Наиль Байназаров

Четыре стартапа, в которые никто не поверил, а зря

Любой стартап на начальной стадии сталкивается с этим: скептики, противники или просто завистники ругают и высмеивают все попытки создать революционный продукт. Все эти люди твердят, что у вас ничего не получится, что за этот проект не стоит и браться, что это – пустая трата времени. Они уверены, что ваша идея – глупость, и вы не стоите вложения денег инвесторов.

Можно ли их винить? Признайтесь, когда вы впервые услышали о Twitter, могли вы предположить, что из него вырастет публичная компания стоимостью 20 миллиардов долларов? Или представьте, что двое студентов пришли к вам с бизнес-идеей по созданию очередной поисковой системы, в то время как вам точно известно, что Yahoo уже прочно монополизировал рынок.

Безумная идея часто оказывается бомбой на миллиард долларов.

А теперь поставьте себя на место тех бизнесменов, которые терзаются сомнениями по поводу перспектив своего проекта. Вы спрашиваете себя, зачем нужно было бросать нормальную работу и рисковать всем ради идеи, в которую никто, кроме вас, не верит.

И когда вы сами окажетесь в таком положении, прочтите эту статью. Пусть она служит вам напоминанием, что даже нынешние короли интернет-рынка с многомиллиардными капиталами когда-то были беззащитными крохами.

Чтобы убедиться в этом, посмотрите, как люди комментировали новости о запуске четырех стартапов, которые сегодня являются крупнейшими игроками интернет-рынка. Вот реальные заголовки изданий и реальные комментарии к ним.

Odeo объявляет о запуске Twitter

15 июля 2006 года Techcrunch публикует статью о том, что компания Odeo запускает мессенджер Twitter. Сотни скептиков тут же раскритиковали проект. Вот как выглядел заголовок:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1318/1*JcgiJk8JTetATX555RCt-Q.png«Odeo запускает Twttr»

А вот некоторые комментарии. Первый особенно показателен:

https://cdn-images-2.medium.com/max/740/1*dwWUPZ1ok3cWsGrhsDCPkQ.png

«Он НИКОГДА не станет популярным».

Если вы вдруг не заметили, автор выделил заглавными буквами: «НИКОГДА». Классика.

Вот еще коммент, подлиннее:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1022/1*4eBvt1CALPwK3LAospjU0g.png

«Ничего инновационного. Сервис ни на кого не ориентирован. Twttr звучит ужасно. Я вижу, кто-то упоминал здесь Pluggd (http://www.pluggd.com). Лично мой любимый сервис. Для подкастинга подходит лучше всего… интегрированный интерфейс и самый эффективный поисковик».

С этим комментатором в одном все-таки можно согласиться — Twitter по-прежнему ни на кого не ориентирован.

И вот еще такой коммент:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1024/1*mqgQXtSCE0IU1galiNmJlg.png

«Odeo с самого начала оказался провалом. Не прибыльная модель. Я разговаривал с их инвестором, из венчурной фирмы CRV. Я спросил, какая у них модель извлечения прибыли. Он ответил: продать кому-нибудь компанию, вот их модель. Ну ладно, это был вариант в условиях web 1.0. А теперь они сделали этот Twttr — еще более тупая идея, теперь уже для web 2.0. Почему бы CRV (Charles River Ventures) просто не сжечь эти деньги на барбекю-вечеринке где-нибудь на Сэнд-Хилл Роуд? По-моему, тогда людей придет больше, чем сейчас посетителей у Odeo.»

Этот автор хотя бы апеллирует к названиям (CRV) и делает предположение, что сжечь деньги на барбекю было бы выгоднее.


По теме: Настоящая история Twitter


Burbn объявляет о запуске Instagram

Созданный бывшим сотрудником Google, Instagram первоначально был мобильным приложением, основанным на геолокации. Вот заголовок статьи в TechCrunch (20 сентября 2010 г.) о запуске Instagram:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1600/1*RWzsyMZ_OMcgV9zL7H5hag.png

«Что получилось из Бурбона: Instagram позволяет быстро размещать красивые фото в соцсети»

А вот первые два комментария:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1276/1*MfKif6CAHiXQVaXXXCbRow.png

«Даже если у них отличные фильтры, разве нам нужно еще одно приложение, которое делает фото чуть более интересными? Это не то приложение, чтобы «делиться моментами жизни». Само это выражение пахнет типичным маркетингом Кремниевой долины. Вот у меня есть действительно классная идея: почему бы инвесторам не вкладывать в реальные бизнес-модели, которые обеспечивают создание долгосрочных ценностей для нашей экономики?»

Да, чувак, это классная идея. Может, кто-нибудь уже наконец поговорит с инвесторами и скажет им, пусть вкладывают в реальные бизнес-модели?

И еще один:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1274/1*PpDZZ7a7nJY0rdB_eYV76g.png

«Полмиллиона за какие-то фильтры? Нужно просто сделать плагин для всех программ, в котором будут все фильтры — и всё».

То есть кто-то должен сделать плагин для камер, в котором уже будут установлены фильтры? Ну да, кто-то уже сделал что-то подобное. Называется Instagram, и это мобильное приложение. Хорошее, кстати.


По теме: Как отказывали Airbnb: 5 писем от инвесторов


 Новости о запуске и финансировании Uber

В случае с Uber мы отобрали два заголовка. Негативных отзывов в начале деятельности этой компании было столько, что мы решили дать представление о том, как изменялись настроения в комментариях по мере становления Uber.

И вот первый заголовок, который удалось найти на TechCrunch (5 июля 2010 г.). Тогда Uber еще возглавлял Райан Грейвс.

https://cdn-images-2.medium.com/max/1600/1*xncCLm1XfstyFkJn16D23g.png

«UberCab возьмет на себя хлопоты по вызову такси»

Автор первого комментария сообщает нам, что монополия Uber подходит к концу (заметьте, что комментарий написан в 2012 году):

https://cdn-images-2.medium.com/max/1286/1*_Y3kFX_zJyVmCLdwxdDCPQ.png

«Uber, твоя монополия близится к концу!!! Легко доминировать, когда нет конкуренции. Скоро на арену выйдут настоящие игроки, которые вытеснят тебя на обочину!»

Под этой статьей было еще несколько комментариев, которые называли основателей Uber «мошенниками», а саму платформу «полным дерьмом». После чего следовало несколько полезных конструктивных советов.

Спустя примерно семь месяцев вышла вторая статья с таким заголовком:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1600/1*KbSeR3k1yQm8GbkNSJA1vw.png

«Полное одобрение: Uber получает $11 миллионов от венчурного инвестора Benchmark Capital»

И вот первый пространный комментарий. Похоже, его писал настоящий эксперт:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1024/1*MV25xujRz5XAJ09KgdpwrA.png

«Говорю как тот, кто всю жизнь проработал в этом бизнесе (семейный бизнес в трех штатах): такие большие деньги только приведут к неприятностям. Мы ведем свой бизнес уже 30 лет, и для нас будет большой удачей увеличить EBITDA в 3-4 раза. Крупнейшая компания по аренде лимузинов Carey (carey.com) получает 300 миллионов в год. Эта сфера практически не растет, и получить здесь высокую маржу невозможно. Я желаю им удачи, но этот бизнес скорее для семейного дела, и им повезет, если они хоть что-то заработают. Ну а если рассматривать технологический подход к делу, то уже есть limores.net, который зарабатывает 20 миллионов в год (это гибридная компания, сочетает технологии и аренду автомобилей), и groundtravel.com, который зарабатывает 8 миллионов в год. Может, им там в Uber известно то, чего не знаю я, но даже если Uber обойдет все эти компании и станет лучшей, ей в любом случае не удастся заработать миллиард долларов. Я уверен, что они сделали неправильный выбор».

Этот автор не только устроил экскурс в экономику рынка коммерческого извоза, но и объяснил, почему оценка Uber является завышенной. Кстати, кто-нибудь, скажите Трэвису Каланику, что этот его Uber отныне — семейный бизнес.

И еще один комментарий покороче:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1324/1*1tI8r7h_B5KlMeOH3dz_cA.png

«Ого! 11 миллионов за компанию, которая просто диспетчерская по вызову такси! Как я сам не догадался сделать такую же!»

Разве Uber — это диспетчерская по вызову такси? Пользователи приложения удивились бы, если бы им такое сказали.


По теме: 50 компаний, которые будут стоить больше миллиарда долларов


Pinterest объявляет о привлечении $27 миллионов

Платформа Pinterest была запущена в марте 2010 года. Компания закрыла первый раунд финансирования в размере 10 млн долларов в середине 2011 г. и затем еще один раунд в размере 27 млн долларов — в октябре 2011 г. Тем самым оценка компании составила порядка 200 млн долларов.

https://cdn-images-2.medium.com/max/1600/1*VjyMbErHfaWopTwpkpsZWw.png

«Подтверждено: Pinterest получает $27 миллионов от венчурного фонда Andreessen Horowitz»

В случае с Pinterest комментаторы настроены уже не так скептично, как в отношении других компаний. Кроме того, сайт TechCrunch к этому времени начал использовать систему комментирования Facebook — возможно, это также сыграло свою роль.

Вот комментарий, автор которого сообщает нам, что идея, лежащая в основе Pinterest — «тупая», а венчурные инвесторы — «наивные»:

https://cdn-images-2.medium.com/max/1023/1*jC6hE2G6P2JvLLLbWviirg.png

«Самая тупая идея со времен Quora (социальный сервис для обмена знаниями — ред.). Очень-очень тупая идея, которая изжила себя еще 5 лет назад. Но пока есть на свете наивные инвесторы, будут и халявные деньги».

А вот еще один короткий комментарий. К чести этого автора, можно согласиться с тем, что Pinterest на деле — лишь «сложная система закладок», хотя и очень удобная.

https://cdn-images-2.medium.com/max/1282/1*BXCdZ_tG_dxgL1Suvl7pkQ.png

«Нехилая сумма для всего лишь сложной системы закладок».


По теме: Как выглядели сайты компаний-миллиардеров на старте

Слушайте себя и никого больше

Теперь все мы знаем о четырех великих стартапах, которые в день запуска все нещадно троллили. Сегодня можно спокойно вспомнить эти комментарии и посмеяться над ними, но ведь до сих пор есть сотни стартапов, которым придется пройти через то же самое.

Конечно, это урок для всех нас. Нужно всегда помнить, — и это самый главный вывод — что если следовать за своей мечтой, прислушиваться к себе и работать до седьмого пота над достижением своей цели, то результат оправдает все испытания. Игнорируйте противников и недоброжелателей, сосредоточьтесь на своем проекте и добейтесь успеха назло всем.

Источник.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно