если вы боитесь выступать, встаньте в уголочке и начните рассказывать. Каждое ваше слово будет пронизано здравым смыслом, жизнью, проблемой, и не будет места никакой манипуляции.

Ваша цель должна совпадать с тем, что вы говорите. Тогда люди полюбят вас.


Проблематика

Когда вы выступаете, то у вас должно быть четкое понимание цели (что вы хотите сказать) и проблематики (что вы хотите изменить). 

Вы должны спросить себя, какую проблему вы решаете, что вам не нравится, что и почему происходит не так? И подумать, действительно ли она есть, или только вам что-то не нравится? 

Дальше нужно найти решение этой проблемы. И часто бывает так, что на этом моменте многие начинают фантазировать: оперировать знаниями и фактами, которых нет. И выступление превращается в загугленный научный доклад.

Фото: Unsplash

На самом деле, этого не нужно. Я часто прошу спикеров рассказать о том, что и почему их действительно волнует, – вот тут и случаются самые интересные речи. 

Но иногда бывает так, что проблема есть, а решения нет. Это – не повод не выйти на сцену. Можно рассказать о том, что все ужасно, но никто не знает, как исправить, – предложите вместе найти решение, потому что это важно.


Вывод

Самая главная мысль, которую я хочу донести, – неважно, как вы будете стоять на сцене, – за выступлением должна крыться ваша жизнь, без пафоса и великих истин, которые должны перевернуть мир! 

Выйдите и просто скажите, что не знаете, получится этот проект или нет, потому что это – правда! Но вам кажется, что это здорово и важно, и вы хотите, чтобы это случилось.

Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста.


Материалы по теме:

«Самое страшное, когда тебя останавливают еще на подводке». 6 историй о провальных питчах

Семь лайфхаков, которые помогут перестать нервничать перед выступлениями

Не выступаете в качестве спикера на бизнес-ивентах? Тогда можете забыть об успешной карьере

За час до выступления я репетировал спич десять раз. Как подготовиться к питчу?

Хотите, чтобы выступление запомнилось всем? Поможет обычный карандаш или маркер


Фото на обложке предоставлено пресс-службой «Стартап Академии СКОЛКОВО»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что молодому стартапу нужно знать о венчурном рынке: как тут все устроено
  2. 2 Дмитрий Кулиш: «Ждать, когда наука сама перейдет в инновации, нельзя — надо ускоряться»
  3. 3 Герман Греф и Ольга Ускова: «Не надо относиться к компьютеру как к отдельной сущности — это мы пишем ему душу»
  4. 4 Стив Возняк: «Лучшие продукты придумываются не для других, а для себя»
  5. 5 Ларс Бук — о работе в Startupbootcamp и правилах выживания для компаний