Наиль Байназаров

Как построить умный город за 2 года и 30 миллионов долларов

В 2013 году крупнейший город Шотландии Глазго получил правительственный грант на 24 миллиона фунтов стерлингов (31 миллион долларов по нынешнему курсу). На эти деньги город должен был реализовать самый масштабный в Британии проект умного города. Многое было сделано за два с половиной года. Издание Computer Weekly подводит предварительные итоги: какие элементы Smart City в Глазго уже внедрены и что из этого вышло.


По итогам конкурса на получение внушительного правительственного гранта Глазго обошел такие города, как Лондон, Бристоль и Питерборо. Совет по технологической стратегии Великобритании перечислил на счет городского совета 24 миллиона фунтов с условием: построить на эти деньги город будущего.

Крупнейщий российский девелопер — "Мортон" — ищет технологии для Smart City.
Подай заявку

Для начала в городском совете придумали большой план, который так и назвали – «Город будущего Глазго» (Future City of Glasgow). Потом приступили к поэтапному внедрению нескольких крупных инфраструктурных проектов. Они касаются, в частности, развития системы транспорта, создания умной энергетики, сбора и утилизации мусора, модернизации уличного освещения и ряд других.

Но один из первых проектов касался здорового образа жизни. Исследование показало, что в Глазго – самая низкая продолжительность жизни в Великобритании. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 71,6 года (в среднем по стране – 78,2), женщин – 78 лет (82,3).

Параллельно выяснилось, что жители Глазго меньше других британцев ездят на велосипедах. Увидев в этом связь, местные власти начали всячески пропагандировать езду на велосипедах и пешие прогулки.

Источник: map.glasgow.gov.uk

Для этого создали два мобильных приложения – для велосипедистов и для пешеходов. Людей мотивировали пользоваться ими возможностями делиться друг с другом маршрутами и хвастаться достижениями: кто сколько проездил или прошел. Заодно при помощи этих приложений власти стали собирать анонимные данные о любимых маршрутах горожан. На этих маршрутах решили проложить новые велосипедные дорожки и вообще улучшить инфраструктуру.

Гэри Уокер
директор программы «Город будущего Глазго»

«Люди подхватили эту идею и даже начали предлагать, как ее улучшить. Так, жители одного из городских районов стали дополнять отчеты о своих пеших прогулках историческими видами города и рассказами»

Развитие транспортной системы

В рамках транспортной инициативы власти Глазго оборудовали 120 маршрутных автобусов специально для перевозки детей и получателей социальных услуг.

Городские маршруты оптимизировали, а водителям общественного транспорта разрешили менять схему проезда в зависимости от ситуации на дорогах. Таким образом удалось добиться значительного сокращения потребления топлива. Снизилось даже число маршруток.

Умная энергетика

Для жителей города разработали приложение, в котором домовладельцы могут указывать характеристики своего жилища и ежемесячные траты на отопление и свет. Люди могут сравнивать свои расходы с расходами владельцев других таких же домов и квартир. А приложение дает рекомендации по снижению потребления энергии и ссылки на госпрограммы субсидирования при установке зеленых энергосистем. Например, из приложения можно узнать, какие вам полагаются льготы при установке солнечных батарей.

Опять-таки посредством этого приложения коммунальные службы будут собирать информацию о том, кто, как и сколько энергии потребляет.

Еще одно приложение разработано уже для городских властей и служб. С помощью специальной программы можно подбирать подходящие места для размещения наземных солнечных панелей и мини-электростанций. Совет Глазго будет софинансировать установку солнечных электрогенераторов для общегородских нужд.

Уличное освещение

Одним из самых обсуждаемых проектов стала модернизация системы уличного освещения. При населении 600 000 на улицах Глазго работали 72 000 натриевых уличных ламп. Таким образом одна лампа приходилась на 8 жителей. Этого мало. К тому же натриевые лампы потребляют много энергии, а служат всего 3-4 года. Их решили заменить современными LED-светильниками.

«Мы заменили часть уличных фонарей на LED, подключили их к интернету и стали менять интенсивность освещения в зависимости от обстоятельств. В обычном режиме, когда рядом нет прохожих, фонарь светит на 20% мощности. При появлении человека в пределах видимости, лампа включается на все 100%»

Проект себя оправдал и окупил. Теперь такими подключенными фонарями планируется оснастить весь центр Глазго.

Источник: safe-growth.blogspot.com

Уличная инфраструктура

Этот проект должен стать следующим этапом реализации программы «Город будущего Глазго». На улицах должны появиться, например, мусорные контейнеры с индикаторами заполнения. Мусоровозы будут приходить только тогда, когда контейнер полон. Такие же системы умного сбора мусора сейчас успешно действуют в Нью-Йорке и Барселоне.

К интернету вещей будет подключена и другая уличная инфраструктура. В частности, парковки. Это будет стандартная умная парковочная система с приложением, которое помогает водителю найти свободное место.

Оплатить парковку можно будет также через приложение. А за 10 минут до истечения оплаченного времени водителю на телефон будет приходить уведомление, так что он сможет при желании продлить стоянку, доплатив денег.

Для владельцев электрокаров приложение будет искать места с розетками.

Безопасность и видеонаблюдение

Программа «Город будущего» позволила объединить в одном месте все системы уличного наблюдения и управления дорожным движением. Раньше у каждого района города была своя система видеонаблюдения. Поэтому полиции приходилось запрашивать информацию каждый раз, когда нужно было получить видеозапись с места происшествия.

Сейчас все экраны и общий пульт управления поместили в один операционный центр, а уличное оборудование обновили. Старые аналоговые камеры заменили на новенькие IP-камеры высокого разрешения. Их подключили к сети с быстрой передачей данных.

Операционный центр в Глазго. Источник: www.stepupsmartcities.eu

С помощью камер правоохранительные службы могут следить за порядком в 500 публичных местах города, включая достопримечательности и городские парки.

«Хулиганы могут повредить, например, фонтан на площади стоимостью миллион фунтов. Чтобы не допустить этого, установили по периметру фонтана камеры»

Система распознавания образов также может автоматически отправлять сообщения в полицию в случае, если в одном месте собирается слишком много народа.

Со временем камеры также научат распознавать отдельные лица, чтобы искать преступников или пропавших людей. Такая система умного поиска разыскиваемых действует, например, в Австралии.

Но, в отличие от Австралии, на улицах Глазго реализовать похожую систему будет труднее. Причина – частые дожди. Из-за потоков воды камера просто перестает воспринимать и распознавать лица прохожих. Решением проблемы может стать поиск людей по росту или по цветам одежды. Особенно это применимо при поиске пропавших детей.

Сбор данных

Одним из долгоиграющих проектов с неочевидными последствиями должен стать сбор анонимных данных об активности горожан. Например, анализ больших данных о передвижениях людей может позволить прогнозировать прибыльность магазинов и торговых центров в тех или иных районах.

Туристическое бюро города Глазго может заранее спрогнозировать популярность городских мероприятий.

Для сбора такого рода данных используются датчики движения общественного транспорта, сенсоры в тротуарах, считающие количество пешеходов, и данные служб такси.

Что дальше

По словам директора программы «Город будущего Глазго» Гэри Уокера, Smart City проекты получают всестороннюю поддержку властей на всех уровнях.

«В принципе, по-другому и быть не могло. Если обратиться к главе местной администрации с предложением сделать его территорию более безопасной, более комфортной для проживания и более экологичной, он вряд ли скажет «нет»

Для авторов проектов не менее важно, что умный город все больше опирается на решения, принятые «снизу», путем голосования в приложениях или высказывания идей на форумах. Теперь многие проекты могут продолжить развиваться уже без непосредственного участия властей или контролирующих органов. Это значит, что город будущего состоялся. Общество готово само строить его.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно