Top.Mail.Ru
Истории

6 признаков того, что у вас хорошее стратегическое видение

Истории
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

В издательстве «Эксмо» вышла книга Люка Де Брабандера и Алана Ини «Думай в других форматах». На примерах из реального мира и опыте крупных компаний — вроде Ford и Sony — авторы показывают, как оставаться на гребне волны в конкурентной среде и найти выход даже из тупиковой, казалось бы, ситуации в бизнесе.

Rusbase публикует отрывок из книги, в котором идет речь о стратегическом видении. Что это такое и почему так важно ему учиться — читайте ниже.

6 признаков того, что у вас хорошее стратегическое видение

Что такое стратегическое видение


Важные элементы:

  • Само видение — фундаментальные устремления компании для будущего;
  • Ценности, на основе которых и строится видение компании;
  • Обещания, которые компания хотела бы выполнить для своих сотрудников, клиентов и других заинтересованных сторон.

1. Видение

Стратегическое видение является боевым кличем, рассчитанным на широкие и большие группы людей (особенно сотрудников и клиентов организации). Легко спутать с «миссией» организации (или «целью») и действительно, обе центральные ментальные модели форматов — с некоторыми перекрещивающимися качествами. Но в целом мы видим видение (то есть «чем мы стремимся стать, что достичь и создать»), как строительство на миссии организации (то есть «за что мы выступаем и почему мы существуем»).



Мы создали полку на Bookmate, куда складываем книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты
Туда же попадает полезный non-fiction, который упоминался на Rusbase по тегу #Books.

 Нашим читателям — месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE по ссылке http://bookmate.com/code или в приложении.


В нашей структуре миссия или цель, как правило, более статические, смещающиеся довольно медленно и незаметно в течение долгого времени, как будто это както неразрывно связано с самой сутью организации, ее «ДНК». Видение, напротив, предусматривает направление, которому руководство организации хотело бы следовать в относительно короткой или среднесрочной перспективе (то есть пятилетнее стратегическое видение, или десятилетнее или двадцатилетнее).

Видение помогает ответить на такие вопросы, как: «куда моей организации и мне не терпится перейти с этой точки?».

Видение — это новый большой вдохновляющий формат, который мы можем создать сегодня, и который я и моя команда будем в состоянии заполнить большим количеством новых увлекательных идей завтра.


2. Ценности

Видение должны охватить основные ценности — или идеи того, какими, по нашему мнению, вещи должны быть — на которых строится ваша компания. Некоторые широко цитируемые ценности — целостность, удовлетворенность клиента, командный дух и подлинность.

Видением компании Avis Business Group, построенное на таких ценностях как — обязательность, честность и ответственность, является: «Мы будем лидером в области аренды автомобилей, сосредоточив внимание на клиентах, наших людях, росте, инновациях и эффективности. Все эти элементы будут управлять сутью успеха и покажут, что Avis и Budget сильнее вместе, чем они могли бы быть по отдельности».

Land O’Lakes утверждает, что ее видение — это: «Стать одним из лучших предприятий продуктов питания и сельского хозяйства в мире, будучи первым выбором наших покупателей, ответственным к нашим владельцам, а также лидером в наших сообществах». И, в соответствии с веб-сайтом, основными ценностями Land O’Lakes являются: «люди», «производительность», «приверженность», «клиент», «качество» и «целостность».

Одним из способов подумать об основных ценностях вашей компании является поиск ответов на такие вопросы как: «За что моя организация и я готовы бороться? Какие аспекты организации я хочу передать моим детям? Чем моя компания и я запомнятся? Какие основные элементы компании перечеркнули бы мое желание работать там?»

Конечно, даже тогда, когда вы раздумываете так глубоко и составляете список ценностей, которые кажутся первостепенными, вам не обязательно уметь развивать консенсус о том, что они означают и какие их последствия должны быть для вашего видения. Любая из этих ценностей может означать разные вещи для разных групп заинтересованных лиц.

Но делая все возможное, чтобы выявить общий набор ценностей, вы начнете понимать не только то, где ваша организация находится сегодня, но и то, каким, по вашему мнению, ее «радикально предпочтительное будущее состояние» или «радикально предпочтительный вид будущего» должны быть.


3. Обещания

Ваше видение должно также выражать ваши обещания, которые вы даете заинтересованным акционерам организации. Каковы ваши большие планы? Ваши наиболее значительные амбиции? Что вы надеетесь достичь и в течение какого периода времени?

Прогрессивная автостраховая компания Fortune 500 утверждает, что ее видение: «Уменьшить человеческие травмы и экономические затраты, связанные с автомобильными авариями. Мы делаем это, предоставляя нашим клиенты услуги, призванные помочь им восстановить свою жизнь так быстро, насколько это возможно».

General Motors предлагает очень специфическое обещание: «За последние сто лет GM был лидером мировой автомобильной промышленности. И ближайшие сто лет будут такими же. GM предан идее оставаться лидером в отрасли альтернативных топливных двигателей».


Есть ли у вас хорошее стратегическое видение?

Вы узнаете, есть ли у вас хорошее стратегическое видение, если оно:

  1. Меняет то, как вы и ваши коллеги воспринимаете вашу организацию. Например, видение Sony было когда-то известное: «Стать компанией, наиболее известной изменениями повсеместного имиджа некачественных японских продуктов». Оно заявляет о разрыве с прошлым, ясное «до» и «после»;

  2. Легко понятное, запоминающееся, достоверное и осуществимое. Миссией компании 3М является: «Решить нерешенные проблемы инновационным способом»;
  3. Легко распространяется среди тех, на кого это влияет, и мотивирует ключевых акционеров. Видение компании Microsoft, например, такое: «Компьютер на каждом столе в каждом доме». Это превосходит такие заявления, как: «Мы хотим быть обувной компанией №1 в мире» или «Мы всегда будем работать, чтобы быть первым в общенациональном бизнесе производства стен».



    Microsoft особенна в том, что она надеется достичь (и предлагает яркий образ, чтобы отразить это). Заявление быть №1 (или №2, если уж на то пошло) открыто для интерпретаций и неоднозначно, так как зависит от глагола «быть». Что, собственно, значит быть №1 или  №2? Значит ли это определенный уровень годового дохода? Доли рынка? Мы призываем компании использовать глаголы действия в их заявлениях о видении, чтобы объяснить абсолютно ясно, что именно они хотят достичь;

  4. Отличает организацию от конкурентов в конкретных направлениях. Ben&Jerry, инновационная компания по производству мороженого, утверждает, что ее цель заключается в том, чтобы «искать инновационные способы улучшить качество жизни общества в каждом бизнес-решении, которое мы принимаем»;

  5. Содержит качественные элементы и критерии успеха, которые выходят за рамки традиционных способов измерения, то есть не просто «удвоить свою долю на рынке» или «достичь дохода в один биллион долларов». Историческая формулировка видения Sony была особенно убедительной в этом отношении: вместо того, чтобы просто создать финансовый ориентир, компания предложила удивительно смелое и необычное обещание изменить мировое восприятие качества японского производства продукции;

  6. Может быть подтверждено основными акционерами, то есть является этически приемлемым, действенным, экономически жизнеспособным и помогает объединить и вдохновить всех участников, основываясь на ваших основных ценностях.


Ковка коллективного видения является непростым вызовом, потому что это требует не только креативности, но и большой дисциплины и подробного мышления. Когда вы и ваша группа приступаете к этому процессу, пункт назначения неизвестен.

Этот процесс может быть особенно трудным для тех людей в организации, которые обычно (или всегда) сосредоточены на дедуктивном, логическом, «доказуемом».

Как мы уже видели, приоритет, который многие организации считают краткосрочным, часто создает стимулы, которые значительно способствуют такому высокому аналитическому, конвергентному мышлению. Но разработка видения для вашей организации требует использовать как индукцию, так и дедукцию, применить перспективное мышление, уделяя особое внимание долгосрочным возможностям, чтобы задуматься не только над тем, что будущее может готовить для вас и ваших коллег, но и над тем, как вы можете сформировать будущее сами.

Подумайте, что для вас наиболее важно: проблемы, которые вы хотите помочь решить, или те, которые только вы можете решить. Рассмотрите, куда именно вы хотите пойти и что вы хотите делать, когда вы туда попадете. 


Материалы по теме:

Как заставить большие данные работать на ваш бизнес

Дмитрий Потапенко российскому бизнесу: «Господа предприниматели, ныряйте в песок. Чем меньше вы светитесь, тем лучше для вас»

Страшная сторона жизни Кремниевой долины

Как заключить выгодное стратегическое партнерство

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов
  2. 2 Как перестать совещаться ни о чем, но быть в курсе всего
  3. 3 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  4. 4 Десятки умерших бабушек и температура под 40 — как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно
  5. 5 Пять доказательств того, что клиент не всегда прав