Истории

Китайский WeChat демонстрирует миру будущее соцсетей

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Алексей Зеньков

История китайского приложения WeChat позволяет увидеть, как в будущем изменятся социальные сети и мессенджеры.

Китайский WeChat демонстрирует миру будущее соцсетей

Юй Хуэй, неугомонный четырехлетний шанхайский ребенок, является типичным представителем «цифрового поколения», как это любят называть маркетологи. Больше года назад она начала общаться со своими родителями через WeChat, китайский сервис для обмена сообщениями. Пока что Юй еще слишком юна, чтобы носить с собой мобильный телефон. Вместо этого у нее есть Mon Mon – устройство, которое через облако соединяется с приложением WeChat. В животе этой мягкой игрушки есть микрофон, который помогает родителям Юй Хуэй не соскучиться без ее разговоров и песенок, а при получении входящего сообщения игрушка начинает светиться.

Источник: AFP

Ее мать, как и большинство взрослых жителей страны, использует для рабочих целей не электронную почту, а WeChat. В приложении есть множество функций — от бесплатных видеозвонков и групповых чатов до новостного сервиса и удобной отправки больших медиафайлов. В приложении предусмотрен сервис для рабочих целей наподобие американского Slack. Вдобавок к этому, для обмена контактами с новыми знакомыми мама Юй Хуэй гораздо чаще пользуется камерой смартфона для сканирования кодов WeChat QR, чем традиционными визитными карточками. Отец Юй Хуэй с помощью приложения всего в несколько касаний оплачивает покупки онлайн, рассчитывается в обычных магазинах, платит по коммунальным счетам и делит счет в ресторане между друзьями. Он без каких-либо затруднений может заказать и оплатить такси, доставку еды, билетов в театр, записаться на прием к доктору или забронировать билеты в отпуск, и для этого ему даже не придется покидать вселенную WeChat.

Как выразился один американский венчурный инвестор, в Китае «каждое взаимодействие человека с окружающим миром происходит через WeChat, с раннего утра и до поздней ночи». Именно этот статус хаба всей интернет-активности и платформы, через которую пользователи получают доступ к другим сервисам, заставляет Facebook и других обитателей Кремниевой долины все пристальнее следить за деятельностью WeChat. Причины их зависти вполне очевидны. Люди, жизнь которых проходит одновременно в Китае и на Западе, часто жалуются, что без WeChat они как будто снова оказываются в прошлом.

Из всех достоинств и сервисов больше всего, должно быть, впечатляет то ощущение полностью безналичной экономики и воплощение мечты о веке интернета. Благодаря WeChat у китайского потребителя за целый день может не появиться нужды доставать купюры или пластиковые карты. На сегодняшний день это лучшая демонстрация того, как в Китае будущее мобильного интернета определяется во всех сферах жизни.

Это всего лишь один из примеров, поскольку в Китае вообще используется больше смартфонов, чем где бы то ни было в мире. Пользователей мобильного интернета в Китае больше, чем в Америке, Бразилии и Индонезии вместе взятых. Многие из них перескочили из эпохи до интернета напрямую к мобильной его разновидности, пропустив эпоху персональных компьютеров. В Китае примерно половина всех онлайн-продаж приходится на мобильные устройства, в то время как в США эта доля едва достигает трети. Иными словами, для появления и развития WeChat были созданы идеальные условия: новые технологии, бизнес-модели, построенные вокруг мобильных устройств, и самое главное – клиенты, готовые к чему-то новому.

Сервис, который внутри страны знают под названием Weixin, был запущен пять лет назад компанией Tencent, которая занимается онлайн-играми и социальными сетями. На текущий момент приложение является одним из самых популярных в мире месседжеров с аудиторией более 700 млн человек. Более трети всего времени, проведенного пользователями в мобильном интернете, приходится на WeChat. В среднем каждый пользователь открывает приложение десять раз в день и более.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

В WeChat постарались сделать все возможное, чтобы их приложением было удобно пользоваться. Если потрясти телефон, то можно найти новых друзей среди пользователей. Если направить его на телевизор, то приложение распознает текущую программу и найдет других пользователей, которые смотрят то же самое. В прошлом году на китайский Новый год CCTV, государственная телекомпания Китая, предлагала призы в миллионы долларов наличными тем пользователям WeChat, кто в нужный момент по сигналу потряс телефоном. За все шоу участники сделали это 11 миллиардов раз, причем в какой-то момент это делали 810 млн пользователей одновременно.

Источник: Shenglidigital

Что еще важнее, более половины пользователей WeChat согласились привязать к приложению свою банковскую карту. Это значимое достижение, учитывая уровень общего недоверия в китайском обществе и уровень киберпреступности, мошенничества и вредоносных действий в интернете. Пусть и при помощи знакомого всем бренда, а также обеспечения нужных мер безопасности и аутентификации, Tencent удалось привлечь к своему продукту публику. В то же время продуктам с Запада, таким как Snapchat и WhatsApp, еще только предстоит убедить пользователей доверить им свои финансы. Чуть лучше это удалось японской Line (которая недавно разместила свои акции на Нью-Йоркской и Токийской биржах) и южнокорейской KakaoTalk (одним из главных инвесторов которой является Tencent), однако и им еще далеко до успехов китайской платформы.

Одно приложение на все случаи жизни

Как же Tencent удалось достичь таких успехов с WeChat по сравнению с конкурентами? Ответ на этот вопрос отчасти заключается в особенностях местного рынка. В отличие от большинства пользователей на Западе, у многих китайцев есть по несколько устройств, и им сразу пришлось по вкусу приложение, позволяющее объединить все эти устройства под одной цифровой личностью. В Америке у мессенджеров был могучий соперник в виде недорогих базовых тарифов, в которые входили SMS-сообщения. В то же время в Китае текстовые сообщения стоили дорого, так что пользователи довольно быстро перешли на бесплатные приложения для общения. Электронная почта же вообще не получила в Китае такого распространения, как во всем остальном мире – в основном потому, что интернет сюда пришел довольно поздно – так что путь мессенджерам был открыт.

Однако более важной причиной популяризации WeChat стала способность Tencent к инновациям. Многие китайцы раньше пользовались QQ – платформой для обмена сообщениями на ПК, которая тоже создана в Tencent и в которой до сих пор зарегистрировано более 800 млн пользователей. QQ была копией ICQ, первого в своем роде сервиса для обмена сообщениями из Израиля. Через какое-то время китайский аналог научился развиваться самостоятельно. Почуяв скорое приближение эры мобильного интернета, руководство Tencent дало нескольким командам задание разработать мессенджер только для смартфонов. Команда, которая работала над QQ, представила нечто похожее на их продукт для ПК, а другая команда (коллектив одной недавно купленной Tencent фирмы) показали Weixin. Когда новое приложение было запущено, пользователям QQ дали возможность легко перенести в него свои старые контакты.

Еще один прорыв случился два года назад, когда сервис запустил кампанию под названием «Красный пакет», в ходе которой пользователи WeChat могли отправить друзьям и родным электронные деньги в китайский Новый год вместо наличных в красном конверте, как это было принято. Компания поступила очень грамотно, превратив эту традицию дарения в увлекательную игру, признает Конни Чан из венчурного фонда Andreessen Horowitz. Также компания предложила пользователям объединяться в группы для обмена деньгами, часто в случайных количествах (если вы отправите 3000 юаней 30 друзьям, они необязательно получат по 100 юаней каждый, сумму для каждого решает само приложение). Это, в свою очередь, привело к взрывному развитию групповых чатов. За этот год более 400 млн пользователей (как индивидуально, так и в группах) отправили 32 млрд денежных перевода за период празднований Нового года.

Энтузиазм, с которым пользователи WeChat приняли платформу, делает их ценными для Tencent в такой степени, о какой не может даже мечтать ни один из конкурентов. Спустя годы планомерных инвестиций компания наконец стала получать ощутимую и постоянно растущую прибыль от WeChat. Пока другие бесплатные мессенджеры испытывают проблемы с тем, чтобы приносить прибыль, WeChat за прошлый год заработал около $1,8 млрд, согласно подсчетам Дункана Кларка, специалиста пекинской консалтинговой фирмы BDA. По данным банка HSBC, учитывая текущие оценки технологических компаний, WeChat может уже стоить больше $80 млрд.

Больше половины прибыли приходится на сферу онлайн-игр, в которой Tencent – крупнейший разработчик в стране – особенно сильна. Еще одним драйвером роста является онлайн-торговля. Компания берет комиссию при покупке в любом из 10 млн магазинов (среди которых и некоторые знаменитости), у которых есть официальные аккаунты в приложении. Когда пользователи привязывают свои банковские карты к WeChat Wallet, они совершают больше покупок, чем, к примеру, американцы при оплате пластиковыми картами. Три года назад мало кто делал покупки в WeChat, но теперь примерно треть всех пользователей регулярно оплачивают свои покупки в интернете напрямую через приложение. Круг замкнулся: все больше брендов и компаний открывают официальные аккаунты, и это привлекает еще больше покупателей.

31 марта 2017 в Москве состоится конференция по технологиям в финансовой отрасли FinTech Russia, которая соберет на одной площадке ключевых представителей российского финтеха. Деловая программа мероприятия построена на кейсах и инструкциях от пионеров-практиков. Неформальную часть программы представляет FinTech Show: во время фуршета вы послушаете выступления создателей новых технологий. Подробнее о конференции — на сайте. Следите за новостями FinTech Russia в официальном Telegram-канале и на страницах в Facebook и «ВКонтакте».

Зависимость пользователей от платформы представляет собой бесценный источник информации об их предпочтениях и слабостях. Это, в свою очередь, повышает интерес к WeChat со стороны рекламодателей, которые хотят привлечь внимание нужной аудитории настолько точно, насколько это возможно. Мало кто сможет получить больше пользы от расцвета рекламы в соцсетях, чем WeChat, уверены специалисты инвестиционного банка Goldman Sachs. Когда компания BMW запускала первую рекламу на странице WeChat Moments (аналоге ленты новостей в Facebook) для ограниченного круга пользователей, люди стали негодовать, но только те, кто хотел узнать, почему не получил эту рекламу. Даже несмотря на то, что Tencent вводил таргетированную рекламу в Moments крайне осторожно и плавно, официальный аккаунт компании получает миллионы отзывов ежедневно.

Самый полезный урок, которые западные компании могут почерпнуть из истории успеха WeChat, состоит в том, что компании, которые работают над решением всех проблем мобильного интернета, в конечном счете завоюют любовь пользователей и рекламодателей. Смартфон – это великое изобретение, но даже он может вызывать недоумение. Люди по всему миру начинают уставать от бесчисленного множества приложений с раздражающими уведомлениями и обновлениями. В WeChat все эти вопросы решены.

Более известные конкуренты WeChat с Запада относятся к его успеху с немалой долей зависти. Один из топ-менеджеров, руководитель Facebook Messenger Дэвид Маркус, заявляет об этом прямо. Он называет WeChat по-настоящему «вдохновляющим». План Маркуса по превращению мессенджера в платформу, на которой люди могут общаться с компаниями и делать покупки, кажется уже знакомой.

Элемент рекламной кампании WeChat с участием Лионеля Месси. Источник: Value2020

Даже энтузиасты признают, что культура использования мобильных устройств на Западе отличается, и полностью повторить успех WeChat с его размахом и превосходством в глазах пользователя вряд ли удастся. В Китае все началось до того, как экосистема приложений вышла на первое место, как в Америке и Европе. Западные пользователи привыкли пользоваться множеством разных приложений в интернете, а не одним. Чтобы убедить их выбрать для этого единый хаб, придется очень постараться.

Точно так же призрачны шансы Facebook на то, чтобы переманить серьезную часть аудитории WeChat в Китае. Дитя Кремниевой долины отлично себя чувствует на многих рынках благодаря своей известности и эффекту нетворкинга. Это сильно мешает планам глобальной экспансии WeChat (не считая эффектной рекламной кампании с участием футболиста Лионеля Месси). Однако то же самое правило вступит в силу, если Facebook придет на рынок Китая, что может произойти уже в этом году или в следующем. «У нас огромное преимущество в плане количества функций и узнаваемости бренда, — заявил один из топ-менеджеров Tencent — в Weixin попросту реализовано больше функций суперприложения, чем в Facebook».

Действительно, WeChat уже показал свои силы в условиях конкуренции. Многие китайские гиганты бизнеса преуспели только потому, что государство мешало работе местных конкурентов и блокировало приход иностранных игроков. В этом плане история Tencent тоже уникальна. Компания сдержала натиск извечного соперника Alibaba нескольких ее продуктов. Самым очевидным соперником WeChat сейчас является WhatsApp. И хотя Facebook, как и Twitter, в Китае заблокированы, препятствий развитию WhatsApp никто не чинил. Причины расцвета WeChat просты и коммерчески оправданы: он решает проблемы пользователей и постоянно преподносит им что-то новое. Это приложение изменит мобильный интернет для всех – в том числе и тех, кто живет за пределами Китая, потому что западные компании пытаются копировать рецепт успеха.

Источник.


Материалы по теме:

Китайская Tencent достигла стоимости в $248 млрд, обогнав Alibaba Group

Какое приложение «взлетит» в Китае?

Чат-революция: почему боты убьют мобильные приложения

Когда мессенджеры захватят бизнес?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «У российской суперлиги пока мало общего с китайской повседневностью»: почему нашим супераппам далеко до WeChat
  2. 2 Каким должно быть приложение, которое не хочется закрывать
  3. 3 Как определить цену IT-продукта, по которой его захотят покупать все
  4. 4 Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
  5. 5 Ищем подрядчика онлайн: советы и лайфхаки
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти