Наиль Байназаров

Чему Uber стоит поучиться у Airbnb

В отличие от Airbnb, служба заказа такси Uber переживает не лучшие времена. Журналисты New York Times решили сравнить политику двух сервисов на внешних рынках. Rusbase представляет перевод материала.


На прошлой неделе в глобальной службе аренды жилья Airbnb было зарегистрировано более 40 тысяч предложений в Париже. Таким образом, французская столица стала самым популярным направлением путешествий у пользователей сервиса. А парижские власти открыто приветствуют подобные инновации в гостиничной сфере города.

В отличие от Airbnb, служба заказа такси Uber переживает не лучшие времена.


По теме: Может ли таксист Uber зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц?


Тысячи парижских таксистов вышли на улицы, протестуя против сервиса UberPop. Использование этого приложения обвалило цены на поездки по городу, и официальные службы такси оказались на грани разорения. Некоторые французские политики обвинили компанию в нарушении законодательства в сфере транспорта. А двух топ-менеджеров Uber во Франции задержала полиция. Им предъявили обвинение в организации нелегальных перевозок. К пятнице компания приостановила действие приложения UberPop по всей стране.

У двух этих компаний — Uber и Airbnb — много общего. Обе родились в Сан-Франциско, и теперь являются крупнейшими участниками так называемой «экономики по требованию», в которой услугу можно получить одним нажатием на экран смартфона. Обе компании буквально купаются в деньгах инвесторов — их оценивают в десятки миллиардов долларов — и активно используют эти деньги для быстрой экспансии по всему миру.

Но во Франции две компании столкнулись с совершенно разным к себе отношением. И тут в полной мере аукнулось то, как сами эти компании относились к глобальным регуляторам и местным законам. Компания Uber с самого основания в 2009 году проникала в города один за другим, действуя по принципу «поймай меня, если сможешь». Напротив, Airbnb всегда стремилась снискать расположение местных чиновников и политиков, по крайней мере, в крупных городах.


По теме: Водителя Uber признали штатным сотрудником компании


И вплоть до недавних событий подход Uber никак не отражался на развитии бизнеса. Компания действует в более чем 300 городах в 60 странах мира, и оценивается инвесторами в сумму свыше $40 млрд. Но агрессивное поведение Uber настроило против компании надзорные органы в городах, многие из которых являются ключевыми для ее развития.

Airbnb в свое время также не избежала стычек с надзорными органами. Например, компания столкнулась с серьезным противодействием в ряде американских городов, включая Нью-Йорк, когда местные чиновники обеспокоились тем, что аренда жилья через Airbnb может негативно сказаться на рынке долгосрочной аренды в целом. А в прошлом году компания была впервые оштрафована за нарушение местных законов: в испанской Каталонии действует норма, которая запрещает сдавать туристам отдельные комнаты. Сейчас Airbnb оспаривает этот штраф размером примерно в $33 тыс.

Но в целом Airbnb придерживается политики сотрудничества с местными органами.

Предложения об аренде жилья во Франции на Airbnb стали появляться спустя несколько месяцев после запуска сервиса в 2008. В самом начале авторы стартапа сводили к минимуму общение с местными органами власти. Но к 2012 году количество предложений в Париже резко возросло, и Airbnb открыли там свой офис, тем самым начав диалог с городскими чиновниками. А в 2013 представители компании уже участвовали в дебатах по поводу поправок в городское жилищное законодательство.

Теперь специальная следственная группа проводит регулярные рейды в Париже по выявлению нелегально сдаваемого жилья. Штрафы за нарушение закона составляют до $28 тыс. Этот закон поддержала и Airbnb. Более того, с начала 2016 года компания начнет собирать туристический налог от имени парижской администрации. Тем самым французская столица станет вторым европейским городом после Амстердама, где Airbnb получила подобное право.

Такой подход к взаимодействию с надзорными органами направлен на «приобретение сторонников внутри администраций, понимающих значение sharing-экономики, – заявил глава департамента общественных связей Airbnb в Европе Патрик Робинсон. – И мы готовы объяснять, как устроен наш бизнес и каковы наши чаяния, ведь однажды мы столкнемся с тем, что надзорные ведомства придут проверять и нас».

Uber проникла во Францию в конце 2011, и как утверждают представители компании, им изначально было трудно установить контакт с местными властями. Спустя два года французские законодатели попытались провести закон, который бы ограничил действие сервисов наподобие Uber. Он предполагал ввести в таких приложениях обязательную 15-минутную задержку подачи машины, чтобы преимущество получили обычные таксисты.

В прошлом году представители Uber начали все чаще напрашиваться на прием к депутатам французского парламента, пытаясь установить дружеские связи. Однако к тому времени хорошо организованные владельцы таксомоторных компаний уже заручились поддержкой законодателей.

Новый закон о транспортных перевозках, который вступил в силу в этом году, обязывает всех водителей такси иметь профессиональную лицензию, а также запрещает им использовать геолокационное оборудование, показывающее местонахождение машины. Новые нормы значительно осложнили работу водителям UberPop. В свою очередь власти в Германии, Испании и Нидерландах также запретили Uber сбивать цены на поездки, аргументируя это тем, что обычные службы такси оказались в неравных условиях.

Тем не менее, Uber продолжал предоставлять услуги приложения UberPop на территории Франции, параллельно пытаясь оспорить местное транспортное законодательство как неконституционное. Однако французская полиция уже начала выписывать первые штрафы водителям UberPop, а в марте в офисах компании прошли обыски в связи с расследованием ряда дел. И наконец, в ответ на недавние беспорядки, Uber в пятницу приостановил действие сервиса заказа дешевого такси.

«Мы лишь предоставляем еще один способ передвижения по городу, — заявил, обращаясь к европейским политикам, директор по связям с общественностью Uber Антуан Обер. — В ответ на это мы сталкиваемся с ограничениями, наложенными на нас устаревшими законами в таких странах, как Франция, Испания и Германия».

«Современный бизнес – это инновации, качественное обслуживание и ответственность, а не то, что делает Uber вопреки требованиям закона: организация нелегальных рабочих мест и подпольная деятельность», — заявил министр внутренних дел Франции Бернар Казнев после того, как по стране прокатилась волна демонстраций против Uber.

В последние месяцы Uber стал охотнее идти на контакт с законодателями. Так, в ходе январской конференции в Мюнхене, куда приехали многие официальные лица Европы, президент Uber Трэвис Каланик заявил, что компания намерена действовать в рамках законодательств во всех государствах Евросоюза. Он также пообещал, что компания создаст в этих странах до 50 тысяч новых рабочих мест.

Но как показали недавние события во Франции, компания по-прежнему готова идти напролом, не считаясь с мнением законодателей и местных жителей.

«Любое правительство может легко прикрыть твою лавочку, так что в любом случае приходится играть по установленным правилам, – говорит почетный профессор Университета Пенсильвании Джеральд Фолхабер. – С властями приходится сотрудничать, и по-другому никак».

Оригинал статьи.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно