Екатерина Бочкарева

Угадайте, какую вещь в интернете продали самой первой

Некоторые утверждают, что история интернет-торговли началась с продажи травки. Так ли это на самом деле? Разбирается FastCompany.


Наступило такое время года, когда интернет меняет свою основную функцию. В период от Черной пятницы до Киберпонедельника интернет из средства общения и обмена информации превращается в инструмент шопинга. Так, в Черную пятницу американцы потратили 10 млрд долларов. По прогнозам Adobe, в этом году в период праздников мы будем покупать и тратить в интернете больше, чем когда-либо. Предполагается, что с Чёрной пятницы и вплоть до ночи перед Рождеством мы потратим $83 миллиарда на онлайн-покупки.

Но когда же совершили покупку в интернете впервые?

Канадская e-commerce-компания Shopify выпустила видео (см. ниже), в котором отследила первую официальную онлайн-транзакцию. Первое упоминание начинается с Arpanet (компьютерной сети, созданной в 1969 году в США DARPA и ставшей прототипом интернета — прим. ред.), когда в 1971 году студенты-компьютерщики из Стэнфорда и МТИ пытались купить травку. Но как утверждает рассказчик, технически этот случай не считается, потому что они не перечисляли деньги через интернет: в Сети они только договорились о месте встречи.

Дальше тропа ведёт к 1984 году, когда 74-летняя бабушка из Великобритании по имени Джейн Сноубол использовала Videotex — по сути, телевизор, соединённый с телефонными линиями, — для заказа продуктов из местного магазина: маргарина, яиц и хлопьев. Однако продукты доставили вручную, а Сноубол заплатила за них наличными. Это не подпадает под электронную торговлю.

Первая настоящая транзакция в eCommerce произошла только после 1994-го, когда изобрели интернет, более менее похожий на сегодняшний. Несмотря на то, что Pizza Hut приписывает себе заслуги первой транзакции в электронной коммерции (они начали продавать пиццу онлайн в августе 1994-го), заслуга по-настоящему принадлежит Дэну Кону, 21-летнему предпринимателю, который запустил сайт в Нью-Хэмпшире под названием NetMarket.

11 августа 1994 года Кон продал диск Стинга Ten Summoner’s Tales другу в Филадельфии, который заплатил по кредитной карте $12,48 (плюс расходы за доставку) с помощью транзакции, которая впервые была защищена технологиями шифрования.

«Даже если бы за ним следило АНБ, получить номер кредитной карты им бы не удалось», — говорит Кохн Питеру Льюису из New York Times в статье о NetMarket. Льюис назвал его «новой компанией, которая является аналогом торгового центра, но только в киберпространстве».

Сайт просил пользователей скачать специальный браузер, который работал на Unix для обеспечения безопасных транзакций. Филипп Зиммерманн, создатель стандарта шифрования PGP (от англ. Pretty Good Privacy), на котором работает NetMarket, сказал Times, что технология была важным шагом на пути к цифровой валюте.

«Я считаю, что это важный шаг для этой работы, но в будущем нам предстоит увидеть больше интересных вещей в плане цифровой наличности. Например, сочетание криптографических протоколов, которые ведут себя как настоящие доллары, но при этом их нельзя отследить».

Не все согласятся с тем, что NetMarket стал той самой вехой. The Internet Shopping Network, который начал продавать компьютеры онлайн в 1994 году, обошёл NetMarket за месяц, — сообщил бывший исполнительный директор сайта журналу CNet в 2004 году. (The Internet Shopping Network позже купила Home Shopping Network, пока NetMarket существовал под защитой компании по аренде машин и гостиниц Cendant.) А сайт CDconnection.com заявляет, что продавал CD-диски в интернете с 1990 года.

Тем временем способ небезопасного онлайн-шопинга появился в Европе еще в 1980-х годах, благодаря куче сервисов на основе терминалов, вроде французского Minitel и немецкого Bildschirmtext, которые предлагали банковские услуги и билеты на самолёт, а также показывали курс акций и прогноз погоды. В США ранние интернет-пользователи для проведения транзакций могли использовать сервисы вроде Prodigy, CompuServe и AOL.

Исследовательская компания eMarketer предполагает, что в этом году потребители со всего мира потратят $1,672 триллиона онлайн. Эта сумма составляет 7,3% от общих розничных продаж во всём мире, которые предположительно составят 22,82 триллиона в 2015 году.

Удивительно, что сегодняшняя электронная торговля началась 20 лет назад с продажи CD-диска — формата, который e-commerce впоследствии уничтожил, став главным способом распространения музыки.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно