Наиль Байназаров

Кто ведет твиттер Барака Обамы?

Постит ли Барак Обама фотографии в инстаграм лично? Кто решает, на какой социальный тренд отреагировать президенту США? Разбираются журналисты New York Times.


В середине сентября американский интернет буквально взорвался после истории с 14-летним мусульманским мальчиком в Техасе, которого арестовали за то, что он пронес на урок самодельные часы. По мере нарастания скандала небольшая армия специалистов по соцсетям в администрации президента США не теряла времени.

В своем штабе в правительственном здании имени Эйзенхауэра интернет-советники Обамы тут же вынесли рекомендацию, что президент должен незамедлительно отреагировать на происшествие, написав соответствующий твит. Он напишет об этом мальчике — Ахмеде Мохаммеде, чьи фотографии с испуганным выражением лица и руками в наручниках облетели интернет и вновь заставили говорить о преследованиях по национальному и религиозному признаку.

И вот уже через несколько часов после инцидента Обама написал в своем официальном Твиттере @POTUS сообщение, которое прочитали почти пять миллионов его подписчиков: «Классные часы, Ахмед. Может, принесешь их в Белый дом?»

Хотя президент редко постит твиты собственного сочинения, а чиновники Белого дома не раскрывают информацию о том, кто придумал сообщение об Ахмеде, этот случай подтолкнул администрацию к идее о начале полноценного интернет-присутствия Обамы. Целью было дать людям почувствовать близость и открытость одного из самых зарегламентированных должностных лиц.

http://static01.nyt.com/images/2015/11/09/us/09whletter-web03/09whletter-web03-articleLarge.jpg

Во время своего сентябрьского путешествия на Аляску президент Обама решил лично вести свой аккаунт в Instagram. Источник: Doug Mills/The New York Times.

Эта работа была возложена на Управление диджитал-стратегии в администрации Обамы. Около 20 сотрудников целыми днями мониторят и заполняют официальные аккаунты Белого дома на Facebook, Instagram и YouTube.

Под руководством Джейсона Голдмана, 39-летнего бывшего топ-менеджера компаний Twitter, Blogger и Medium, команда выполняет множество задач, включая прямые твиттер-трансляции речей президента, а также определение наиболее актуальных тем для видеороликов, их создание и размещение на канале.

В общем, они отвечают за создание виртуальной идентичности президента Обамы. И по их словам, старые методы коммуникаций, принятые в Белом доме — регулярные обращения к нации, большие телевизионные и печатные интервью — становятся все менее эффективными.

«Наше управление работает над тем, чтобы напрямую донести голос президента до людей, — говорит Кори Шульман, заместитель директора управления, работающая в команде Обамы с 2009 года. — Нам важно найти баланс между приоритетами президента и гибкостью в онлайн-общении, когда мы выступаем выразителями мнения главы государства».

Кори Шульман, заместитель директора управления цифровой стратегии Белого дома, работает в команде президента с 2009 года. Фото: Stephen Crowley/The New York Times.

Технологии играют важную роль в политике Обамы. В ходе его предвыборной кампании впервые использовался компьютерный анализ данных, что отчасти помогло ему попасть в Белый дом. Он также стал первым президентом, использующим электронную почту, и теперь он редко расстается со своим iPad. В апреле он назначил Джейсона Голдмана руководителем своей цифровой стратегии, назвав его архитектором электронных инициатив Белого дома.

«Его главная цель — это сделать Белый дом более открытым, приподнять завесу секретности, показать, как работает правительство, — говорит пресс-секретарь президента Дженнифер Псаки. — Он всегда общается с нами, ищет новые пути коммуникации, что, надо сказать, нелегко для того, кто управляет целой страной».

Джейсон Голдман и Кори Шульман каждое утро присутствуют на оперативном совещании в Западном крыле. В их задачи входит определение электронной повестки дня президента, а также оперативное информирование в случае появления громких трендов в Twitter или Facebook.

Так, в ноябре 2013 года интернет облетели фотографии 5-летнего Майлза Скотта, больного лейкемией мальчика из Сан-Франциско, который в образе Бэтмена борется с преступностью в родном городе. Интернет-советники Обамы посчитали, что с «Бэткидом» должен связаться президент. В итоге был записан 6-секундный ролик на сайте Vine, в котором Барак Обама напутствует: «Время действовать, Майлз. Время спасать Готэм».


По теме: Сервис Political Image Machine анализирует фотографии кандидатов в президенты США


Со временем и другие высшие должностные лица в правительстве США стали более открытыми для общения в соцсетях. Немалую роль в этом сыграли данные, предоставленные интернет-советниками, убедительно доказывающие эффективность регулярного появления президента в виртуальном пространстве. Так, в преддверии своего ежегодного послания Барак Обама записал и выложил на YouTube несколько видеороликов, в которых рассказывал об основных темах предстоящей речи.

«Когда мы записывали эти ролики, мы понятия не имели, как их примут пользователи, — говорит Натаниель Любин, бывший руководитель интернет-управления в администрации Барака Обамы. — Но это начинание оказалось более чем успешным. Что, в свою очередь, стало доказательством эффективности такой формы общения».

В августе в ходе поездки на Аляску, где Барак Обама участвовал в конференции по изменению климата, он взял под личный контроль официальный аккаунт Белого дома в Instagram. Несколько дней он не расставался с палкой для селфи и камерой GoPro, снимал тающие ледники и выкладывал фото и видео, как обычный американец, приехавший на отдых.

В реальности, конечно, все обстоит немного иначе. Твиты Барака Обамы иногда пишутся и почти всегда выкладываются помощниками. Он фолловит всего около 70 других аккаунтов. В основном это правительственные агентства, члены и руководители его администрации, несколько спортивных команд Чикаго и Билл Клинтон. Он редко пишет спонтанные сообщения.

Как и в жизни, виртуальный Барак Обама иногда сводится к сухим и протокольным репликам. Некоторые его твиты представляют лишь череду фактов, касающихся того или иного предмета, например, продажи оружия и уголовного судопроизводства.

Все чаще реплики Барака Обамы в Сети становятся самостоятельными новостными поводами. Так случилось в июне этого года, когда президент отреагировал на решение Верховного суда об узаконивании однополых браков по всей стране. В его твите, сопровожденном хештегом #LoveWins, говорится, что это решение «стало большим шагом на пути к равноправию». Это сообщение сразу же вышло в лидеры по цитированию.

«В конечном счете, мы должны находить новые способы общения с людьми, поскольку в наши дни традиционных средств массовой информации уже становится недостаточно», — говорит Дэн Пфайфер, бывший советник Барака Обамы по диджитал-коммуникациям.

Кроме того, социальные сети являются мощным инструментом в выстраивании позитивного образа Барака Обамы. Одним из самых популярных видео, размещенных на официальном канале на YouTube, стала запись, на которой президент прогуливается во дворе Белого дома, запросто подходит к изумленным туристам и пожимает им руки.

По словам Дэна Пфайфера, это видео появилось в нелегкое время, когда у всех на устах было усиление Исламского государства, а рейтинг президента США падал: «И вот мы видим его таким, каким всегда хотели видеть — гуляющим среди людей и пожимающим руки».

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно