Полина Тодорова

Как выглядело бы IPO Uber в 2017 году

В свете возможного IPO Uber инвестор фонда Redpoint Ventures Махеш Велланки в своем блоге оценил финансовые показатели компании-единорога.


При оценке в $68 млрд Uber стоит дороже, чем GM, Ford, Honda и другие автопроизводители, за исключением Toyota, Daimler, Volkswagen и BMW. Также Uber стоит больше многих интернет-компаний с внушительной капитализацией, среди которых такие титаны рынка, как Netflix ($50 млрд), PayPal ($50 млрд), Baidu ($58 млрд) и eBay ($32 млрд). Если объяснять еще яснее, то в США есть всего шесть публичных интернет-компаний, стоящих дороже Uber. Это Apple ($578 млрд), Google ($525 млрд), Microsoft ($462 млрд), Amazon ($350 млрд), Facebook ($350 млрд) и Priceline ($71 млрд).

Uber растет невероятно быстро, но такими же темпами растут и убытки. Используя только информацию из публичных источников, я собрал данные о доходе и убытках Uber, полученные в ходе нескольких утечек. Разумеется, эти данные не открывали полной картины, так что кое-где мне пришлось сделать собственные расчеты, чтобы примерно понимать состояние доходов Uber. Зная картину прибыли и расходов компании и траекторию ее роста, можно примерно понять, как бы выглядело IPO Uber в 2017 году. Но сначала посмотрим на распределение чистого дохода компании по кварталам.

Вот это рост! Помним, что Uber платит из своей прибыли водителям, так что реальная валовая рыночная стоимость на самом деле примерно в пять раз выше (маржа чистого дохода в ~20%). Большая часть статистики Uber за 2012 и 2013 годы была слита в сеть, как и показатели за отдельные кварталы 2014-2016 годов. Темпы роста всегда были достаточно высоки, но наибольший скачок наблюдался в 2014-2015, в основном благодаря международной экспансии компании. В первом квартале 2016 года Uber получила $960 млн дохода, а затем показала «умеренный» рост на 15% до $1,1 млрд во втором квартале. Тем не менее эти впечатляющие показатели были достигнуты благодаря немалым усилиям.

О показателях чистой прибыли (или чистого убытка) информации доступно меньше. В то время как чистый доход Uber рос достаточно плавно, объем затрат мог резко меняться и зависеть от таких факторов, как конкуренция, расширение рынка, расходы на маркетинг и так далее. Тем не менее общие тенденции показаны выше. В этом году Uber потеряла $570 млн в первом квартале и $750 млн во втором. Сложно говорить, вырастут или сократятся эти показатели за вторую половину года, так что я оставил их на уровне $750 млн.

Рассмотрим показатели, пересчитанные по годам:

Темпы роста в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах составили примерно 537%, 332%, 280% и 194% соответственно. За 2015 год чистый доход вырос почти в четыре раза до $1,7 млрд, но убытки составили $1,9 млрд. Во втором квартале 2016 года чистый доход вырос на 15%, и я предположил, что за третий и четвертый квартал рост составит оптимистичные 20%. Таким образом, я оценил чистый доход за 2016 год примерно в $5 млрд – то есть каждый год он увеличивается примерно втрое. По оценкам чистой прибыли затраты будут в пределах $2,5-3 млрд.

Если брать во внимание темпы роста, то можно ожидать увеличения чистого дохода на 100-150% в 2017 году. Таким образом, он составит $10-12,5 млрд, а об убытках можно только догадываться. Самый большой мультипликатор выручки на 2017 год среди интернет-компаний составляет около 9,0 у Facebook – компании, которая заработает почти $37 млрд с рентабельностью по EBITDA в 63%. Лучшие коммерческие компании на 2017 год имеют мультипликатор в 6,0-8,0 и в большинстве своем являются прибыльными. Конечно, Uber растет намного быстрее этих публичных компаний, но то же самое можно сказать и о Facebook с ее 50-процентным ростом за 2016 год.

Предположим, что Uber получит чистый доход в $12,5 млрд в 2017 году. При очень оптимистичном мультипликаторе в 10 раз стоимость Uber составит $125 млрд. Даже при более скромном шестикратном мультипликаторе компания все равно будет стоить $75 млрд – ощутимо дороже своей нынешней частной оценки.

Крайне тяжело оценивать компании, растущие так же быстро, как Uber. Их оценка зависит не только от роста, но и от того, насколько хорошо пойдет их бизнес в долгосрочной перспективе. Я бы поставил на то, что о компании сейчас достаточно много говорят, и инвесторам вполне хватит этих показателей роста. Тем не менее это означает, что Uber придется поддерживать такие же мощные темпы без каких-либо заминок и убеждать инвесторов, что добиться прибыльности компании реально. Мировой рынок найма частных водителей насыщен конкуренцией, вынужден мириться с ограничениями законодательства и изначально невысокой рентабельностью (с этим могут помочь беспилотные автомобили). Учитывая динамику, интересно было бы увидеть, как Uber будет предлагать свои акции людям и оправдывать свою многообещающую оценку на бумаге.

Источник.


Материалы по теме:

Убыток Uber составил более $1,2 млрд в первом полугодии 2016 года – Bloomberg

Uber вложит полмиллиарда долларов в независимость от Google Maps

Минуя крупнейший рынок такси в мире, Uber развивается в японской провинции

Статья Барака Обамы: мы поможем обществу принять беспилотные автомобили


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно