Алексей Зеньков

Имперские амбиции Марка Цукерберга

Издание The Economist выпустило статью о том, как Марк Цукерберг готовится к битве за доминирование в новой эре компьютерных технологий. Публикуем ее перевод.


Со времен Римской империи жест с поднятым вверх большим пальцем не был настолько мощным и известным символом власти. Всего спустя 12 лет со дня основания Facebook выросла в великую империю, обладающую огромным населением, колоссальными средствами, харизматичным лидером и умопомрачительным авторитетом. Крупнейшая социальная сеть в мире имеет аудиторию в 1,6 млрд пользователей, более миллиарда из которых ежедневно проводят онлайн более 20 минут. На Западе на Facebook приходится наибольшая доля самого популярного занятия людей (социальные сети) на самых популярных устройствах (смартфонах). Через различные приложения Facebook в совокупности проходит около 30% всего мобильного интернет-трафика американцев. И это шестая по стоимости публичная компания в мире, с оценкой в $325 млрд.

Тем не менее, у 31-летнего основателя и гендиректора Facebook Марка Цукерберга есть еще более амбициозные планы. Среди них — идея предоставить жителям развивающихся стран подключение к интернету с помощью дронов, а также большая ставка на развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), «чат-ботов» и виртуальной реальности (ВР). Это стремление к доминированию противоречит интересам других великих империй мира технологий, в частности Google. То, как будет разворачиваться этот конфликт, будет влиять на будущее всех нас.

Империи, построенные на данных

Facebook добилась процветания путем создания качественных сервисов, привлекающих большую аудиторию, внимание которой можно продавать рекламодателям. То же самое справедливо и для Google. Две этих компании играют разные роли в жизни пользователей: Google хранит всю информацию о мире, а Facebook знает все о вас и ваших друзьях; вы пользуетесь Google, чтобы сделать что-то важное, а в Facebook вы обычно тратите свободное время. При этом примечательно, что в плане лидирующих позиций и стратегии эти компании становятся все более похожими.

Непревзойденное количество данных в базах делает обе компании сложными для конкуренции и крайне прибыльными, что позволяет им инвестировать в перспективные идеи и избавляться от потенциальных конкурентов, просто покупая их. И Google, и Facebook жаждут заполучить еще больше пользователей и данных, что, если вынести за скобки всю благородную риторику, объясняет их стремление подключить к интернету жителей развивающихся стран с помощью дронов или, в случае Google, гигантских воздушных шаров.

Главная задача — использовать данные так, чтобы создавать новые сервисы и способы извлечения прибыли. В Facebook делают ставку на ИИ и признают, что машинное обучение – при котором программы обучаются, обрабатывая массивы данных, и нет необходимости в жестком программировании – является большой частью решения этой задачи. В соцсети уже используются элементы ИИ, к примеру, для опознавания людей на фотографиях и для выбора новостей и рекламы, подходящих конкретному пользователю. Усилия Facebook также направлены на разработку цифровых помощников и чат-ботов с применением ИИ, которые могут обмениваться короткими сообщениями с пользователями. Компания уже расширяет возможности внедрения чат-ботов в приложение Messenger (где уже сейчас в США можно заказать Uber). А инвестиции Facebook в индустрию ВР – покупка Oculus, лидера перспективной технологии, за $2 млрд в 2014 году — это еще одно смелое предположение компании о следующем после смартфонов этапе развития компьютерных и коммуникационных технологий.

Однако Facebook – не единственная компания, работающая над подобными технологиями. Google использует ИИ для улучшения своих интернет-сервисов и автономных автомобилей. 

Facebook не так далеко продвинулась в создании виртуального голосового ассистента, как Amazon, Apple, Google и Microsoft, а в области чат-ботов они испытывают серьезную конкуренцию со стороны Microsoft и нескольких стартапов, стремящихся доказать, что чат-боты придут на смену нынешним приложениям. Даже по части виртуальной реальности, которую Цукерберг считает важной вехой на пути к дополненной реальности (ДР), где информация накладывается на изображение реального мира, у компании есть значительные соперники. Microsoft уже научилась создавать ДР с помощью HoloLens – их самого впечатляющего продукта за долгое время, а Google, уже давно работающае в сфере ВР, инвестировала в стартап Magic Leap, занимающийся ДР.

То, насколько велики амбиции Facebook и с какой конкуренцией она вынуждена столкнуться, показывает, что такие технологии изменят способ взаимодействия людей между собой, с данными и с окружающим миром. ИИ поможет устройствам и сервисам удовлетворять ваши потребности (приложение Inbox от Google уже предлагает возможные варианты ответов на электронные письма). Диалоговые интерфейсы позволят узнавать нужные сведения и делать что-то путем простого общения с устройством. Интеллектуальные сервисы в конце концов распространятся на множество товаров, среди которых будут носимые устройства, автомобили и очки для ВР и ДР. Всего через десятилетие компьютерные устройства могут принять форму интерфейсов ДР с поддержкой искусственного интеллекта, жестов и устного ввода, использующих в качестве дисплея весь окружающий мир. Информация будет проецироваться прямо на наше окружение, и это откроет для нас новые возможности в связи, творчестве и совместной работе.

Это амбициозное видение будущего, над реализацией которого работают Facebook, Google, Microsoft и другие техногиганты. Но в ходе этого прогресса могут возникнуть разногласия в области защиты личной информации и безопасности. Сбор всех этих данных для предоставления персонифицированных услуг во многом напоминает слежку, и многим потребителям это не понравится, если в обмен на это они будут получать продукты посредственного качества (в чем уже убеждается рекламная отрасль) или если безопасность не будет обеспечена на должном уровне.

Власть от людей

Есть опасения и по поводу появления монополий и возможного создания закрытых экосистем, из которых людям будет трудно переключаться между разными сервисами. План Facebook по предоставлению бесплатного доступа к ограниченному списку сайтов был заблокирован регулирующим органом Индии в сфере телекоммуникаций. Основанием для блокировки было мнение, что позволять управлять всем одной компании слишком «рискованно». В Германии антимонопольная служба сейчас расследует то, как в Facebook распоряжаются персональными данными пользователей. По мере роста своего влияния Facebook, скорее всего, будет все чаще иметь дело с подобными обвинениями, как случалось с Microsoft и Google ранее.

Поиск баланса между попытками еще глубже проникнуть в частную жизнь миллиардов пользователей, увеличить прибыль и избежать недовольства людей будет одной из главных задач для бизнеса XXI века. Даже в Древнем Риме случалось, что еще недавно преданная толпа вдруг оборачивалась против императоров. Так что аплодируем мистеру Цукербергу. И заодно немного за него переживаем.


Материалы по теме:

Внутри амбициозного плана Facebook по объединению всего мира

3 тренда, стоящие за революцией чат-ботов

Microsoft на пути к интеллектуальному ПО

Facebook сделал первый шаг для объединения соцсети и VR

Чат-революция: почему боты убьют мобильные приложения


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно