Наиль Байназаров

Надувной матрас и завтрак. История Airbnb

Идея, которая впоследствии разрастется в мировую сеть по поиску арендного жилья, возникла из безысходности. Rusbase публикует историю крупнейшего сервиса по аренде жилья Airbnb — с момента основания в 2007 году до оценки в $25,5 млрд в июне 2015 года.


Идея, которая впоследствии разрастется в мировую сеть по поиску арендного жилья, возникла из безысходности. Двум парням из Сан-Франциско — Брайану Чески и Джо Гэббиа — однажды стало нечем платить за съемную квартиру. Тогда парни решили предоставлять ночлег всем желающим за небольшую плату.


По теме: Инфографика — как появился Airbnb


В лофте, где жили сами, Брайан и Джо прямо на полу разложили три надувных матраса. В дополнение к спальному месту решили кормить гостей домашними завтраками. Обо всем этом парни объявили на созданном ими осенью 2007 года простеньком сайте. Первыми постояльцами стали два молодых человека и девушка, которые заплатили за проживание по $80.

Первый гость Брайана и Джо — Амол (Amol)

А уже весной 2008 года Брайан и Джо предложили присоединиться к делу своему бывшему соседу по квартире и «блестящему инженеру» Натану Блечарзику. Запуск компании, названной Airbed & Breakfast («Надувной матрас и завтрак»), ребята приурочили к съезду Демократической партии летом 2008 года, рассчитывая на нехватку номеров в отелях.

Новоявленные бизнесмены не ограничились сдачей жилья внаём. Они купили оптом тонну готовых завтраков, разработали дизайн коробок для хлопьев с изображением каждого кандидата в президенты и расфасовали завтраки. Так появились хлопья «Obama O’s» и «Cap’n McCains» в честь Барака Обамы и Джона МакКейна, соответственно. Вскоре они продали по пятьсот пачек хлопьев каждой «марки», $40 за пачку, «подняв» таким образом 30 тысяч долларов на свой стартап.

Однако этого оказывается недостаточно, и сооснователи Airbed & Breakfast по-прежнему вынуждены сводить концы с концами и искать инвесторов.

Первый внешний капитал Брайану и Джо удается привлечь весной 2009 года. Убедив Пола Грэма вместе поужинать, они попадают в акселератор Y Combinator и получают $20 тысяч. В следующем раунде — на $600 тысяч — основными инвесторами становятся фонды Sequoia Capital и Y Ventures. Тогда же название сокращается до нынешнего Airbnb.

Сооснователи Airbnb в Y Combinator. Слева направо: Брайан Чески, Джо Гэббиа и Натан Блечарзик

Летом 2009 в Airbnb решают увеличить прибыль для масштабирования и вводят плату за бронирование, взимая небольшой процент с хозяев квартир и чуть больше — с арендаторов. Аудитория сайта продолжает расти, и свои квартиры теперь постоянно сдают уже 15 владельцев, помимо самих Чески и Гэббиа.

Пытаясь улучшить сервис и расширить клиентскую базу, Брайан и Джо весной 2010-го впервые отправляются из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Там они обходят все сдаваемые через сайт квартиры и в каждой проводят профессиональную фотосъемку. Позже выяснится, что спрос на квартиры с портфолио вырастает в 2-3 раза. Так что летом 2010 года Airbnb запускает фотосервис, который позволяет хозяевам квартир быстро заказывать профессиональную фотосъемку сдаваемого жилья. Поначалу сервис обслуживали только 20 фотографов, однако нововведение становится популярным.

Зимой того же года Airbnb удается привлечь $7,2 млн от нескольких инвесторов, включая Greylock Partners и Sequoia Capital. В течение следующего года рост количества бронирований на сайте составит 800%, квартиры сдаются уже в 89 странах мира. А к весне 2011 на сайте зарегистрирована миллионная сделка.

Летом 2011 года Airbnb представляет новый раздел, который позволяет пользователям сайта подключать профили социальных сетей, для большей безопасности и доверия внутри сообщества.

К этому времени компания успешно развивается и делает первую крупную покупку: Airbnb поглощает свой немецкий клон Accoleo.

Тем же летом Airbnb привлекает дополнительные $112 миллионов от инвесторов, в числе которых голливудский актер Эштон Катчер, и входит в список онлайн-ресурсов с миллиардным оборотом. А Эштон Катчер входит в совет директоров компании.

Но через три дня после того, как компания официально объявила о привлечении средств, у Airbnb прошло первое серьезное испытание на прочность. Хозяйка одной из сдаваемых через сайт квартир, некто EJ, заявила, что ее жилплощадь полностью разграблена постояльцами. Сначала руководство компании отмалчивалось, однако затем EJ принесли официальные извинения и пообещали оказать всю необходимую помощь.

Чуть позже с аналогичной жалобой обратился еще один хозяин, обнаруживший в своей квартире следы употребления наркотиков. Компания тут же выступила с извинениями и гарантировала впредь возмещение ущерба на сумму $50000 за любой инцидент.

Весной 2012 года Airbnb запускает приложение для Android-устройств. К этому времени ресурсом пользуются уже более миллиона человек, на сайте опубликовано 120 000 записей об аренде жилья.

В преддверии летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году Airbnb приобретает ресурс Crashpadder, как очередной этап расширения бизнеса на международном уровне.

Тем временем сообщество сайта неуклонно растет, и руководство Airbnb решает принять дополнительные меры по защите пользователей. Такой мерой становится гарантия возмещения ущерба размером уже в $1 млн.

Осенью 2012 года, когда ураган Сэнди оставил тысячи жителей Нью-Йорка без крыши над головой, Airbnb призывает хозяев квартир снизить стоимость аренды, тем самым помогая пострадавшим.

Зимой 2012 года Airbnb приобретает ресурс Localmind и догоняет сеть отелей «Хилтон» по количеству бронирования мест: теперь на сайте зарегистрированы более 4 миллионов пользователей, 300 000 квартир сдается в 192 странах мира.

Летом компанию настигают новые неприятности. Жителя Нью-Йорка по имени Найджел Уоррен оштрафовали на $2400 за то, что он сдал жилье пользователю сайта Airbnb. Компания помогла Уоррену оплатить судебные издержки. С этого началась тяжба между Airbnb и штатом Нью-Йорк, которая длилась почти год.


По теме: Хиллари Клинтон выступит против Uber


В это время компания продолжает расти и заявляет уже о 9 миллионах пользователей против 4 миллионов восемью месяцами ранее. И это еще не всё. Осенью 2013 года Airbnb объявила, что годом ранее ей удалось тайно привлечь дополнительные $200 млн от Founders Fund.


По теме: Чему Uber стоит поучиться у Airbnb


После достижения цифры в 10 миллионов пользователей и 550 тысяч единиц жилья по всему миру, зарегистрированных на платформе, Airbnb закрывает инвестиционную сделку объемом в $500 млн и входит в список ресурсов с оборотом более $10 млрд.

Летом 2014 года Airbnb объявляет о масштабном обновлении дизайна сайта и мобильных приложений, включая разработку нового логотипа.

Вскоре Airbnb заключает соглашение с компанией Concur, которая занимается организацией бизнес-путешествий, что позволяет войти на рынок корпоративного туризма.

А с мэриями городов Сан-Франциско и Портленд руководители Airbnb договорились о совместной программе ликвидации последствий стихийных бедствий. В соглашении говорится, что Airbnb будет выявлять и координировать хозяев, которые согласятся предоставить жилье пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В начале 2015 года стало известно, что Airbnb привлекает раунд инвестиций с астрономической оценкой компании в $20 млрд. В июне 2015 года компания привлекла $1,5 млрд от ряда инвесторов при оценке в $25,5 млрд. На данный момент компания входит в список самых дорогих стартапов мира: на третьем месте после Xiaomi и Uber.

Слева направо: сооснователи Airbnb Джо Гэббиа, Натан Блечарзик и Брайан Чески


По теме: Как IT-компании боролись за юзера: Twitter, Foursquare, Uber, Airbnb, Yelp


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно